Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лебедевой Н.Н. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лебедевой Н.Н. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя о признании незаконным решения ответчика по вопросу оформления земельного участка в аренду, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Лебедева Н.Н. обратилась суд с административным иском, в котором просила признать незаконными решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленные письмами N13179/01-10-04-15/02/19 от 30.09.2019 и N14354/01-10-04-15/02/19 от 24.10.2019 и возложить обязанность в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление истца вх.NЛ-13892/П от 06.09.2018 и принять соответствующее решение в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 января 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Севастопольского городского суда от 14 июля 2020 года решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 января 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 05.10.2020, Лебедева Н.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм процессуального и материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Севастопольского городского суда от 9 апреля 2019 года отменено решение Нахимовского районного суда от 18 декабря 2018 года и по делу принято новое решение.
Новым решением признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом N26153/05-05-21/18 от 08.10.2018, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление NЛ-13892/п от 06.09.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории по существу, о чем сообщить истцу и в суд в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу
Решением Департамента от 30.09.2019, оформленным письмом N13179/01-10-04-15/02/19, Лебедевой Н.Н. сообщено, что ее заявление NЛ-13892/п от 06.09.2019 рассмотрено повторно с учетом решения суда и постановления N7630638/9212-2 от 03.09.2019 о возбуждении исполнительного производства, и в его удовлетворении отказано по основаниям п. 2 ч. 7 ст. 39.18 ЗК РФ.
Указано, что в адрес Департамента, в установленный законом срок с момента опубликования на официальном сайте (torgi.gov.ru), извещения о возможном предоставлении в аренду испрашиваемого истцом земельного участка, поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже (заключения договора аренды) указанного земельного участка.
Согласно ч. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя N516-РДЗ от 19.01.2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, гражданам в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (далее Административный регламент), в соответствии с пунктом 2.2 которого, ответственным органом исполнительной власти за предоставление государственной услуги является Департамент.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги установлен пунктом 2.9 Административного регламента, согласно подпункту 13 которого в предоставлении земельного участка отказывается, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Подпунктом 1 пункта 1, пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте в сети "Интернет" уведомление о проведении торгов было размещено и 25.09.2019, то есть до принятия оспариваемых отказов, поступили заявления о намерении участвовать в нем.
Таким образом, поскольку при повторном рассмотрении заявления Лебедевой Н.Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя действовал в соответствии с требованиями Административного регламента и требований ЗК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при принятии решения по заявлению Лебедевой Н.Н. не допущено нарушений требований действующего законодательства.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.