Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Антоновой Н.В, судей Сальниковой М.Л, Дубинской В.К, при помощнике Дмитриеве С.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Сальниковой М.Л. по апелляционной жалобе истца Шатунова А.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 марта 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шатунова Александра Владимировича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, о компенсации морального вреда, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Шатунов А.В. обратился в суд с иском к ФСИН России о компенсации морального вреда в размере 2 000 000 руб, в обоснование заявленных требований указав, что при этапировании его к месту отбывания наказания: из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской обл. г. Ленинск в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми г.Ухта были нарушены его права, ему не были обеспечены надлежащие условия содержания при этапировании.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Шатунов А.В. по доводам апелляционной жалобы, считая его незаконным и не обоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, конвоирование Шатунова А.В. при перемещении из УФСИН России по г. Москве в УФСИН России по Республике Коми осуществлялось в период с 25.05.2014 по 26.05.2014 караулами по конвоированию, назначенными от специальных подразделений по конвоированию территориальных органов ФСИН России, а именно: 25.05.2014 из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве до обменного пункта "4-я Северная" был принят под охрану встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по г. Москве, где был передан под охрану ПКЖДМ N14 "Москва-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по г. Москве.
Конвоирование из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве до обменного пункта "4-я Северная", осуществлялось совместно с 6 осужденными аналогичного режима на оперативно-служебном автомобиле типа АЗ на шасси автомобиля марки: КАМАЗ 4308, время конвоирования составило 1 час.
Специальный автомобиль, предназначенный для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, марки: "КАМАЗ 4308" оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой. Размеры больших камер спецавтомобилей марки: КАМАЗ 4308" - длина - 364 см, ширина - 120 см, высота - 174 см. Размеры малых камер спецавтомобилей марки "КАМАЗ 4308" составляют: длина - 62 см, ширина - 52 см, высота - 174 см.
Истец при перемещении в камере спецавтомобиля мог разместить свои личные вещи в свободном пространстве под скамейками, представляющими металлический каркас с прикрученными к нему сиденьями из фанеры, покрашенной серой краской.
Согласно предоставленным в материалы дела сведениям, специальные автомобили, в которых перевозился истец, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, отопление, были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальника караула в приеме специального автомобиля в постовой ведомости.
Согласно руководству по эксплуатации КЮРГ 681.964.000 РЭ транспортные средства оборудованы системами освещения и вентиляции, отоплением кунга, а также кондиционером. Данные системы на момент конвоирования были исправны, о чем свидетельствует отметка начальника караула в постовой ведомости раздел III пункт "а" графа "состояние спецавтомобиля".
В период с 25.05.2014 по 26.05.2014 от станции Москва до станции Ухта конвоировался плановым караулом по железнодорожному маршруту N 14 "Москва-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по г. Москве, в специальном вагоне модели "ЦМВ 61-512" N 76202, покамерный учет не велся. Общее время в пути составило 32 часа 42 минуты.
Согласно п. 166 приказа Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 N199 дсп/369 дсп "Об утверждении инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию", нормы размещения конвоируемых в больших камерах специального вагона определены по 12 человек и до 6 человек в малых. Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу ГКПИ N 11-1774 от 24.01.2012 данные нормы признаны соответствующими нормам международного права и федеральным законам.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Большая камера специального вагона модели "ЦВМ 61-512" N 76202 (размеры: ширина - 160 см, длинна - 213 см, высота - 298 см.) оборудованная 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из нижних полок). Все личные вещи осужденных, содержащихся в камере N 5, в том числе и заявителя размещались в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длинна - 2, 04 м, высота - 0, 4м, ширина - 0, 55м, объем - 0, 45куб.м.с каждой стороны). Малая камера специального вагона модели "ЦВМ 61-512" N 76202 (размеры: ширина - 110 см, длинна - 213 см, высота - 298 см.) оборудованная 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения. Все личные вещи осужденных размещались в свободном пространстве под скамейкой с левой стороны (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длинна - 2, 04 м, высота - 0, 4 м, ширина - 0, 55 м, объем - 0, 45 куб. м.).
Исходя из изложенного, суд установил, что Шатунов А.В. на период конвоирования для отдыха (сна) имел возможность разместиться на одной из полок для лежания. Выдача постельных принадлежностей при конвоировании в специальном вагоне нормативными правовыми актами не предусмотрена. Высота камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно вставать в полный рост. Конструкция специального вагона, в котором конвоировался Шатунов А.В, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона, соответствует требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N12. Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры. Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку.
Как следует из предоставленных суду записей начальника караула в путевой ведомости и в акте -приемки специального вагона санузел был исправен.
Выдача питьевой воды осуществляется по требованию без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно распорядку дня (не менее трех раз в сутки). В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла 60 * С. Обеспечение продуктами питания заявителя производилось согласно требований п. 175 Инструкции (при плановом, сквозном и особом конвоировании осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются на путь следования индивидуальным рационом питания органом-отправителем по установленным нормам).
Общее освещение специального вагона модели "ЦМВ 61-512" из 9 ламп накаливания (мощностью по 40 Ватт каждая). Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. В коридоре специального вагона 7 застекленных оконных проемов (размеры: высота - 98 см, ширина - 78 см). В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство. Наличие светильников и столика для приема пищи в камерах специального вагона не предусмотрено конструкцией.
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования истца в коридоре специального вагона открывались окна, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах (п. 214 Инструкции).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" курение в спецтранспорте запрещено.
В камерах спецтранспорта для осужденных размещены соответствующие знаки о запрете курения. При нахождении Шатунова А.В. в специальном вагоне на всем пути следования фактов курения осужденных караулами по конвоированию зафиксировано не было, акты о нарушении режима содержания не составлялись.
Все системы жизнеобеспечения специального вагона, в котором следовал Шатунов А.В, а именно: освещение, вентиляция, водоснабжение, были в исправном состоянии, что подтверждается отметками в путевой ведомости о приеме специальных вагонов перед рейсом. В период подготовки к рейсам и на длительных стоянках осуществлялись заправки специальных вагонов питьевой водой из тех же источников, что и пассажирские вагоны.
Режимные мероприятия, проводимые в специальных вагонах в соответствии с пунктами 175, 218, 229 Инструкции, не препятствовали отдыху Шатунова А.В.
Конвоирование осужденных осуществлялось в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом МЮ РФ/ МВД РФ от 24.05.2006 N199дсп/369дсп.
Согласно п.175 Инструкции осужденный Шатунов А.В. был обеспечен сухим пайком согласно норме, утвержденной приказом МЮ РФ от 02.08.2005 N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Более того за время проверок дежурными по караулам на обменных пунктах и при сдаче конвоируемых встречным караулам, жалоб и претензий от осужденных не поступало.
Также суд отметил, что подразделения по конвоированию ФСИН России не осуществляют конвоирование подозреваемых, обвиняемых и осужденных в суды Российской Федерации.
Судом установлено, что 26.05.2014 от станции Ухта до ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в специальном автомобиле истец был принят встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН и отконвоирован в СИЗО-2 (общее время конвоирования составило 20 минут) в спецавтомобиле марки "ГАЗ-3307", государственный регистрационный знак В525МХ. 29.05.2014 истец конвоировался от СИЗО-2 до ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в спецавтомобиле марки "ГАЗ-3307", государственный регистрационный знак В417МУ.
Количество лиц, содержащихся в одной камере, не превышало установленных норм. Камеры спецавтомобилей оборудованы системами отопления и вентиляции, кроме того, в каждой камере имеются плафоны освещения, мощностью 21 Ватт и деревянные сидения. Габариты большой камеры: ширина 116 см, длина 251 см, высота 161 см. Все личные вещи конвоируемых лиц, содержащихся в камере N 1 размещались в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон, а также в свободном пространстве перед камерой. Камеры спецавтомобилей оборудованы системами отопления и вентиляции, кроме того, в каждой камере имеются плафоны освещения, мощностью 21 Ватт и деревянные сидения. Габариты большой камеры: ширина 116 см, длина 251 см, высота 161 см.
Спецавтомобили, в которых осуществлялось конвоирование истца, были технически исправны. Все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, отопление, были в рабочем состоянии, что подтверждается отметками начальника караула в приеме спецавтомобилей в постовой и путевой ведомости.
При конвоировании истца караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН заявлений, жалоб и претензий на условия конвоирования не высказывал, за медицинской помощью не обращался. Таким образом, нарушений требований Инструкции и норм действующего законодательства, в части касающихся условий конвоирования истца, не допущено.
Установив данные обстоятельства, руководствуясь положениями ст.ст. 151 1064, 1069 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе Шатунову А.В. в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что им в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему морального вреда, незаконность действий (бездействия) должностных лиц государственного органа, наличия причинной связи между предполагаемыми незаконными действиями (бездействием) и моральным вредом, на который истец ссылается в исковом заявлении.
Вместе с тем, обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа и имеющимся у истца имущественным или моральным вредом.
Поскольку факт незаконности действий (бездействия) должностных лиц государственного органа и причинно-следственная связь между предполагаемыми незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и вредом, на который ссылается истец, не установлена, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в не ознакомлении истца с возражениями ответчика и представленными доказательствами в обоснование этих возражений, судебная коллегия полагает несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено. Как усматривается из материалов дела, истец надлежащим образом извещался о месте и времени судебного заседания по месту отбывания наказания через администрацию исправительного учреждения.
Истец не лишен был права в соответствии с ч. 1 ст. 48, ст. 53 ГПК РФ вести свои дела через представителя, оформив доверенность у начальника учреждения.
При рассмотрении данного дела гарантии права истца довести до суда свою позицию и права на судебную защиту реализованы им путем представления искового заявления и приложенных к нему письменных доказательств.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.