Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Горковенко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными изменений трудового договора по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО7 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N-орг, признании недействительным дополнительного соглашения от 12 июля 2019 года N к трудовому договору от 31 декабря 2014 года N.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июля 2020 года исковые требования удовлетворены, признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N. Признано недействительным дополнительное соглашение от 12 июля 2019 года N к трудовому договору от 31 декабря 2014 года N, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации в лице Центра дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и ФИО1
В кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО7 просит отменить решение и апелляционное определение в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, по причине чего указанные судебные постановления подлежат отмене.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 31 декабря 2014 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота ФИО6 и ФИО1 заключен трудовой договор N на неопределенный срок, в соответствии с условиями которого истица принята на работу музыкальным руководителем 1 категории детского сада N; датой начала работы является 31 декабря 2014 года; работник; устанавливается 24-часовая рабочая неделя и продолжительность основного оплачиваемого отпуска 42 календарных дня.
В соответствии с должностной инструкцией музыкального руководителя ФИО1, утвержденной приказом N от 31 декабря 2014 года начальником Центра дошкольного образования Черноморского флота, трудовыми функциями музыкального руководителя детскою сада ЦДО ЧФ являются:
- осуществление развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве детского сада, с учетом требований ФГОС ДО;
-охрана здоровья воспитанников, сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;
- деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечение выполнения программы образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
- надлежащий присмотр за вверенными воспитанниками в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в музыкальном зале детского сада;
- изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов воспитанников в области музыкально-художественной деятельности и музыкального искусства;
- создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, содействия развитию музыкальных способностей детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
- сотрудничество с другими дошкольными образовательными учреждениями и социумом по вопросам музыкального воспитания.
В соответствии с типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением "Управление Черноморского флота" в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад N кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 01 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.
Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N с 01 сентября 2019 года установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основанием для издания данного приказа явилось письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года, согласно которому отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общее соблюдение ими личной гигиены и режима дня).
Во исполнение указанного приказа 12 июля 2019 года к трудовому договору N от 31 декабря 2014 года между Центром дошкольного образования Черноморского флота и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение N, в соответствии с которым пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: "Работнику устанавливается: продолжительность рабочей недели - 36 часов, количество выходных в неделю - два, продолжительность ежедневной работы - 7, 12 часов; ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 01 сентября 2019 года".
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно руководствовался нижеследующим.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2017 года N 6-ФЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в статье 12 определяет особенности применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В целях реализации указанных требований был принят Федеральный закон от 05 мая 2014 года N84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Частью 4 статьи 4 указанного Закона установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 01 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем до 01 сентября 2019 года.
К указанной дате лицензирование дошкольных образовательных организаций Черноморского флота не проведено.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о том, что являясь музыкальным руководителем детского сада N Центра дошкольного образования Черноморского флота, истица осуществляла педагогическую деятельность, имела сокращенное рабочее время (24-часовую рабочую неделю), получала стимулирующую надбавку за выслугу лет как педагогический работник, а поэтому в соответствии с требованиями статьи 334 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", номенклатурой должностей педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года N 678, куда включена должность музыкального руководителя, имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
Исходя из должностных инструкций истицы, педагогический характер ее деятельности не изменился. Невыполнение работодателем требований по получению лицензии на образовательную деятельность не может служить основанием для ухудшения положения истицы, осуществляющей педагогическую деятельность, для которой ввиду ее сложности, напряженности, наличия повышенных эмоциональных, психологических и иных нагрузок, ее социальной значимости, законодатель предусмотрел ряд социальных гарантий, в том числе повышенную продолжительность отпуска.
Позиция ответчика в суде кассационной инстанции повторяет доводы апелляционной жалобы, всесторонняя оценка которым была дана судом апелляционной инстанции и является правомерной и обоснованной.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.