Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Грибовой Е.Н., Кочергиной Т.В., при ведении протокола помощником фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С., гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 26 октября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об поставить на жилищный учет, отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об поставить на жилищный учет.
Исковые требования мотивированы тем, что истец фио относится к числу лиц, добровольно выехавших из зоны отселения, и имеющих право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В собственности жилья истец не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является,. зарегистрирована по месту жительства совместно с фио, фио, фио в трехкомнатной квартире по адресу:.., собственником которой является фио 12.02.2018 фио обратилась с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", однако письмом Департамента от 04.07.2019 N ДГИ-ГР-6929\18-2 ей было разъяснено, что оснований для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в г. Москве в целях предоставления социальной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилья не имеется. Полагая свои права нарушенными, истец просила суд признать данный отказ Департамента городского имущества г. Москвы незаконным, признать за истцом право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, обязать ответчика поставить истца на жилищный учет.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, направила в суд своего представителя по доверенности фио, который исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, подробно изложенным в письменном виде.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не просили.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец фио с 2017 года зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире по адресу:.., общей площадью жилого помещения 78, 8 кв.м, ранее проживала в адрес.
Кроме нее в квартире зарегистрированы по месту жительства фио, фио, фио Собственником квартиры является фио
Истец фио имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждено удостоверением от 12.01.2018 серии АИ N 092190, выданным фио как выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение Управлением социальной защиты населения адрес и адрес.
В этой связи 12.02.2018 года фио обратилась в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", на что письмом Департамента от 12.03.2018 года N ДГИ-ГР-6929/18-1 фио был разъяснен порядок принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 13.09.2018 года фио отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г.Москвы и обязании устранить допущенные нарушения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 февраля 2019 года решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2018 года отменено, принято по делу новое решение, которым постановлено признать незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления фио от 12 февраля 2018 года о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на Департамент городского имущества города возложена обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть заявление фио от 12 февраля 2018 года.
Письмом Департамента от 04.07.2019 года N ДГИ-ГР-6929\18-2 истцу разъяснено, что оснований для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в г. Москве в целях предоставления социальной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилья не имеется, поскольку: не выполнены все условия, указанные в ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", а именно - отсутствует регистрация в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет (регистрация по месту жительства в городе Москве истца с 27.02.2018 года); размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи истца составляет больше учетной нормы -19, 7 кв.м.
Разрешая заявленные истцом требования о признании отказа незаконным, обязании признать нуждающейся в жилых помещениях и принять на жилищный учет, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст.13, 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, ст. ст. 13, 52 ЖК РФ, ст.ст. 1, 7, 8, 9, 11 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
При этом суд верно исходил из того, что истец проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы, что не соответствует установленным Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Судебная коллегия с выводами суда об отказе в удовлетворении иска соглашается.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что судом не полно и не всесторонне исследованы все обстоятельства по делу, суд не принял во внимание, что она относится к категории лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, не учел, что истец просила принять ее на жилищный учет как имеющую право на обеспечение жилым помещением, установленное федеральным законом и за счет средств федерального бюджета. Истец полагает, что ее право на обеспечение жилым помещением установлено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а Закон города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в данном случае применению не подлежит.
Между тем, приведенные в жалобе доводы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены постановленного судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п.7 ст. 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ.
В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В субъекте Российской Федерации - городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом польз, ования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Как предусмотрено п. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу ч.3, 4 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
На основании ст.7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Как видно из материалов дела, фио, а также фио, фио, фио проживают в отдельной квартире площадью жилого помещения 78, 8 кв.м, где на каждого приходится по 19, 7 кв.м. площади жилого помещения.
При этом, истец на территории города Москвы зарегистрирован по месту жительства с 2017 года, то есть проживает на законных основаниях менее 10 лет.
Указанные обстоятельства не отвечают предусмотренным Законом города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения условиям для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе то обстоятельство, что истец фио относится к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данное обстоятельство не порождает субъективного права фиона постановку на жилищный учет и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", без учета положений Жилищного Кодекса РФ и Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которым определяются порядок и условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения, в частности на территории субъекта, выбранного местом жительства.
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения положениями Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 не предусмотрены.
В соответствии с действующим законодательством ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации применяются при рассмотрении вопросов о принятии на муниципальный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях всех категорий граждан, в том числе и тех, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, за исключением граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев.
Согласно представленным документам истец выехала добровольно из зоны проживания с правом на отселение, а не из зон отчуждения и отселения, к числу вынужденных переселенцев не относится, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Для той категории граждан, к которой относится истец, федеральным законодательством исключена лишь необходимость подтверждать статус малоимущих при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, таким образом ограничения по минимальному сроку проживания на территории г.Москвы, предусмотренные Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", применяются в рассматриваемом случае.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, иному толкованию норм материального права и повторяют изложенную ранее в исковом заявлении позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 26 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.