Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Шелудько В.В. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузьминой О.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузьминой О.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании незаконным и отмене приказа.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмина О.А. обратилась в Кировский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 27 декабря 2019 г. N 5220 "Об отказе в предоставлении земельного участка" и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть её заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313.
Требования административного иска мотивированы тем, что распоряжением Кировской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым от 08 ноября 2010 года N 634-р, в том числе Кузьминой О.А. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка не более 2 га из земель государственной собственности, расположенных вне границ населённых пунктов Журавского сельского совета, для ведения личного крестьянского хозяйства. Административный истец в порядке, утверждённом постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313, обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка. Оспариваемым решением ей было отказано в связи с истечением срока действия распоряжения от 8 ноября 2010 года. Считает, что административный истец является лицом, которому предоставлено право на получение в собственность бесплатно земельного участка без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.
Решением Кировского районного суда Республики Крым от 20 мая 2020 года требования административного искового заявления удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 августа 2020 года решение Кировского районного суда Республики Крым от 20 мая 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 09 октября 2020 года, Кузьмина О.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 августа 2020 года, оставить в силе решение Кировского районного суда Республики Крым от 20 мая 2020 года. Считает, что судом допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела Верховным Судом Республики Крым были допущены такого характера нарушения.
Исходя из материалов дела, судами установлено, распоряжением Кировской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 08 ноября 2010 года N 634-р Кузьминой О.А. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка не более 2 га из земель государственной собственности, расположенных вне границ населённых пунктов Журавского сельского совета, для ведения личного крестьянского хозяйства.
Кузьмина О.А. в лице представителя Переверзы Ю.А. в порядке, утверждённом постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313, обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым 19 декабря 2019 года с заявлением о предоставлении земельного участка.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 27 декабря 2019 года N 5520 Кузьминой О.А. отказано в предоставлении земельного участка, в связи с истечением срока действия распоряжения Кировской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым от 08 ноября 2010 года N634-р.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к выводу о том, что Кузьмина О.А. не исполнила требования пунктов 2 и 3 распоряжения Кировской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 8 ноября 2010 года N 634-р, в связи с этим указанное распоряжение утратило свою силу по истечении одного года.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Судом первой инстанции, при рассмотрении административного дела, установлено, что из представленных Администрацией Кировского района Республики Крым сведений, следует, что в архивном секторе отсутствуют сведения об отмене/изменении распоряжения Кировской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым N634-р от 08.11.2010.
По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" к спорным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 г, подлежат применению нормы материального права, действующие на момент возникновения данных правоотношений.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине установлен Земельным кодексом Украины (далее ЗК Украины).
В пункте 12 Переходных положений ЗК Украины (в редакции, действовавшей по состоянию на 08.11.2010г.) определено, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в переделах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Организация, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций определены в Законе Украины "О местных государственных администрациях".
В соответствии со ст. 6 Закона Украины "О местных государственных администрациях" во исполнение Конституции Украины, законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и иных центральных органов исполнительной власти, собственных и делегированных полномочий председатель местной государственной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктом, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.
Согласно статье 116 Земельного кодекса Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
В соответствии с частью 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (Приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству - также выводы конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность дает разрешение на разработку проекта его отвода (пункт 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины).
16 сентября 2008 года был принят Закон Украины N 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому были изменены положения статьи 118 Земельного кодекса Украины, согласно которым выдача разрешения на составление проекта землеустройства подлежала осуществлению согласно положений статьи 151 Земельного кодекса Украины, а также изложена в новой редакции статья 151 Земельного кодекса Украины, в части 11 которой был установлен срок действия разрешения на составление проекта отвода земельного участка.
Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.
10 декабря 2009 года также вступил в силу Закон Украины от 5 ноября 2009 г. N 1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", которым статья 151 ЗК Украины была изложена в новой редакции, и отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
Таким образом, Кировская районная государственная администрация в Автономной Республике Крым, принимая распоряжение и устанавливая срок действия распоряжения один год, нарушила свои полномочия, выйдя за их пределы, так как не обладала правом устанавливать срок действия данного распоряжения.
Из приведенных норм закона следует, что распоряжение Кировской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым является ненормативным правовым актом, соответственно, у административного истца и Кировской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым возникли правоотношения, связанные с реализацией права на оформление и получение в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства. Следовательно, данное распоряжение не могло быть ограничено во времени и исчерпывает свое действие фактом его выполнения.
Таким образом, распоряжение Кировской районной государственной администрации, устанавливающее срок его действия на момент принятия, противоречило действовавшему законодательству Украины.
Положения статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 25.12.2019) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" не содержат термина "действующие решения", а указывает на период принятия соответствующих решений о разрешении на разработку документации с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года.
Учитывая вышеизложенное, поскольку распоряжение, на основании которого Кузьмина О.А. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым было принято Кировской районной администрацией 8 ноября 2010 года, то есть в период, установленный новой редакцией Земельного кодекса Украины ст. 151, частью 1 статьи 13 ЗРК-38 и пунктом 4 Порядка, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ является незаконным, в связи с чем нарушает права административного истца на завершение оформления права на земельный участок.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой - инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328 и 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 августа 2020 года отменить, оставить в силе решение Кировского районного суда Республики Крым от 20 мая 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 декабря 2020 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Шелудько В.В.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.