Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио
и судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2-1234/20 по апелляционной жалобе истца фио на решение Басманного районного суда адрес от дата, которым постановлено:
признать недействительным договор об обязательном пенсионном страховании от дата N 119-305-608 43, заключенный между наименование организации и фио.
Обязать наименование организации передать в Пенсионный фонд Российской Федерации в срок не позднее 30 дней со дня получения решения суда средства пенсионных накоплений фио, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6-1 Федерального закона от дата N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованного лица фио.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с наименование организации в пользу фио в счет возмещения судебных расходов сумма,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратилась в суд с иском к ответчику наименование организации о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, обязании передать средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику, взыскании утраченного инвестиционного дохода, недополученного инвестиционного дохода, возмещении судебных расходов, морального вреда, мотивируя свои требования тем, что между ней и Пенсионным фондом Российской Федерации действовал договор об обязательном пенсионном страховании, однако в дата средства его пенсионных накоплений незаконно переведены в наименование организации на основании договора об обязательном пенсионном страховании, однако истцом никаких договоров с иными негосударственными пенсионными фондами не заключалось, заявлений о переходе в другие негосударственные пенсионные фонды в Пенсионный фонд РФ не подавалось.
Протокольным определением от дата произведена замена наименование организации на наименование организации, ввиду реорганизации обозначенного ответчика путем присоединения к названному юридическому лицу (л.д. 38).
Истец фио - в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика наименование организации - в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ГУ-ОПФР по адрес - в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит истец по тем основаниям, что суд существенно нарушил нормы материального и процессуального права.
Представители ответчика наименование организации, третьего лица ГУ-ОПФР по адрес, извещенные надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, руководствуясь ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Так судом первой инстанции установлено и следует и материалов дела, что дата между фио и наименование организации заключен договор об обязательном пенсионном страховании N 119-305-608 43.
По условиям вышеуказанного договора ответчик обязался осуществить деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплаты правопреемникам застрахованного лица.
Средства пенсионных накоплений истца в размере сумма поступили в наименование организации дата, что отражено в выписке по счету застрахованного лица фио
Перевод средств пенсионных накоплений истца в наименование организации осуществлен на основании договора об обязательном пенсионном страховании от дата N 119-305-608 43 и заявления о досрочном переходе в негосударственный пенсионный фонд от дата N 087-333-0610.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, деятельность юридического лица наименование организации прекращена путем реорганизации в форме присоединения. С дата её правопреемником является наименование организации, соответственно все права и обязанности по оспариваемому договору перешли к наименование организации.
В соответствии со ст. ст. 1, 160, 166, 167, 168, 395, 434 ГК РФ, ст. ст. 36.2, 36.3, 36.4, 36.5, 36.6, 36.6-1, 36.7 Федерального закона от дата N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, - суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных фио исковых требований.
При этом суд исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства выражения воли истца на заключение договора об обязательном пенсионном страховании, переход из Пенсионного Фонда РФ в наименование организации и перевод средств пенсионных накоплений.
Поскольку средства пенсионных накоплений истца поступили в наименование организации, - постольку суд первой инстанции обязал наименование организации передать в Пенсионный фонд Российской Федерации средства пенсионных накоплений фио, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6-1 Федерального закона от дата N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованного лица фио
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку решение суда обжалуется истцом в части отказа во взыскания с ответчика морального вреда, ввиду не применения к возникшим между сторонами спорным правоотношениям Закона РФ N 2300-1 от дата "О защите прав потребителей", - постольку оснований для проверки решения в остальной части в силу абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Тем не менее, при рассмотрении настоящего дела в обжалуемой его части, - такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Соглашаясь с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о возмещении морального вреда, коллегия исходит из того, что положения Закона Российской Федерации N 2300-1 от дата "О защите прав потребителей" не применены к правоотношениям, возникающим из договоров об обязательном пенсионном страховании, в том числе к правоотношениям, между фио и наименование организации (в настоящее время - наименование организации) по следующим основаниям.
Преамбулой обозначенного Закона Российской Федерации N 2300-1 от дата установлено, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с положениями абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, - предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исходя из комплексного толкования норм, регулирующих гражданские правоотношения, в том числе из определений терминов участников правоотношений, регулируемых указанным Законом Российской Федерации N 2300-1 от дата, можно установить, что нормы защиты прав потребителей распространяются на возмездные договоры, заключенные в рамках осуществления предпринимательской деятельности одной из сторон правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от дата N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия).
наименование организации осуществляло свою деятельность как негосударственный пенсионный фонд на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Такую деятельность также осуществляет его правопреемник - наименование организации.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 3 приведенного Федерального закона N 75-ФЗ от дата определено, что договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица.
Согласно положениям Федерального закона от дата N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (п. 1 ч. 1 ст. 3); средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования (п. 3 ч. 1 ст. 3).
Субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированный депозитарий, управляющие компании, застрахованные лица, страхователи (абз. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации").
Участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются брокеры, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также другие организации, вовлеченные в процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений (абз. 2 ст. 4 Федерального закона от дата N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации").
Следовательно, фактически негосударственные пенсионные фонды в отношениях по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений приравнены к Пенсионному фонду Российской Федерации, которому изначально предписана обязанность формировать и инвестировать средства пенсионных накоплений до передачи их в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании.
Согласно ст. 5 Федерального закона от дата N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
Также, согласно абз. 21 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 75-ФЗ от дата "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионные накопления - совокупность средств, в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, предметом отношений по обязательному пенсионному страхованию между Пенсионным фондом Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом являются средства пенсионных накоплений, формируемые в обязательном порядке из страховых взносов, взносов, направляемых работодателями, и иных обязательных взносов и не находящиеся ни в какой из моментов формирования и инвестирования в собственности физического лица.
Исходя из комплексного толкования норм материального права, приведенных выше, следует, что негосударственные пенсионные фонды являются юридическими лицами, имеющими статус особого участника пенсионных правоотношений, основной целью которого не является извлечение прибыли, а, следовательно, не занимающимися предпринимательской деятельностью; негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию, при этом, указанная деятельность не является оказанием услуг, выполнением работ, негосударственный пенсионный фонд по своему статусу в рамках осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию не может быть признан продавцом, изготовителем, исполнителем; договор об обязательном пенсионном страховании заключается между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом и фиксирует отношения, аналогичные отношениям между застрахованным лицом и Пенсионным фондом Российской Федерации, такой договор не является возмездным, по договору об обязательном пенсионном страховании застрахованное лицо не является потребителем, ему не оказываются услуги, для него не выполняются работы, он не приобретает в свою собственность товары.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что к отношениям, возникшим между фио и наименование организации (а настоящее время наименование организации), не могут быть применены нормы Закона РФ N 2300-1 от дата "О защите прав потребителей".
Как неоднократно указывалось ранее, исключительно Федеральным законом N 75-ФЗ от дата "О негосударственных пенсионных фондах" предусмотрен закрытый перечень последствий признания договора об обязательном пенсионном страховании недействительным: ни участники правоотношений, ни правоприменительные органы не могут толковать его в расширенном виде, поскольку такая возможность прямо не предусмотрена специальными нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Следовательно, при признании договора об обязательном пенсионном страховании с ответчика не подлежал возмещению в рамках Закона РФ от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, а также мог быть взыскан штраф в пользу истца. А потому доводы апелляционной жалобы истца коллегия - отвергает.
Иных доводов апелляционная жалоба истца не содержит.
Таким образом, мотивы, по которым суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения в обжалуемой его части.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от дата за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ применительно к абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения в обжалуемой его части.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.