Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 1 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 августа 2020 г. по административному делу N 3а-138/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ставропольского края к Правительству Ставропольского края о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VII Постановления Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 618-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" в части установления подушевых нормативов финансирования.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Правительства Ставропольского края Фарафоновой Ю.С, Берест Е.Л, Карнауховой Е.В. и Василенко К.А, представляющих также интересы Министерства здравоохранения Ставропольского края, представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Буркалевой Л.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
27 декабря 2019 г. Правительством Ставропольского края принято постановление N 618-п, пунктом 1 которого утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг. (далее - территориальная программа), первоначальный текст которого размещен 27 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и 30 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
Разделом VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, согласно абзацу тридцать пятому раздела (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 30 марта 2020 г. N 143-п) подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2020 году - 2395, 64 рубля, в 2021 году - 2392, 47 рубля, в 2022 году - 2373, 21 рубля.
Заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим положения раздела VII территориальной программы в части установления подушевых нормативов финансирования, ссылаясь на то, что установленные подушевые нормативы финансирования ниже, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 (далее - Федеральная программа), что нарушает права граждан, проживающих на территории Ставропольского края, на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 1 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 августа 2020 г, административное исковое заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной через Ставропольский краевой суд 3 ноября 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 ноября 2020 г, Правительством Ставропольского края ставится вопрос об отмене судебных актов.
Прокуратурой Ставропольского края на кассационную жалобу представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Правительства Ставропольского края Фарафоновой Ю.С, Берест Е.Л, Карнауховой Е.В. и Василенко К.А, представляющих также интересы Министерства здравоохранения Ставропольского края, представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Буркалевой Л.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке уполномоченным органом, с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 1).
В соответствии со статьей 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установилобъемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья граждан положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) Федеральной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 610.
Согласно абзацу тридцать пятому раздела VII Территориальной программы (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 30 марта 2020 г. N 143-п) подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2020 году - 2395, 64 рублей, в 2021 году - 2392, 47 рублей, в 2022 году - 2373, 21 рублей. При этом абзацем сороковым раздела VII Федеральной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2020 году - 3593, 3 рублей, 2021 году - 3737 рублей и 2022 году - 3886, 5 рублей.
Проведя сравнительный анализ законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, с оспариваемыми положениями Территориальной программы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что что установленные в Территориальной программе подушевые нормативы финансирования определены в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утвержденными в Федеральной программе, что противоречит требованиям федерального законодательства и является основанием для признания оспариваемых положений недействующими.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом судов, поскольку он основан на правильном применении правовых норм и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе административного ответчика, проверялись судами и получили правовую оценку, не опровергают выводы судов и установленные ими обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 1 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.