Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Левковой И.Н. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 августа 2020 года по административному исковому заявлению Левковой И.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Левкова И.Н. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края с административным иском об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в г. Сочи (далее - Управление Росреестра) от 27 сентября 2019 года N; возложении на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию договора аренды от 23 июня 2011 года N на земельный участок N общей площадью 704 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты" (далее - спорный земельный участок), заключенного муниципальным образованием город-курорт Сочи и Левковой И.Н.
В обоснование требований заявитель указал, что является членом "данные изъяты" (далее - "данные изъяты"). Участок N, расположенный по "адрес", закреплен за Левковой И.Н. для индивидуального жилищного строительства. Согласно землеустроительному делу от 2005 года проведено межевание указанного земельного участка в целях установления (закрепления) границ на местности. 23 июня 2011 года муниципальным образованием город-курорт Сочи и Левковой И.Н. заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N, на основании которого ей предоставлен в пользование до 1 июня 2020 года спорный земельный участок. 21 сентября 2019 года Левкова И.Н. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации договора аренды в отношении земельного участка, однако 27 сентября 2019 года осуществление государственной регистрации приостановлено до 27 декабря 2019 года в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущества. 27 декабря 2019 года в осуществлении государственной регистрации указанного договора аренды отказано.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия административного ответчика соответствуют требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), совершены в пределах предоставленных ему полномочий, порядок и основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации не нарушены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 августа 2020 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 октября 2020 года, Левкова И.Н. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 февраля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 августа 2020 года. По мнению заявителя, орган местного самоуправления в пределах своих полномочий и компетенции в установленном законом порядке сформировал и поставил на кадастровый учет спорный земельный участок площадью 704 кв. м, зарегистрировал право собственности. Ссылается на то, что спорный земельный участок закреплен за Левковой И.Н. для индивидуального жилищного строительства, при этом согласно свидетельству о государственной регистрации права и кадастровому паспорту участок находится в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи. Также указывает, что не является стороной по договору аренды, заключенному администрацией г. Сочи и "данные изъяты", и не обладает полномочиями обращения по регистрации соглашений о расторжении договора земельного участка между органом местного самоуправления и юридическим лицом. Считает, что такое основание для отказа в государственной регистрации, как необходимость администрации г. Сочи погасить свидетельство о праве аренды, несмотря на то, что договор аренды между "данные изъяты" и администрацией г. Сочи не истек, является необоснованным.
Определением судьи от 27 октября 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Левкова И.Н. и представитель Управления Росреестра в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя администрации г. Сочи Плотникова Д.И, возражавшего против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" на основании постановлений главы г. Сочи от 15 марта 2005 года N и от 22 декабря 2006 года N, договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договора аренды) N от 15 января 2007 года для строительства индивидуальной жилой застройки с объектами инженерной инфраструктуры общего пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 52 718 кв. м по "адрес".
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, в реестр внесена регистрационная запись от 23 мая 2007 года N.
В соответствии с распоряжением главы администрации Центрального района г. Сочи от 5 мая 2010 года N из состава земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 52 718 кв. м образован спорный земельный участок.
23 июня 2011 года муниципальным образованием город-курорт Сочи и Левковой И.Н. заключен договор аренды N спорного земельного участка до 1 июня 2020 года.
Левкова И.Н. 21 сентября 2019 года обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации договора аренды в отношении спорного земельного участка, однако осуществление действий по регистрации аренды в отношении указанного участка было приостановлено административным ответчиком до 27 декабря 2019 года.
Приостановление мотивировано тем, что истечение срока аренды само по себе не является основанием для погашения регистрационной записи. После истечения срока запись об аренде может быть погашена по заявлению одной из сторон. Однако ни одна из сторон данного договора не обращалась с заявлением о погашении обременения (аренды) на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты". Также указывает на то, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке.
Управление Росреестра в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 27 сентября 2019 года N разъяснило административному истцу необходимость устранить причины, препятствующие государственной регистрации, а именно: зарегистрировать в установленном законом порядке соглашение о расторжении договора аренды от 15 января 2007 года N либо представить заявление о погашении регистрационной записи об аренде земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 52 718 кв. м по "адрес", предоставленного "данные изъяты" предоставить документы, подтверждающие соблюдение порядка приобретения права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах (конкурсах, аукционах).
Ввиду того, что указанные причины не были устранены, административный ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации договора аренды, направив административному истцу сообщение об отказе в государственной регистрации от 27 декабря 2019 года N.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии в действиях Управления Росреестра условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что Левкова И.Н. не является стороной по договору аренды между администрацией г. Сочи и "данные изъяты", и не обладает полномочиями обращения по регистрации соглашений о расторжении договора земельного участка между органом местного самоуправления и юридическим лицом, выводы судов не опровергают, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были проверены судами обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Левковой И.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 25 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.