Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Кудиновой И.В. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Хохольскому району Воронежской области от 1 сентября 2019 г., решение судьи Хохольского районного суда Воронежской области от 6 февраля 2020 г. и решение судьи Воронежского областного суда от 29 мая 2020 г., вынесенные в отношении Кудиновой И.В. (далее - Кудинова И.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Хохольскому району Воронежской области от 1 сентября 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Хохольского районного суда Воронежской области от 6 февраля 2020 г. и решением судьи Воронежского областного суда от 29 мая 2020 г, Кудинова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Кудинова И.В. просит отменить состоявшиеся по делу названные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
ФИО1 (далее - ФИО1), являющейся потерпевшей по данному делу, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Кудиновой И.В. жалобы, возражений на неё не представила.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кудиновой И.В. к административной ответственности) нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения) участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В силу пункта 9.10 Правил дорожного движения водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Кудиновой И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 1 сентября 2019 г. в 14 часов 40 минут в "адрес" водитель Кудинова И.В, управляя транспортным средством марки Киа Рио, государственный регистрационный знак N, в нарушение пункта 9.10 Правил дорожного движения, при встречном разъезде не учла боковой интервал и допустила столкновение с транспортным средством марки Рено Сандеро, государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО1
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.2 названного Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, включая место совершения правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4 и 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
В составленном должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Хохольскому району Воронежской области протоколе об административном правонарушении от 1 сентября 2019 г. и вынесенном в тот же день им постановлении по делу об административном правонарушении местом совершения вмененного Кудиновой И.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указано: "адрес"
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным администрацией Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области от 7 ноября 2019 г. и администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области от 25 ноября 2019 г, садоводческое некоммерческое товарищество "данные изъяты" на территориях Хохольского муниципального района и Семилукского муниципального района Воронежской области отсутствует.
При этом, "адрес" расположен на территории Хохольского муниципального района Воронежской области.
В то же время жалоба содержит доводы о том, что администрация Семилукского муниципального района Воронежской области подтвердила, что на их территории имеется "данные изъяты"
Таким образом, имеются сомнения связанные с тем, что "адрес" и "данные изъяты", указанные в процессуальных документах в качестве места совершения вмененного Кудиновой М.В. административного правонарушения, расположены в разных муниципальных районах.
Кроме того, на имеющейся в материалах дела схеме места совершения административного правонарушения от 1 сентября 2019 г. в качестве ориентира указано "данные изъяты", "адрес" на схеме не обозначен.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 1 сентября 2019 г. местом дорожно-транспортного происшествия указан участок дороги, расположенный в "адрес" "данные изъяты"
В рапорте оперативного дежурного ОМВД России по Хохольскому району от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения о поступившем телефонном сообщении о произошедшем в "адрес" дорожно-транспортном происшествии с участием автомобилей Киа Рио, государственный регистрационный знак N, и Рено, государственный регистрационный знак N.
Проверяя законность состоявшего по делу постановления должностного лица, судья Хохольского районного суда Воронежской области местом вмененного Кудиновой И.В. административного правонарушения указал: второстепенную дорогу, идущей с автодороги "адрес" в сторону дачных товариществ, расположенных близ "адрес". При этом, обжалуемое постановление должностного лица оставил без изменений.
Судье Воронежского областного суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, следовало проверить правильность установления ими места совершения вмененного в вину Кудиновой И.В. административного правонарушения. В случае установления иного места административного правонарушения судья областного суда не был лишен возможности внести изменения в вынесенное по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда, если это не повлекло бы усиление административного наказания Кудиновой И.В. и никаким иным образом не ухудшило бы ее положение.
Между тем, указывая в своем решении о подтверждении места совершения административного правонарушения: "адрес" "данные изъяты" судьей второй инстанции были оставлены без должного внимания доводы жалобы Кудиновой И.В, поданной в областной суд на постановление должностного лица и судьи районного суда, в которой она ссылалась относительно места совершения вмененного ей административного правонарушения. Однако, вышеуказанные противоречия в материалах дела, касающиеся места совершения административного правонарушения, устранены не были, что в свою очередь имеет существенное значение для правильного разрешения дела.
С учетом изложенного, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Такие нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Воронежского областного суда 29 мая 2020 г, подлежит отмене, дело - возвращению в Воронежский областной суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Воронежского областного суда от 29 мая 2020 г, вынесенное в отношении Кудиновой И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Воронежский областной суд.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.