Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И, Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-323/2020 по иску Югорского межрайонного прокурора к Администрации г. п. Зеленоборск, Администрации Советского района об организации водоотведения, по кассационной жалобе Администрации Советского района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 08 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения, принявшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи, представителя ответчика Администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, действующего по доверенности, Богаева О.П. поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурору Ботева В.Ю, указавшего на необоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Югорский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.п.Зеленоборск, администрации Советского района об организации водоотведения на территории городского поселения Зеленоборск. В обоснование требований указал, что по результатам проверки исполнения требований законодательства при организации водоотведения на территории г.п. Зеленоборск установлено отсутствие централизованной системы водоотведения и осуществление сбора жидких бытовых отходов в многоквартирном жилищном фонде через системы канализации многоквартирных домов в общие ёмкости - шамбо, в индивидуальных жилых домах в автономные системы канализации - септики. Откачка сточных вод, жидких бытовых отходов из шамбо и септиков осуществляется в рамках исполнения обязательств по договору управления многоквартирными домами предпринимателем Дровняшиным В.Д, не имеющим лицензии на транспортировку жидких бытовых отходов. Слив откачанных жидких бытовых отходов и сточных вод осуществляется на рельеф местности в районе несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. На основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г, Федерального закона "Об охране окружающей среды" N "данные изъяты" от 15 ноября 2018 г, Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" N416-ФЗ от 7 декабря 2011 г. прокурор просил возложить на администрацию Советского района ХМАО - Югры и администрацию г.п. Зеленоборск Советского района ХМАО - Югры обязанность организовать водоотведение в границах г.п. Зеленоборск.
Решением Советского районного суда Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 02 июня 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 08 сентября 2020 года решение суда отменено с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска Югорского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Зеленоборск, администрации Советского района об организации водоотведения на территории городского поселения Зеленоборск. На администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в срок до 01 января 2022 года возложена обязанность организовать водоотведение в границах городского поселения Зеленоборск. Требование Югорского межрайонного прокурора к администрации городского поселения Зеленоборск оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация Советского района просит об отмене апелляционного определения. В обоснование жалобы, ссылаясь на то, что Дровняшин В.В, осуществляющий сбор и вывоз жидких бытовых отходов на основании договора управления многоквартирными домами от 03 июля 2017 года, в соответствии со п. 5 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ должен был заключить договор водоотведения с гарантирующей организацией, а администрация г.п. Зеленоборск при заключении договора управления многоквартирными домами должна была убедиться в заключении Дровняшиным В.В. договора водоотведения, полагают, что администрацией Советского района организовано водоотведение на территории г.п. Зеленоборск.
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела в ходе проверки, проведенной Югорской межрайонной прокуратурой установлено, что постановлением администрации Советского района от 15 ноября 2018 года N "данные изъяты" утверждены схемы водоотведения городских поселений Коммунистический и Зеленоборск. В соответствии со схемой водоотведения для г.п. Зеленоборск на территории поселения отсутствует централизованная система водоотведения. Сбор жидких бытовых отходов в многоквартирном жилищном фонде осуществляется через системы канализации многоквартирных домов в общие ёмкости - шамбо, в индивидуальных жилых домах в автономные системы канализации - септики.
Откачка сточных вод, жидких бытовых отходов из шамбо и септиков осуществляется в рамках исполнения обязательств по договору управления многоквартирными домами от 03 июля 2017 года ИП Дровняшиным В.Д, не имеющим лицензии на транспортировку жидких бытовых отходов.
В соответствии с договором управления многоквартирными домами (между управляющей организацией и собственником помещений) от 03 июля 2017 года, заключенным между администрацией г.п. Зеленоборск и ИП Дровняшиным В.Д. сбор и вывоз жидких бытовых отходов осуществляется ИП Дровняшиным В Д. в соответствии с приложением 2.1 к договору сроком на три года.
На территории г.п. Зеленоборск официально гарантирующей организацией является МУП МО Советский район "Совгеодезия".
Прием неочищенных вод осуществляет ИП Дровняшин В.Д. на основании договора с гарантирующей организацией МУП "Совгеодезия" от 01 января 2020 года сроком на один год.
Разрешая спор, установив, что полномочия по водоотведению в г.п. Зеленоборск в 2020 году были переданы администрации Советского района, суд первой инстанции счел администрацию г.п. Зеленоборск ненадлежащим ответчиком по делу, пришел к выводу, что администрацией Советского района организовано водоотведение на территории г.п. Зеленоборск и в удовлетворении иска Югорскому межрайонному прокурору отказал.
С таким выводом не согласился суд апелляционной инстанции, установив, что вопрос водоотведения на территории городского поселения Зеленоборск Советского района не организован, жидкие отходы в значительных объемах вывозятся в лес, загрязняют окружающую среду. В то время, как согласно Закону N 416-ФЗ прием, транспортировка и очистка сточных вод должны производиться с использованием централизованной системы водоотведения, в городском поселении отсутствует централизованная система водоотведения пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом, поскольку полномочия по водоотведению в поселении Зеленоборск в рамках межмуниципального сотрудничества переданы от городского поселения Зеленоборск к администрации Советского района, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению в отношении администрации Советского района, а требование прокурора к администрации городского поселения Зеленоборск следует оставить без удовлетворения.
Между тем, данные выводы суда обоснованными признать нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм действующего законодательства.
В п.2 ст.2 Федерального закона от 07декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п.28.2).
Согласно п.9 данной статьи канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Таким образом, данным Федеральным законом регулируется именно система централизованного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 07декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные часть 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из приведенных норм не следует, что организация централизованной системы водоотведения в поселениях является обязанностью, которая должна быть исполнена в течение какого-либо определенного времени с момента введения соответствующего правового регулирования и которая может быть возложена на органы местного самоуправления в судебном порядке.
Необходимо отметить, что действующее законодательство закрепляет не обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере.
При этом законодательством не исключается, что в границах различных муниципальных образований централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения) может не иметься и что в этом случае применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений (нецентрализованная система водоотведения).
Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", которым закреплены требования, которым должно отвечать жилое помещение, указано, что в поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п.12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, представляющих собой хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Согласно п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов потребитель - это гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу жидких бытовых отходов, а исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу жидких бытовых отходов по возмездному договору.
В соответствии с п. 6 Правил исполнитель - коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги.
Если исполнитель - коммерческая организация уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Цена услуг по вывозу жидких бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 11).
Исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления жидких бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами. Указанные в договоре сроки вывоза жидких бытовых отходов не должны превышать установленных органами местного самоуправления предельных сроков вывоза жидких бытовых отходов (п. 14).
Согласно п.2.3.1. СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
В соответствии с п.2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
Таким образом, действующее законодательство допускает, что на территориях поселений система централизованного водоснабжения может отсутствовать и предусматривает для этих случаев специальные правила вывоза жидких отходов с неканализированных объектов.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях поселений возможно, однако оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 07декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения поселений (ст.38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (ст.40).
Согласно п. 6.10.1 СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр) прием жидких фракций, доставляемых с не канализированных объектов ассенизационным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях.
Сливные станции следует располагать на территории очистных сооружений или в непосредственной близости от них. Допускается размещать сливные станции вблизи канализационных коллекторов с диаметрами не менее 400 мм. При этом количество сточных вод, поступающих от сливной станции, должно быть не более 20% общего расчетного расхода по коллектору (п. 6.10.2).
В соответствии с п.п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011года N 46-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Как следует из материалов дела схема водоотведения городского поселения Зеленоборск разработана на срок до2030 года и утверждена.
В соответствии с ч.1.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют общее имущество принадлежащее собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, согласно которым к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункты 3 и 4).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном дома, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 и ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Подпунктом "д" п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее -Правил N 491) закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Из содержания п.26 Перечня следует, что вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории, и вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории, включается в состав работ по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов и являются одной из обязанностей управляющей организации по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Фактически в данном пункте Перечня конкретизированы работы, выполняемые управляющей организацией в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, установленные п.п. "д" п.1 Правил N 491.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых и жидких бытовых отходов, предназначены для обслуживания м эксплуатации всего многоквартирного дома.
Таким образом, в том случае, если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме и находится на земельном участке прилегающей к этому дому территории, то данный объект относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч.1 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за пользование жилым помещением (плата за наем); плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плата за коммунальные услуги.
Из положений части 4 данной статьи следует, что услуги по сбору и вывозу твердых и жидких отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов и ее размер определяются в соответствии с положения ст. 156 Кодекса, согласно которым плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме и устанавливается на срок не менее чем на один год.
Согласно ч.5 ст.7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
По смыслу приведенных норм, абонент, объекты капительного строительства которого не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключает договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, в соответствии с которым оплачиваются услуги по собору и вывозу этих отходов.
Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155 регулируются отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, включая вывоз фекальных отходов нецентрализованной канализации. При этом в указанных правоотношениях под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу жидких бытовых отходов по возмездному договору.
Согласно п.10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашение между исполнителем и потребителем.
С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по собору и вывозу бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом положений законодательства, для правильного разрешения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом, являются установление полномочий ответчика в сфере водоотведения, порядок реализации указанных полномочий, наличие правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по организации предоставления жильцам многоквартирных домов коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из выгребных ям (кессонов), равно как и полномочий представлять их интересы во взаимоотношениях с третьими лицами, заключения в их интересах соглашения с поставщиками услуг по вывозу жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирных домах, в то время как определение условий и выбор поставщика услуги относится к исключительной компетенции общего собрания таких собственников.
Названные выше обстоятельства в нарушение ст.ст. 56, 67 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили оценки суда в их совокупности.
Кроме того, согласно ч.2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение суда приобретает определенные качества (свойства) и влечет установленные законом правовые последствия, а именно: обязательность, неопровержимость, исключительность, преюдициальность, исполнимость. Совокупность названных качеств судебного решения обеспечивает стабильность подтвержденных судом фактов и правоотношений, а также защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов субъектов материальных правоотношений.
Как разъяснено в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановилсуд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст.138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч.5 ст.198, ст.204-207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, обжалуемое апелляционное определение указанным выше требованиям не отвечает.
Возлагая на администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанность в срок до 01 января 2022 года организовать водоотведение в границах городского поселения Зеленоборск, судебная коллегия не указала какие конкретно действия, в соответствии с действующим законодательством, должен совершить ответчик, в целях организации водоотведения в границах городского поселения Зеленоборск.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законными, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела с следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 08 сентября 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Кассационную жалобу Администрации Советского района удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.