Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лебедева С.В. на постановление ВВВ N 0668695 инспектора (контролера) 3 отдела Управления контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" от 14 июля 2020 года по делу N 0260388, на решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 23 сентября 2020 года о привлечении Лебедева С.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы),
УСТАНОВИЛ:
постановлением ВВВ N 0668695 инспектора (контролера) 3 отдела Управления контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" от 14 июля 2020 года по делу N 0260388 Лебедев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок", Лебедев С.В. подал на него жалобу в Пресненский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 23 сентября 2020 года данное постановление изменено, действия Лебедева С.В. переквалифицированы с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы и назначен административный штраф в размере *** (***) рублей, а в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд данные акты должностного лица административного органа и судьи районного суда обжалует Лебедев С.В. по доводам поданной жалобы, согласно которым, суд проверил другое постановление, поскольку неверно указал его номер; в данном случае имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, так как негативных последствий от действий заявителя не наступило.
В судебное заседание Московского городского суда Лебедев С.В. извещенный о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом (почтовый идентификатор ***), не явился, явку в суд защитника Ярославцева Д.В. не обеспечил, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в их отсутствие.
При этом учитываю, что Лебедев С.В. не был лишен возможности самостоятельно выяснить дату и время судебного заседания, которые находятся в общедоступном пользовании. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация об адресах судов и номера их телефонов, равно как и сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено и т.д. с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Представитель ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" по доверенности Абрамов Д.С. возражал против удовлетворения доводов поданной Лебедевым С.В. жалобы и в полном объеме, обращая внимание на то, что передвижение в Московском метрополитене без маски является невыполнением гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, с использованием транспортного средства.
Исследовав также материалы настоящего дела, проверив приведенные выше доводы жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется, ввиду следующего.
Часть 2 статьи 3.18.1 КоАП г.Москвы предусматривает административную ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Административная ответственность по ч.4 статьи 3.18.1 КоАП г.Москвы наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Также пунктом 9.4 того же Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ (в редакции Указа от 07 мая 2020 года N 55-УМ) с 12 мая 2020 года на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; с 25 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели); с 01 июня 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе, в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с Приложением N8 к настоящему Указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) (в редакции Указа Мэра Москвы от 22 июня 2020 года).
При этом, в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане и организации были оперативно и достоверно информированы органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, и по иным каналам о необходимости соблюдения режима повышенной готовности, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности.
Как следует из материала дела, установлено нижестоящими инстанциями Лебедев С.В. 14 июля 2020 года в 13 час. 15 мин. по адресу: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 11 станция метро "Арбатская" на Арбатско-Покровской линии в нарушение требований п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа от 22 июня 2020 года), направленного на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, осуществил передвижение в Московском метрополитене без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), что не содержит уголовно наказуемого деяния.
Переквалифицикация действий Лебедева С.В. с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г.Москвы на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г.Москвы с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, является верной.
Также судьей районного суда учтено, что вышеуказанные нормы КоАП г. Москвы имеют единый родовой объект посягательства, рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц отдела Управления контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок", санкция ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, в связи с чем, такая переквалификация действий заявителя не привела к ухудшению положения заявителя, что соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 20 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно требованиям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре постановления, как правило, не допустим.
Приведенным нормам корреспондируют положения п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, которой предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается вынесение решения об изменении постановления, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Указанные обстоятельства и вина Лебедева С.В. в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: постановлением ВВВ N 0668695 инспектора (контролера) 3 отдела Управления контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" от 14 июля 2020 года по делу N 0260388, вынесенным непосредственно на месте совершения административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом - инспектором (контролером) 3 отдела Управления контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" Горшковым С.М, с соблюдением установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела, в нем подробно приведено событие вмененного административного правонарушения, указан нормативный правовой акт, нарушение которого вменяется заявителю, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, постановление вынесено в присутствии Лебедева С.В, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ, копия постановления для сведения вручена ему на руки, что подтверждено документально и не оспаривается самим заявителем.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание то, что вынесенное должностным лицом административного органа непосредственно на месте совершения правонарушения постановление и назначенное административное наказание в виде административного штрафа привлекаемым к ответственности лицом не оспаривались, о чем имеется отметка в самом тексте постановления (л.д. 19), в связи с чем, протокол об административном правонарушении не составлялся, порядок рассмотрения настоящего дела должностным лицом административного органа соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, право на защиту не нарушено.
Ссылка в доводах жалобы на то, что судьей районного суда неверно определен предмет спора, в судом решении неправильно указан номер постановления, является несостоятельным. В деле имеется обжалуемое Лебедевым С.В. постановление ВВВ N 0668695 инспектора (контролера) 3 отдела Управления контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" от 14 июля 2020 года по делу N 0260388 (л.д. 5), которое им приобщено к жалобе, при этом судьей истребовано у должностного лица административного органа дело N 0260388, в котором также имеется вышеуказанное постановление (л.д. 17-20), и, которое являлось предметом проверки судьей районного суда.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которой присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, данная ситуация признана пандемией, пренебрежительного отношения заявителя к выполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на нее законодательством субъекта Российской Федерации в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по ч.2 ст.3.18.1 КоАП г.Москвы в порядке ст. 2.9 КоАП РФ, вопреки доводам в жалобе стороны защиты, в рассматриваемом случае не имеется.
Судьей первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, представленные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло свое отражение в тексте решения суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины заявителя в совершении описанного выше административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.3.18.1 КоАП г.Москвы, с учетом конкретных обстоятельств, личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, соответствует конституционным принципам законности, неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа заявитель, с учетом имущественного положения, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление ВВВ N 0668695 инспектора (контролера) 3 отдела Управления контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" от 14 июля 2020 года по делу N 0260388, решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 23 сентября 2020 года о привлечении Лебедева С.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.