Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хасановой В.С, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1328/2020 по иску Мельникова Дениса Александровича к Челябинской таможне о выдаче справки о среднемесячном доходе, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Мельникова Дениса Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Никитиной М.П, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мельников Д.А. обратился в суд с иском к Челябинской таможне о признании незаконным отказа в предоставлении справки о среднемесячном доходе, рассчитанном по Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, возложении обязанности предоставить справку о среднемесячном доходе за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, взыскании компенсации морального вреда в размере 2000 руб.
В обоснование требований истец ссылается на то, что ответчик, отказывая ему в выдаче соответствующей справки о среднемесячном доходе, рассчитанном по Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, мотивирует отказ тем, что данное Положение не применяется для расчетов денежного содержания государственных гражданских служащих таможни.
Решением Курчатовского районного суда города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года иск удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Челябинской таможни в предоставлении Мельникову Д.А. справки о среднемесячном доходе, рассчитанном по Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922. Возложена обязанность на Челябинскую таможню предоставить Мельникову Д.А. справку о среднемесячном доходе, рассчитанном по Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 500 рублей 00 копеек. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Курчатовского районного суда города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ отменено и принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мельникова Д.А. в полном объеме.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, полагая его незаконным ввиду неправильного применения норм материального права.
Истец Мельников Д.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Мельников Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил государственную гражданскую службу в различных должностях Озерского таможенного поста Челябинской таможни.
Приказом и.о. начальника Челябинской таможни N N от ДД.ММ.ГГГГ года Мельников Д.А. уволен со ДД.ММ.ГГГГ года с должности старшего государственного инспектора таможенного оформления и таможенного контроля N 1 Озерского таможенного поста по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
ДД.ММ.ГГГГ года Мельников Д.А. обратился через сайт Федеральной таможенной службы с заявлением о выдаче справки о среднем доходе (заработке), рассчитанном на дату увольнения в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922.
ДД.ММ.ГГГГ года Челябинская таможня направила ответ на данное обращение о том, что во всех случаях сохраняемого денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих расчет производится на основании Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 Указанное в запросе Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, для целей расчета среднемесячного денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не применяется. Все необходимые справки о доходе формы 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год и ДД.ММ.ГГГГ год направлены письмом от ДД.ММ.ГГГГ года N N, в том же письме отражена причина отказа в выдаче справки о среднемесячном доходе в соответствии с Постановлением N 922. Дополнительно направлены расчетные листки о начисленном и выплаченном денежном содержании за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, где отражены все виды начисленного дохода (заработка). В приложенных расчетных листках за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года указаны суммы по всем начислениям истцу денежного содержания, включая материальное стимулирование федеральных государственных служащих.
В ответ на обращения Мельникова Д.А. Челябинской таможней ему направлялись ДД.ММ.ГГГГ года справки о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы по форме 2-НДФЛ; ДД.ММ.ГГГГ года - справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице, ДД.ММ.ГГГГ года расчетные листки о начисленном и выплаченном денежном содержании, включая материальное стимулирование служащих, за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Озерского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года отменено в части, с Челябинской таможни в пользу Мельникова Д.А. взыскана задолженность по выплате компенсации за отпуск при увольнении, компенсации при увольнении за 4 месяца, также на Челябинскую таможню возложена обязанность выдать Мельникову Д.А. справку о размере среднемесячного дохода, рассчитанного с учетом выплат материального стимулирования. При этом судебная коллегия исходила из предмета спора, инициированного истцом Мельниковым Д.А, который просил возложить на ответчика обязанность выдать справку для службы занятости о среднем заработке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Озерского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года отменено в части, с Челябинской таможни в пользу Мельникова Д.А. взыскана средняя заработная плата за 5 и 6 месяц трудоустройства, компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплат выходного пособия при увольнении и средней заработной платы за период трудоустройства за 2, 3, 4, 5, 6 месяцы.
Решением Озерского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, Мельникову Д.А. отказано во взыскании с Челябинской таможни отпускных выплат в размере 49742, 88 руб. за весь период исполнения обязанностей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года отменено в части, признан незаконным расчет Челябинской таможни величины среднего заработка для определения пособия по безработице, указанный в справке от ДД.ММ.ГГГГ года N N. При этом установлено, что справка о среднем заработке за последние три месяца для органа занятости выдана ответчиком по форме, рекомендованной письмом Министерства труда России от 10 января 2019 года N 16-5/В-5.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство о государственной гражданской службе правил для расчета средней заработной платы не предусматривает, таковые не содержатся ни в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", поэтому ответчик обязан произвести расчет среднемесячного заработка истца в соответствии с положениями статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и выдать истцу соответствующую справку. В связи с нарушением трудовых прав истца взыскана компенсация морального вреда в размере 500 руб.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований указал, что вопросы денежного содержания государственных гражданских служащих регулируются специальным законодательством и к исчислению этого денежного содержания не применяются общие положения трудового законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются специальным законодательством, в частности, Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; 3) настоящим Федеральным законом; 4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; 5) указами Президента Российской Федерации; 6) постановлениями Правительства Российской Федерации; 7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; 8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) нормативными правовыми актами государственных органов.
В силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Порядок оплаты труда гражданского служащего регулируется статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, которой предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 3). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Пунктом 1 указанных Правил определен порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего: а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения; в) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки; г) на период нахождения в служебной командировке; д) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы; е) на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (недопущении к исполнению должностных обязанностей); ж) на период проведения служебной проверки; з) в случае прекращения служебного контракта в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине; и) на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.
В силу пункта 11 Правил от 6 сентября 2007 года N 562 исчисление денежного содержания в случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, то исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе истца о том, что в апелляционном определении отсутствуют указания на законы и нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при обосновании вывода об обязанности работника при подаче заявления о расчете среднего заработка указывать цель обращения, отсутствуют мотивы, по которым суд не рассмотрел довод истца об отсутствии запрета на право получения информации о среднем доходе, рассчитанном согласно Положения N922, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в апелляционном определении.
Исходя из вышеприведенных нормативных правовых актов, вопросы денежного содержания государственных гражданских служащих регулируются специальным законодательством и к исчислению этого денежного содержания не применяются общие положения трудового законодательства.
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливает Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922.
В порядке статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании Положения от 24 декабря 2007 года N 922 определяется размер средней заработной платы только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 9 Положения от 24 декабря 2007 года N 922 предусмотрено, что при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени; установлен различный порядок расчета среднего дневного заработка.
Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и соответственно компенсации за неиспользованный отпуск, при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы предусмотрен Правилами от 6 сентября 2007 года N 562.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ года не указано, для какой конкретно цели (случая, предусмотренного Трудовым кодексом Российской Федерации) ему необходим расчет среднего заработка, для исчисления какого вида денежного содержания, в связи с чем невозможно установить, что вопрос, по которому обращается истец к бывшему нанимателю, не урегулирован нормами специального закона, а регулируется нормами трудового законодательства.
По заявлениям истца ему предоставлены ответчиком справки о заработной плате и дополнительно расчетные листки о выплаченном денежном содержании, трудовые права Мельникова Д.А. не нарушены.
При этом суд обоснованно сделал вывод о том, что трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работодателя рассчитать средний доход работника в системе исчисления средней заработной платы, не применяемой в таможенных органах для исчисления денежного содержания гражданского служащего, и без определенных заявителем целей, в связи с чем пришел к выводу, что Челябинской таможней правомерно отказано Мельникову Д.А. в выдаче справки о среднемесячном доходе, рассчитанном по Положению от 24 декабря 2007 года N 922.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Судом апелляционной инстанции не допущены нарушения норм процессуального права, в т.ч. при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Иные основания, влекущие отмену либо изменение оспариваемого судебного постановления, также не установлены.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельникова Дениса Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.