Постановление Правительства Сахалинской области
от 1 октября 2010 г. N 473
"О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Сахалинской области
"Повышение энергетической эффективности региональной экономики и
сокращение издержек в бюджетном секторе Сахалинской области в 2010-2015 годах
и в перспективе до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства
Сахалинской области от 15.09.2010 N 438"
Постановлением Правительства Сахалинской области от 27 декабря 2013 г. N 786 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить изменения, вносимые в долгосрочную целевую программу "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение издержек в бюджетном секторе Сахалинской области в 2010-2015 годах и в перспективе до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 15 сентября 2010 года N 438 (прилагаются).
2. Внести изменения в приложение N 3 к долгосрочной целевой программе Сахалинской области "Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности по долгосрочной целевой программе Сахалинской области "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение издержек в бюджетном секторе Сахалинской области в 2010-2015 годах и в перспективе до 2020 года", изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
4. Постановление вступает в силу с момента его опубликования.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Изменения,
вносимые в долгосрочную целевую программу "Повышение энергетической
эффективности региональной экономики и сокращение издержек в бюджетном
секторе Сахалинской области в 2010-2015 годах и в перспективе до 2020 года",
утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области
от 15 сентября 2010 года N 438
(утв. постановлением Правительства Сахалинской области
от 1 октября 2010 г. N 473)
1. В паспорте Программы в разделе "Сроки и этапы реализации Программы" цифры "2010-2015" заменить цифрами "2010-2020".
2. Раздел 2. "Цели и задачи Программы" после таблицы дополнить абзацами следующего содержания:
"Помимо технических мероприятий, согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Программой предусмотрены мероприятия по организационно-правовому и информационному обеспечению энергосбережения и повышению энергетической эффективности:
- содействие проведению научно-исследовательской работы по эффективным методам управления деятельностью по энергосбережению и современным техническим решениям в сфере энергосбережения;
- организация обучения специалистов в соответствии с образовательными программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований;
- меры информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения;
- содействие в осуществлении просвещения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработка и реализация проекта единой открытой информационной системы энергопотребления.
Данные мероприятия будут финансироваться из внебюджетных источников.".
3. В разделе 3 "Система программных мероприятий":
3.1. после абзаца 5 дополнить абзацами следующего содержания:
- энергосбережение и повышение энергоэффективности при производстве и передаче энергоресурсов;
- энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве;
- развитие малой энергетики.";
3.2. подраздел 3.2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах коммунальной инфраструктуры" после слов "создать благоприятные условия для привлечения эффективных отечественных и иностранных технологий и оборудования." дополнить пунктами 9, 10 в следующей редакции:
"9. Содействие проведению обязательных энергетических обследований объектов теплоснабжения и коммунального хозяйства не менее 1 раза в 5 лет.
Государственное содействие проведению обязательных энергетических обследований организаций коммунального комплекса Сахалинской области заключается:
- в проведении организационных и контрольных мероприятий уполномоченным исполнительным органом государственной власти Сахалинской области;
- в научно-методическом сопровождении деятельности членов саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и заключения энергосервисных контрактов;
- в проведении семинаров, разъяснительной работы для органов местного самоуправления области по вопросам организации и содействия проведению энергетических обследований организаций коммунального комплекса на территории муниципального образования.
Непосредственная реализация данного мероприятия не связана с получением экономического эффекта. Мероприятие направлено на формирование системы мотивации организаций коммунального комплекса, на формирование программ снижения потерь в сетях и повышения коэффициента полезного действия источников энергии.
10. Разработка энергосберегающих мероприятий, в рамках программ повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Проведение мероприятия предполагает модернизацию и строительство тепловых сетей с внедрением новых теплоизоляционных материалов для снижения потерь в тепловых сетях, содействие строительству новых энергетических объектов: электростанций, линий передач, газопроводов, систем тепло- и водоснабжения, внедрение когенерационных установок для совместной выработки электрической и тепловой энергии, внедрение частотно-регулируемого привода низковольтных и высоковольтных двигателях, содействие реализации проектов модернизации или строительству новых котельных и сетей тепло- и водоснабжения, с переходом на горизонтальную разводку в жилых домах.
Для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в системах теплоснабжения необходимо проведение целого ряда мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой и электрической энергии, таких как:
- установка приборов учета на границах раздела зон эксплуатационной ответственности;
- комплекс мероприятий по замене оборудования и его модернизации: совершенствование топливоподготовки и топливоподачи, оснащение котельных приборами учета и автоматики, совершенствование систем подготовки теплоносителя, замену котлов, замену горелок и оптимизацию режимов горения топлива, изменение методов центрального регулирования отпуска тепла, модернизацию присоединения потребителей к тепловым сетям, строительство и модернизацию ЦТП и др.
Для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в системах водоснабжения необходимо проведение целого ряда мероприятий, направленных на снижение потерь, таких как:
- регулярная гидравлическая наладка и гидропневматическая промывка тепловых сетей;
- установка приборов учета на границах раздела зон эксплуатационной ответственности;
- замена аварийной секционирующей арматуры;
- переход на горизонтальную разводку в жилых домах;
- реконструкция и строительство тепловых камер, перекладка тепловых сетей на новые с применением предизолированных труб с использованием технологии изоляции стеклоэмалевым покрытием;
- внедрение информационно-расчетных комплексов для диспетчеризации и управления теплопотреблением и др.
Механизм реализации программных мероприятий через государственную поддержку реализации инвестиционных проектов в виде стимулирования привлечения частных инвестиций под предоставление гарантий Правительства Сахалинской области по кредитам коммерческих банков на реализацию инвестиционных проектов
По экспертной оценке экономическая эффективность от разработки Программ комплексного развития от снижения потерь топливно-энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса за счет сокращения расхода потерь составит 6 - 15% в год.".
4. В подразделе 3.2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах коммунальной инфраструктуры" раздел "Мероприятия на 2012-2015 годы реализации Программы включают:" после слов "оптимальным для поселения образом." дополнить абзацем следующего содержания:
"По результатам разработки ПКР утверждаются технические задания для организаций коммунального комплекса на разработку и реализацию инвестиционных программ с количественно выраженными конечными результатами (эффектами) и ожидаемыми условиями и структурой привлечения источников финансирования.".
5. Подраздел 3.4 "Типовые мероприятия для объектов бюджетной сферы" считать подразделом 3.7.
6. Пункты 3.4.1-3.4.18 считать соответственно пунктами 3.7.1-3.7.18.
7. Дополнить подразделами 3.4-3.6 следующего содержания:
"3.4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде.
1. Содействие проведению добровольных энергетических обследований жилых зданий.
Цель и задачи мероприятия - выявление резервов повышения энергоэффективности жилых зданий, строений, сооружений путем сбора и анализа информации об их энергопотреблении, в том числе ранжирование зданий по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению.
Проведение мероприятия предполагает проведение энергетического аудита, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов, представление энергетических паспортов, ранжирование жилых зданий по уровню энергоэффективности, выявление жилых зданий, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности.
Исполнители: уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления, члены саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, осуществляющие энергетические обследования.
Механизм реализации программных мероприятий связан с мерами государственного содействия при проведении энергетических обследований жилых зданий на территории муниципальных образований Сахалинской области, заключающимися:
- в проведении административно-контрольных мероприятий уполномоченными организациями;
- в научно-методическом сопровождении деятельности членов саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и заключения энергосервисных контрактов;
- в проведении семинаров, разъяснительной работы для органов местного самоуправления, ТСЖ, управляющих компаний по вопросам организации и содействия проведению энергетических обследований жилых зданий на территории муниципального образования.
В целях содействия проведению обследования объектов жилищного фонда, находящихся в муниципальной собственности, органам местного самоуправления рекомендуется:
- предусмотреть в муниципальных программах энергосбережения норму о субсидировании затрат на проведение указанных обследований.
- предусмотреть обеспечение открытости и доступности для населения данных о потреблении энергоресурсов, об экономии и финансовых результатах по объектам жилого фонда.
Экономическая эффективность. Непосредственная реализация данного мероприятия не связана с получением экономического эффекта. На основе полученных измерений и создания доказательной базы изменившейся структуры потребления будут заключены новые договора на поставку тепла, электроэнергии, воды и водоотведения, которые позволят сократить договорные значения и, следовательно, снизить лимиты потребления, а значит, и расходы населения.
Обеспечение открытости данных для любого потребителя энергоресурсов как по своему объекту жилого фонда, так и по любому другому будет являться значительным стимулом к экономии ресурсов при потреблении их населением, сильным аргументом мотивации к энергобережливому поведению потребителей.
2. Содействие оснащению жилых зданий, присоединенных к системам централизованного энергоснабжения, подомовыми и поквартирными коммерческими приборами учёта.
Цель и задачи мероприятия - организовать повсеместный учет потребления энергоресурсов в жилищном секторе с целью изменения потребительского поведения населения на энергосберегающее.
Проведение мероприятия предполагает проведение необходимых организационных и финансовых мер, стимулирующих установку общедомовых и индивидуальных (поквартирных) приборов учета потребления электрической, тепловой энергии, природного газа и воды в жилищном секторе.
Исполнители: уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления, собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах, подключенных к центральным системам снабжения энергетическим ресурсами, ресурсоснабжающие и иные организации.
Механизм реализации мероприятия связан с финансовыми инструментами государственной поддержки за счет средств областного бюджета и включает выделение субсидий местным бюджетам для софинансирования расходов по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в домах жилого фонда, подключенных к центральным системам снабжения, расположенных на территории муниципального образования, в размере 30% затрат при условии:
- наличия утвержденной программы муниципального района (городского округа) по энергосбережению;
- выделения в местном бюджете средств на софинансирование данных расходов в размере не менее 30% затрат;
- выделения жильцами дома до 40% средств на установку указанных приборов учета.
В ветхих домах низкой этажности, где срок окупаемости общедомового прибора значительно выше средней величины по муниципальному образованию, размер субсидии из областного бюджета может составлять до 90% и регулируется нормативным правовым актом органов местного самоуправления.
Организационно-правовые инструменты реализации мероприятия включают:
- разработку и принятие нормативного правового акта Правительства Сахалинской области, регламентирующего порядок и условия выделения указанных видов субсидий;
- обязательности требований к диспетчеризации и автоматической передачи данных в муниципальную информационную систему в области энергосбережения при установке приборов за счет выделенных субсидий;
- законодательное утверждение суммы средств в областном бюджете на выплату субсидий в виде иных межбюджетных трансфертов;
- сбор заявок от органов местного самоуправления на получение субсидий;
- распределение выделенных средств областного бюджета между муниципальными образованиями пропорционально количеству проживающих граждан в многоквартирных домах.
Одна из основных проблем реформирования жилищно-коммунального хозяйства - рост стоимости услуг вне зависимости от качества их предоставления. Установка общедомовых приборов коммерческого учета - первый шаг к снижению расходов собственников на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того мотивация развития системы учета будет способствовать созданию системы, позволяющей учесть интересы участвующих сторон.
1. Интересы органов местного самоуправления:
- социальная стабильность;
- экономия энергоресурсов за счет организации полного коммерческого учета тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды на вводах инженерных сетей в многоквартирные дома;
- уменьшение финансового давления на бюджет.
2. Интересы населения:
- оплата за фактически потребляемые коммунальные услуги, экономия энергоресурсов;
- возможность управлять потреблением энергоресурсов на уровне многоквартирного дома.
3. Интересы управляющих компаний:
- безубыточность работы по договорам предоставления коммунальных услуг населению, вхождение в сферу учета ресурсов, вложение средств и получение прибыли.
4. Интересы поставщиков:
- финансовые поступления за отпущенные объемы ресурсов.
Сами по себе приборы учета экономию не дают, однако они фиксируют фактический расход воды, количество потребляемой энергии и стимулируют потребителей к рачительному использованию энерговодоресурсов. Опыт внедрения приборов учета показывает, что фактический расход после установки приборов снижается на 10 - 30% по сравнению с нормативным значением. Экономия денежных средств на оплату услуг отопления и водоснабжения в среднем составляет 10 - 30%. Срок окупаемости установки приборов учета тепла в большинстве случаев не превышает 2-х отопительных сезонов, приборы учета воды окупаются примерно за 2-4 года.
3.5. Энергосбережение и повышение энергоэффективности при производстве и передаче энергоресурсов.
Основным направлением разработки и реализации мероприятий по энергосбережению при производстве и передаче энергоресурсов являются:
- повышение эффективности работы электроэнергетики за счет снижения затрат на производство и передачу энергии;
- удовлетворение потребностей экономики области в электрической и тепловой энергии;
- сокращение негативного воздействия на окружающую среду предприятий энергетики.
Для реализации вышеперечисленных целей необходимо решить следующие задачи:
- снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в энергетике;
- снижение удельного потребления энергии на единицу выпускаемой продукции в области электроэнергетики;
- повышение энергетической эффективности выпускаемой продукции;
- улучшение метрологического контроля, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов;
- повышение КПД действующих энергетических установок;
- снижение потерь энергоносителей в инженерных сетях.
Предусматривается выполнить следующие организационные и технические мероприятия:
Организационные мероприятия по энергосбережению направлены на снижение расходов электроэнергии на собственные и хозяйственные нужды за счёт проведения инвентаризации и оптимизации использования вспомогательного оборудования.
Организационные мероприятия по объектам энергетики направлены на стимулирование процесса энергосбережения, создание необходимых условий для внедрения энергосберегающих технологий:
- проведение энергоаудита - энергетическая паспортизация электростанций, включающая энергетические обследования, оценку имеющихся резервов экономии и определение технико-экономической эффективности мероприятий по энергоресурсосбережению;
- использование средств массовой информации для освещения проблем энергосбережения в энергетике, в том числе рекламирование поквартирных энергосберегающих приборов и т.д.;
- модернизация приборов учета топливных ресурсов, электроэнергии;
- проведение мероприятий по оптимизации режимов загрузки электростанций в зависимости от сезонной загрузки;
- разработка и внедрение НИОКР в области энергосбережения.
Применение устройства частотно-регулируемого привода (ЧРП) предназначено для мягкого старта асинхронных двигателей и управления скоростью вращения асинхронных и синхронных двигателей переменного тока. Наличие программируемых параметров, таких как время торможения, постоянная скорость, исключение механического резонанса, позволяет экономить до 50% электроэнергии. Экономический эффект от модернизации получается за счёт снижения тепловой нагрузки на 0,5 Гкал/час и снижения электропотребления при внедрении ЧРП в тепловых пунктах. Расчётная экономия порядка 90 Гкал в год на каждый ЦТП.
Для снижения потерь тепловой энергии при транспортировке будет продолжена замена изоляции из минплиты МП-75 на пенополиуретановую (ППУ-скорлупы). Замена теплоизоляции на тепловых сетях на пенополиуретановые - современные экологичные теплоизоляционные изделия (скорлупы) позволяет использовать их с температурой теплоносителя от +150 до +180 градусов С0 и сроком службы 20 лет и более. Жёсткий пенополиуретан в антивандальной окожушке практически не впитывает воду и не гниёт. Он стоек к воздействию химических сред и атмосферных осадков, устойчив против старения. Переход на пенополиуретановую изоляцию позволит сократить потери теплоносителя до 70%, трудозатраты на ремонт изоляций до 80%, сроки монтажа изоляции на объектах, осуществлять монтаж круглый год, предохранить трубопроводы от "раздевания".
Мероприятия по снижению потерь электрической энергии включают продолжение проводившихся ранее набора работ, таких как:
- замена проводов на перегруженных ВЛ;
- замена перегруженных, установка и ввод в эксплуатацию дополнительных силовых трансформаторов;
- замена недогруженных силовых трансформаторов и трансформаторов с повышенными потерями мощности в стали;
- перевод на более высокое напряжение линий и ПС;
- разукрупнение распределительных сетей 0,38-35 кВ;
- компенсация реактивной мощности в сетях 35, 10 кВ;
- а также нормирование потерь электрической энергии.
Работа по совершенствованию средств и систем учёта энергоресурсов состоит из мероприятий по инвентаризации, оснащению и модернизации измерительных комплексов, установке АСКУЭ как на энергетических объектах, так и в бытовом и мелкомоторном секторе энергопотребления.
Целью данного мероприятия является оснащение максимальной части энергетических потоков системами технического и в особенности коммерческого учёта для снижения потерь электрической и тепловой энергии в сетях и доведения качества и количества поставляемого топлива до договорного уровня.
Основная задача реконструкции и строительства электрических сетей состоит в обеспечении надёжного энергоснабжения потребителей и возможности подключения новых объектов, а энергосбережение является сопутствующим фактором. Ведется большая работа по выявлению и предотвращению хищений электрической энергии.
"3.6. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве.
1. Повышение энергоэффективности в промышленности.
Это направление реализуется как за счет мероприятий, согласованных в соответствующих отраслевых программах, действующих на территории Сахалинской области в отношении крупных холдингов (или их региональными отделениями) и компаний-производителей наиболее энергоемкой промышленной продукции, так и за счет реализации типовых технических мероприятий по модернизации общепромышленного оборудования.
Целью является оптимизация расходов промышленных предприятий на энергообеспечение и повышение эффективности использования энергоресурсов за счет сокращения непроизводительных расходов и потерь энергоносителей.
На промышленных объектах целесообразно проведение следующих энергосберегающих мероприятий:
- совершенствование системы планирования и отчетности по энергопотреблению;
- расширение системы нормирования (обновление технологических норм и норм потерь в сетях);
- разработка системы материального стимулирования персонала энергослужб за экономию энергоресурсов, рационализаторские предложения, за оптимальную загрузку энергетического оборудования;
- обучение персонала, совершенствование методического и информационного обеспечения.
- оптимизация работы энергетического оборудования;
- установка и модернизация приборов учета тепловой энергии с дистанционным опросом;
- установка в системе водоснабжения приборов коммерческого учета с дистанционным опросом;
- реконструкция схем электроснабжения горных работ с целью приближения питающих центров к потребителям, систем теплопотребления с обеспечением индивидуального регулирования теплопотребления;
- замена двигателей завышенной мощности;
- замена установленных светильников с лампами накаливания и с лампами типа ДРЛ на светодиодные светильники;
- внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии;
- ремонт трубопроводов с использованием современных типов тепловой изоляции (снижение потерь при транспорте тепла);
- улучшение теплозащиты ограждений производственных зданий.
Кроме того на промышленных предприятиях в целях энергосбережения необходимо:
- провести энергоаудит с последующим устранением нерациональных потерь ТЭР;
- осуществить внедрение системы технического учета в системе электроснабжения, что позволяет повысить точность и качество планирования объемов потребления электроэнергии на предстоящие периоды, выявить и минимизировать технические потери электроэнергии при передаче до конечного потребителя;
- осуществить внедрение системы технического учета в системе теплоснабжения, что позволит осуществить контроль показаний узла коммерческого учета и давать более объективную оценку потребления теплоты.
2. Повышение энергоэффективности на транспорте.
Это направление реализуется как за счет мероприятий, проводимых региональными отделениями холдингов, контролирующих трубопроводный и железнодорожный транспорт, так и за счет реализации типовых технических мероприятий по модернизации и замене парка транспортных средств, внедрению методов энергоэффективного вождения и развитию транспортной инфраструктуры городов и логистики.
2.1. На транспорте реализуется типовые технические мероприятия:
2.1.1. Организация курсов по эффективному вождению (обязательное введение в программы автошкол предмета "Энергоэффективное вождение", начиная с 2010 года, обязательная переподготовка водителей автобусов и грузовых автомобилей - раз в 5 лет). Доля водителей, обученных энергоэффективному вождению, к 2020 году должна достигнуть по легковым автомобилям 13,8%, по автобусам - 48,0%, по грузовым автомобилям - 20,9%.
2.1.2. Применение интегрированного подхода к планированию работы транспорта (перспективный городской план работы транспорта), что позволит снизить показатель среднего пробега автомобилей (за счет все большего использования общественного транспорта и безмоторных транспортных средств владельцами легковых автомобилей, оптимизации транспортных потоков, сокращения времени стояния в пробках). План должен содержать: компонент городского планирования, оптимальную интеграцию жилых, деловых, коммерческих и культурных зон; создание городских транспортных узлов и перехватывающих парковок (мест пересадки с автомобиля на общественный транспорт или с одного вида общественного транспорта на другой, информацию о маршрутах движения общественного транспорта); зонирование города по возможности использования разных автотранспортных средств и пешеходных зон; введение норматива плотности велосипедных дорожек (км/кв. км площади города); зонирование города по стоимости парковки с дифференциацией платы за парковку в наиболее загруженных частях города; введение телеметрических систем контроля потока движения и управления им; план развития и повышения качества услуг общественного транспорта; выделение отдельных полос для общественного транспорта; субсидирование общественного транспорта; план замены транспортных средств парка общественного транспорта на более эффективные; план проведения информационных и демонстрационных кампаний ("неделя велосипеда", "день без автомобиля" и т.п.); план строительства новых и улучшение покрытия старых дорог и многое другое. Необходимо обеспечить мониторинг эффективности реализации таких планов. Они позволяют уменьшить время стояния в пробках, показатели среднего пробега легкового автомобиля, повысить степень использования общественного транспорта и безмоторных транспортных средств. Многим европейским странам удалось достичь следующих показателей: более 30% всех поездок на автомобилях имеют протяженность менее 3 км, а 50% поездок имеют протяженность менее 5 км. Суммарная экономия от реализации этой меры должна составить 51,2 тыс. т.у.т. в 2015 и 109,9 тыс. т.у.т. в 2020 году.
2.1.3. Перевод автобусов общего пользования на работу на сжатом биогазе. В настоящее время большое количество биогаза, получаемого на очистных сооружениях попадает в атмосферу. Его утилизация благоприятным образом сказывается на экологической обстановке: в использовании биогаз на 75% чище дизельного топлива и на 50% - бензина. Для человека токсичность биогаза на 60% ниже по сравнению с нефтяными видами топлива. Биогаз будет вырабатываться на очистных сооружениях области. Примером успешной реализации таких проектов могут служить Курьяновские ГОС в Москве. Биогаз как горючее топливо широко применяется в Германии, Дании, Китае, США и других развитых странах. Экономия нефтепродуктов от реализации этой меры составит 1,2 тыс. т.у.т. в 2015 году и 1,5 тыс. т.у.т. в 2020 году.
3. Повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве
Принятая в 2007 году Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы ставит задачу ускоренного перехода сельского хозяйства к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий. Основой технической и технологической модернизации согласно этой программе является обновление парка сельскохозяйственной техники.
В сельском хозяйстве реализуются меры по проведению энергетического аудита 1 раз в 5 лет на всех объектах, у которых годовые затраты на энергоснабжение превышают 10 млн. руб., а также реализуется два типовых технических мероприятия:
- повышение эффективности парка сельскохозяйственных тракторов с оптимизацией их мощности и снижением среднего расхода топлива новых сельскохозяйственных тракторов, работающих на дизельном топливе, до 192,5 г/кВт/ч в 2015 году с увеличением коэффициента обновления парка сельскохозяйственных тракторов до 10,3% в 2012 году и его поддержание на этом уровне до 2020 г.;
- повышение энергоэффективности тепличного хозяйства (улучшение изоляции теплиц; автоматизация систем управления источниками тепла и микроклиматом; внедрение эффективных систем подогрева воды для полива, аккумуляторов тепла; утилизация тепла отходящих газов; использование ЧРП; внедрение новых технологий на площади зимних теплиц 5 млн. кв. м к 2015 году и 14 млн. кв. м к 2020 году).
За счет реализации этого комплекса мер в сельском хозяйстве годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году - 25 тыс. т.у.т., к 2020 году - 46 тыс. т.у.т.; суммарная экономия первичной энергии достигнет: в 2010-2015 годах - 81 тыс. т.у.т., в 2010-2020 годах - 270 тыс. т.у.т.".
8. Дополнить разделом 4.1, изложив его в следующей редакции;
"4.1. Организационно-правовое и информационное обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
1. Принятие нормативных правовых актов органов государственной власти Сахалинской области.
Цель и задачи мероприятия - создание нормативно-правовой основы реализации программных мероприятий, в том числе правового механизма системы экономических стимулов и мотиваций энергосбережения и повышения энергоэффективности учреждений и организаций бюджетной сферы, жилищного сектора, объектов теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, других сфер экономики области.
Проведение мероприятия предполагает принятие необходимого пакета правовых и нормативно-правовых актов исполнительных органов государственной власти Сахалинской области, регулирующих стимулирование снижения потребления энергетических ресурсов государственными областными учреждениями социальной сферы, в том числе включающего вопросы:
- "замораживания" планируемых главным распорядителем средств по смете расходов учреждения на энергоресурсы;
- порядок учета сэкономленных учреждением средств от энергосберегающих мероприятий;
- порядок возмещения инвестиционных затрат энергосервисной компании на реализацию энергосберегающих мероприятий;
- порядок направления средств экономии на увеличение фонда оплаты труда и дополнительных выплат стимулирующего характера работникам учреждения - участникам реализации энергосберегающих мероприятий.
2. Финансовые инструменты государственной поддержки проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Сахалинской области, в том числе:
- порядок предоставления государственных гарантий энергосервисным компаниям на реализацию инвестиционных проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности учреждений и организаций бюджетной сферы жилых зданий, объектов теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры;
- порядок предоставления субсидий местным бюджетам для софинансирования расходов по установке общедомовых приборов учета в домах жилого фонда, расположенных на территории муниципального образования;
- порядок предоставления субсидий местным бюджетам для софинансирования расходов по проведению 3-дневных обучающих семинаров для руководителей; лиц, отвечающих за энергосбережение в учреждениях бюджетной сферы; работников ТСЖ, управляющих компаний жилым фондом.
3. Акты, носящие административно-нормативный характер и включающие:
- пересмотр существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению и энергоэффективности;
- совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;
- сертификацию энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на соответствие нормативам расхода энергии и др.
Исполнители: исполнительные органы государственной власти Сахалинской области - главные распорядители бюджетных средств.
Механизм реализации мероприятий предполагает формирование государственного заказа и проведение конкурсных процедур по определению организаций - исполнителей разработки нормативного правовых актов с учетом требований федерального законодательства о порядке государственных закупок.
Затраты на реализацию мероприятия осуществляются за счет текущего финансирования.
Экономическая эффективность. Принятие указанных документов позволит сформировать правовое поле для стимулирования энергосберегающей деятельности всех участников программы, в том числе энергосервисные компании, ресурсоснабжающие организации, проводимой ими на объектах бюджетной сферы, жилого фонда, объектах теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры и др.
2. Мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности.
Цель и задачи мероприятия - создание системы стимулирования нового типа энергопотребления, ориентированного на экономию, учет затрат и реализацию мер по повышению энергоэффективности.
Проведение мероприятия предполагает:
- переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования;
- введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления;
- введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням и др.
Важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в проекты по энергосбережению являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
Исполнители: региональная энергетическая комиссия Сахалинской области, министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области, органы местного самоуправления.
Затраты на реализацию мероприятия осуществляются за счет текущего финансирования.
Экономическая эффективность. Результатом реализации мероприятия по переходу на новые системы тарифного регулирования будет повышение экономической мотивации бизнеса к реализации энергосберегающих инвестиционных проектов, создание условий для формирования нового типа потребительского поведения в сфере энергопотребления.
3. Обеспечение государственного мониторинга и контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Цель и задачи мероприятия - систематический сбор данных и контроль за ходом реализации программных мероприятий с целью принятия необходимых мер по их корректировке.
В целях осуществления мониторинга энергопотребления в бюджетной сфере министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области разрабатывает:
- положения о мониторинге энергопотребления в бюджетной сфере, включая показатели, характеризующие уровень энергоэффективности бюджетных учреждений;
- формы отчетности и периодичность их представления, а также систему показателей, позволяющих контролировать процесс реализации программы и оценивать областные бюджетные учреждения по уровню энергоэффективности для проведения первоочередных энергосберегающих мероприятий.
Механизм реализации программных мероприятий: создание, пропаганда и поддержка сайта областной программы по энергосбережению, включая сбор, обработку, согласование и оперативное размещение информации по мониторингу текущих проектов.
Исполнители: органы исполнительной власти Сахалинской области.
Затраты на реализацию мероприятия осуществляются за счет текущего финансирования.
4. Разработка и реализация проекта единой открытой информационной системы энергопотребления.
Цель и задачи мероприятия - организация системы сбора и аналитической обработки информации в сфере энергосбережения и энергоэффективности Сахалинской области с целью обеспечения ее прозрачности и доступности результатов анализа.
Проведение мероприятия предполагает:
1. Сбор и анализ информации о потреблении и сведений текущих балансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных о проживающих гражданах названо Правительством Российской Федерации значительной проблемой при обеспечении прозрачной и взаимопонятной системы расчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками многоквартирных домов.
2. Реализацию жестких нормативных требований к наличию приборов учета, установленных законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и создание единых муниципальных баз информационных ресурсов, включающих в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другие мероприятия .
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе, будет включать в себя следующие сведения:
- данные о ходе и результатах проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
- средние показатели энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта;
- количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;
- показатели энергоемкости экономики региона, в том числе ее отраслей;
- данные о потенциале снижения показателей энергоемкости экономики региона, в том числе ее отраслей;
- данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;
- сведения о размерах тарифов, удельном размере энергопотреблении в разрезе муниципальных образований и отдельных объектов энергосбережения (здание, квартира) и др.
3. Обеспечение системы доступа к результатам анализа энергоэффективности Сахалинской области, в том числе через Интернет.
Исполнители: уполномоченный исполнительный орган государственной власти Сахалинской области.
Механизм реализации программных мероприятий предполагает формирование государственного заказа и проведение конкурсных процедур по выявлению потенциального разработчика информационной аналитической системы с учетом требований федерального законодательства о порядке государственных закупок.
Затраты на реализацию проекта составят 20 000,0 тыс. руб. средств областного бюджета.
Экономическая эффективность. По экспертной оценке эффективность реализации проекта состоит в обеспечении синергетического эффекта выполнения комплекса мероприятий программы.
5. Содействие в осуществлении просвещения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Цель и задачи мероприятия - формирование мировоззрения детей и руководителей и работников бюджетных учреждений на рачительное использование энергоресурсов.
Проведение мероприятия предполагает:
- разработку методических рекомендаций и типовых образовательных программ, в том числе с дистанционной формой обучения с использованием сети Интернет, включающих вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности для образовательных учреждений;
- проведение занятий по основам энергосбережения среди учащихся образовательных учреждений Сахалинской области;
- разработка и проведение в школах "урока энергосбережения", творческого конкурса ученических работ по теме энергосбережения;
- проведение 3-дневных обучающих семинаров для руководителей; лиц, отвечающих за энергосбережение в учреждениях бюджетной сферы; работников ТСЖ, управляющих компаний.
Механизм реализации мероприятия предполагает использование административных инструментов государственного управления, а также субсидирование организации и финансирования специальных межрайонных краткосрочных (3 дня) обучающих семинаров по энергосбережению для работников бюджетных учреждений, ТСЖ, управляющих компаний в размере 50% из расчета стоимости обучения одного слушателя не более 2000 руб.
Исполнители: органы исполнительной власти Сахалинской области.
Затраты на реализацию мероприятия составят 3 000,0 тыс. руб. средств областного бюджета.
Экономическая эффективность. Прямого эффекта обучающие мероприятия не приносят, результативность оценивается косвенно показателями экономии потребления энергоресурсов населением области в последующем. В результате реализации данного мероприятия будут проведены обучающие семинары для 7,5 тыс. человек из числа руководителей и лиц, отвечающих за энергосбережение в учреждениях бюджетной сферы; работников ТСЖ и управляющих компаний. Эффект от реализации мероприятия состоит в достижении эффектов, предусмотренных в рамках реализации мероприятий программы.
6. Меры информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения.
Цель и задачи мероприятия - вовлечение в процесс энергосбережения всех социальных слоев населения области, управляющих компаний и товариществ собственников жилья за счет пропаганды выгодности и престижности энергосберегающего поведения, создания общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения и обеспечения необходимой информацией.
Проведение мероприятия предполагает:
1. Опубликование областной программы энергосбережения в региональных СМИ:
- распространение в СМИ тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- организация пропаганды энергосбережения для эффективного воздействия на жителей по принципу информационной волны с целью активного формирования общественного порицания энергорасточительства и престижа экономного отношения к энергоресурсам в обществе;
- проведение PR-акций по энергосбережению и повышению энергоэффективности для различных категорий потребителей.
2. Предоставление в простых и доступных формах, в том числе в интерактивном виде в сети Интернет, информации о способах энергосбережения в быту, преимуществах энергосберегающих технологий и оборудования, особенностях их выбора и эксплуатации, в том числе распространение информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности.
3. Создание и размещение в открытом доступе веб-сервисов энергосбережения для жителей Сахалинской области;
4. Организация выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; проведение тематических конференций, симпозиумов.
Механизм реализации мероприятия предполагает формирование государственного заказа на проведение соцопросов об отношении жителей области к проблеме энергосбережения, разработку и размещение рекламы на транспорте, в подъездах на базе стационарных стендов; освещение мероприятий программы на сахалинских теле- и радиоканалах, в периодических печатных изданиях и т.д. и бюджетное финансирование государственного заказа (в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ).
Исполнители: уполномоченные исполнительные органы государственной власти Сахалинской области.
Затраты на реализацию мер по пропаганде энергосбережения составят 4 000,0 тыс. руб. средств областного бюджета.
Экономическую эффективность мероприятия можно оценить исходя из средних показателей эффективности рекламно-пропагандистской кампании в 5%, что вполне достигается приведенными мерами.
7. Организация обучения специалистов в соответствии с образовательными программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований
Цель и задачи мероприятия - содействие созданию и эффективной деятельности рынка энергосервисных услуг путем организации обучения работников организаций - членов СРО, занимающихся энергетическим обследованием.
Проведение мероприятия предполагает: компенсацию расходов на прохождение обучения специалистов в соответствии с образовательными программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований в учебных заведениях (центрах), имеющих соответствующую аккредитацию, но не более 20,0 тыс. руб.
Механизм реализации мероприятия предполагает разработку нормативного правового акта о порядке компенсации расходов на прохождение обучения энергоаудиторов.
Исполнители: уполномоченный исполнительный орган государственной власти Сахалинской области.
Затраты на реализацию мероприятия составят 4 000,0 тыс. руб. средств областного бюджета.
Экономическая эффективность. В результате реализации данного мероприятия в образовательных центрах пройдут подготовку по программе "Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения" 200 энергоаудиторов. Тем самым в Сахалинской области будет создан профессиональный кадровый потенциал для реализации энергосберегающих мероприятий. Эффект от реализации мероприятия составит 6,34 млн. руб. в год в виде отчислений (НДФЛ) в областной бюджет.
8. Содействие проведению научно-исследовательской работы по эффективным методам управления деятельностью по энергосбережению и современным техническим решениям в сфере энергосбережения.
Цель и задачи мероприятия - выявление новых эффективных методов управления деятельностью по энергосбережению и современных технических решений в сфере энергосбережения.
Проведение мероприятия предполагает содействие проведению научно-исследовательских работ, посвященных энергоэффективной проблематике.
Механизм реализации мероприятия связан с формированием государственного заказа на выполнение НИР и его бюджетное финансирование в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ.
Исполнители: ИОГВ Сахалинской области, научные центры и высшие учебные заведения, Сахалинский ЦНТИ.
Затраты на реализацию мероприятия составят 4 000,0 тыс. руб. в год за счет средств областного бюджета".
9. В разделе 6 "Оценка социально-экономической эффективности Программы":
9.1. в абзаце 20 цифры "2015" заменить цифрами "2012";
9.2. исключить подпункты 6.1 - 6.8.
10. Дополнить разделом 7 следующего содержания:
"7. Организация управления Программой и контроль за ходом её реализации.
Для осуществления контроля над выполнением мероприятий Программы, оценки эффективности, выделения и тиражирования лучшего опыта, создается система мониторинга реализации Программы, включающая организационные структуры мониторинга и специализированные информационные системы.
Внутренний мониторинг за выполнением программных мероприятий (внутренний контроль) осуществляется государственным заказчиком Программы и межведомственной рабочей группой Правительства Сахалинской области по разработке, реализации и корректировке Программы. Внешний мониторинг реализации Программы в соответствии с пунктом 90 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации" осуществляет региональный филиал ФГУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России на основании ежеквартальных отчетов.
Под внешний мониторинг попадают мероприятия, получающие любой вид государственной поддержки. Для этого на объекте вместе с системой приборов учета энергоресурсов и воды монтируется система "Энергостраж", осуществляющая мониторинг потребления ресурсов по приборам учета и передающая информацию в Государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Сахалинской области от 1 октября 2010 г. N 473 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение издержек в бюджетном секторе Сахалинской области в 2010-2015 годах и в перспективе до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 15.09.2010 N 438"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Губернские ведомости" от 6 октября 2010 г. N 183
Текст постановления опубликован в газете "Губернские ведомости" от 5 октября 2010 г. N 182
Постановлением Правительства Сахалинской области от 27 декабря 2013 г. N 786 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.