Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными изменений трудового договора по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО8 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N, признании недействительным дополнительного соглашения от 01 сентября 2019 года N к трудовому договору от 22 апреля 2014 года N.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июля 2020 года исковые требования удовлетворены, признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N. Признано недействительным дополнительное соглашение от 01 сентября 2019 года N к трудовому договору от 22 апреля 2014 года N, заключенное между Министерством обороны Российской Федерации в лице Центра дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и ФИО1
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО8 просит отменить решение и апелляционное определение в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 22 апреля 2014 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота ФИО6 и ФИО1 заключен трудовой договор N на неопределенный срок, в соответствии с условиями которого истица принята на работу воспитателем детского сада N; датой начала работы является 21 января 1991 года; работнику устанавливается 36-часовая рабочая неделя и продолжительность основного оплачиваемого отпуска 42 календарных дня.
В соответствии с должностной инструкцией воспитателя ФИО1, утвержденной приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота, (разработана с учетом ФГОС дошкольного образования Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации, на основе "Профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденного Приказом Минтруда России от 05 августа 2016 года N), основной трудовой функцией ФИО1 является педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, в рамках которой воспитатель:
- участвует в разработке основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду;
- планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
- разрабатывает рабочую образовательную программу воспитательно- образовательной работы с группой воспитанников; выполняет" текущее и перспективное комплексно-тематическое планирование своей работы (на основе проектного метода и требований ФГОС ДО) по всем разделам и образовательным областям примерной образовательной программы;
- организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирует психологическую готовность детей к школьному обучению;
- создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим в разным национально-культурным, религиозным общностям и национальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- организует виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игры (ролевые, режиссерские, с правилами), продуктивную, конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- организует конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
В соответствии с должностной инструкцией музыкального руководителя ФИО7, утвержденной приказом N от 31 декабря 2014 года начальником Центра дошкольного образования Черноморского флота, трудовыми функциями музыкального руководителя детскою сада ЦДО ЧФ являются:
- осуществление развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве детского сада, с учетом требований ФГОС ДО;
-охрана здоровья воспитанников, сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;
- деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечение выполнения программы образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
- надлежащий присмотр за вверенными воспитанниками в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в музыкальном зале детского сада;
- изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов воспитанников в области музыкально-художественной деятельности и музыкального искусства;
- создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, содействия развитию музыкальных способностей детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
- сотрудничество с другими дошкольными образовательными учреждениями и социумом по вопросам музыкального воспитания.
В соответствии с типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением "Управление Черноморского флота" в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад N кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 01 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.
Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N с 01 сентября 2019 года установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основанием для издания данного приказа явилось письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года, согласно которому отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общее соблюдение ими личной гигиены и режима дня).
Во исполнение указанного приказа 12 июля 2019 года к трудовому договору N от 22 апреля 2014 года между Центром дошкольного образования Черноморского флота и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение N, в соответствии с которым пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: "Работнику устанавливается: продолжительность рабочей недели - 36 часов, количество выходных в неделю - два, продолжительность ежедневной работы - 7, 12 часов; ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 01 сентября 2019 года"
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2017 года N 6-ФЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в статье 12 определяет особенности применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В целях реализации указанных требований был принят Федеральный закон от 05 мая 2014 года N84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Частью 4 статьи 4 указанного Закона установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 01 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем до 01 сентября 2019 года.
К указанной дате лицензирование дошкольных образовательных организаций Черноморского флота не проведено.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о том, что являясь воспитателем детского сада N Центра дошкольного образования Черноморского флота, истица осуществляла педагогическую деятельность, имела сокращенное рабочее время (36-часовую рабочую неделю), получала стимулирующую надбавку за выслугу лет как педагогический работник, а поэтому в соответствии с требованиями статьи 334 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", номенклатурой должностей педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года N, куда включена должность воспитателя, имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
Исходя из должностных инструкций истицы, педагогический характер ее деятельности не изменился. Невыполнение работодателем требований по получению лицензии на образовательную деятельность не может служить основанием для ухудшения положения истицы, осуществляющей педагогическую деятельность, для которой ввиду ее сложности, напряженности, наличия повышенных эмоциональных, психологических и иных нагрузок, ее социальной значимости, законодатель предусмотрел ряд социальных гарантий, в том числе повышенной продолжительности отпуска.
Позиция ответчика в суде кассационной инстанции повторяет доводы апелляционной жалобы, всесторонняя оценка которым была дана судом апелляционной инстанции и является правомерной и обоснованной.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.