Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному Учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым об установлении факта, имеющего юридическое значение, о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий по кассационной жалобе Государственного Учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к Государственному Учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым (далее УПФР в городе Керчи Республики Крым) об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года; о признании незаконным решения органа пенсионного обеспечения от 17 мая 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности включить в общий трудовой стаж истца период учебы в Керченском судомеханическом техникуме с 01 сентября 1977 года по 01 июня 1980 года, с 23 ноября 1980 года по 26 июня 1981 года, а также период прохождения действительной военной службы с 20 октября 1981 года по 28 октября 1983 года в двойном размере; возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены, установлен факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года; признано незаконным решение органа пенсионного обеспечения от 17 мая 2019 года об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости; на орган пенсионного обеспечения возложена обязанность зачесть ФИО1 в трудовой стаж период учебы в Керченском судомеханическом техникуме с 01 сентября 1977 года по 01 июня 1980 года, с 23 ноября 1980 года по 26 июня 1981 года, а также в двойном размере период прохождения действительной военной службы с 20 октября 1981 года по 28 октября 1983 года; на орган пенсионного обеспечения возложена обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости по списку N 2 с 29 января 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 июля 2020 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года отменено в части установления юридического факта, возложения на УПФР в городе Керчи Республики Крым обязанности по включению в общий стаж ФИО1 периода прохождения действительной военной службы с 20 октября 1981 года по 28 октября 1983 года в двойном размере и назначению досрочной страховой пенсии по старости; в удовлетворении иска ФИО1 в части установления юридического факта, возложения на УПФР в городе Керчи Республики Крым обязанности по включению в общий стаж ФИО1 периода прохождения действительной военной службы с 20 октября 1981 года по 28 октября 1983 года в двойном размере и назначению досрочной страховой пенсии по старости отказано. В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба УПФР в городе Керчи Республики Крым без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 06 августа 2020 года устранена описка, допущенная в апелляционном определении от 16 июля 2020 года, постановлено исключить из абзацев 1, 2 резолютивной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 июля 2020 года слова: "... и назначению досрочной страховой пенсии по старости".
В кассационной жалобе ответчик УПФР в г. Керчи Республики Крым просит отменить решение и апелляционное определение в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 был зарегистрирован в г. Керчи Республики Крым с 16 марта 1993 года по "адрес".
Со 02 апреля 2015 года по данным паспорта гражданина Российской Федерации истец зарегистрирован в "адрес".
29 января 2019 года истец обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 17 мая 2019 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у истца достаточного страхового стажа (25 лет).
Общий стаж работы истца по подсчетам ответчика составил 20 лет 7 месяцев и 21 день, льготный стаж по спискам N, N - 8 лет и 21 день.
В общий стаж работы истца не включены периоды его учебы в Керченском судомеханическом техникуме с 01 сентября 1977 года по 01 июня 1980 года и с 23 ноября 1980 года по 26 июня 1981 года, а также период его действительной военной службы с 20 января 1981 года по 28 октября 1983 года, поскольку не подтвержден факт постоянного проживания заявителя на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года.
Для назначения пенсии истцом представлены справки, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и подтверждающие постоянную занятость в особых условиях труда от 20 декабря 2018 N N, а также справки о заработной плате, выданные ОАО "Судостроительный завод "Залив".
В кассационном порядке обжалованы решение и апелляционное определение в части удовлетворения заявленных требований, то есть в части признания незаконным решения УПФР в г. Керчи Республики Крым от 17 мая 2019 года об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости; возложения на УПФР в г. Керчи Республики Крым обязанности зачесть ФИО1 в трудовой стаж период учебы в Керченском судомеханическом техникуме с 01 сентября 1977 года по 01 июня 1980 года, с 23 ноября 1980 года по 26 июня 1981 года, возложения на УПФР в г. Керчи Республики Крым обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости по списку N с 29 января 2019 года.
Удовлетворяя исковые требования о включении в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периода учебы в Керченском судомеханическом техникуме с 01 сентября 1977 года по 01 июня 1980 года, с 23 ноября 1980 года по 26 июня 1981 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 29 января 2019 года, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного N 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N208-ФЗ, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации N 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Как предусмотрено подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 1 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периоде работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 ""Об утверждении списков производств, работ, профессий, должн Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173"Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Включая в общий стаж истца периоды его обучения в техникуме в 1977-1981 года (период СССР) суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно подпунктам "з" и "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, и действовавшего в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", в общий стаж работы засчитывались, в частности, периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Как определено в подпункте "л" указанного Положения, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и" (в том числе, учеба в техникуме), засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пп. "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Исходя из анализа приведенных норм права, период обучения истца в техникуме с 1977 года по 1981 год подлежит зачету в общий стаж.
Согласно данным о стаже период работы истца после службы в рядах Советской Армии с 20 октября 1981 года по 28 октября 1983 года учтен в стаж на обычных условиях, в связи с чем период службы не может быть зачтен в льготный стаж.
Для назначения пенсии истцом представлены справки, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и подтверждающие постоянную занятость в особых условиях труда от 20.12.2018 N N, а также справки о заработной плате, выданные ОАО "Судостроительный завод "Залив".
Определяя право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции установил, что с учетом общего стажа, зачтенного органом пенсионного обеспечения (20 лет 7 месяцев 21 день), двух периодов учебы (3 года 4 месяца 4 дня) и периода военной службы (2 года 8 дней) страховой стаж истца составляет 26 лет 3 дня.
Учитывая то, что суммарный стаж истца на работах с тяжелыми и вредными условиями труда по подсчету ответчика составляет 8 лет 21 день, с применением положений пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, предусматривающей уменьшение пенсионного возраста, предусмотренного статьей 8 названного Закона, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло у истца по достижении 57 лет, с 12 декабря 2018 года, а поскольку истец обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 29 января 2019 года, досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению с даты обращения с указанным заявлением.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о том, что с учетом общего стажа, зачтенного органом пенсионного обеспечения (20 лет 7 месяцев 21 день), двух периодов учебы (3 года 4 месяца 4 дня) и периода военной службы (2 года 8 дней) страховой стаж истца составляет 26 лет 3 дня.
Принимая во внимание, что суммарный стаж истца на работах с тяжелыми и вредными условиями труда по подсчету ответчика составляет 8 лет 21 день, с применением положений пункта 2 части 1 статьи 30 ФЗ N 400-ФЗ об уменьшении пенсионного возраста, предусмотренного статьи 8 данного Закона, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло у истца по достижении 57 лет, с 12 декабря 2018 года, и подлежит назначению с даты обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 29 января 2019 года.
Судебная коллегия отклоняет довод кассационной жалобы о том, что судами нижестоящих инстанций не был произведен расчет необходимого общего стажа к уже имеющемуся у истца, наличие которого является обязательным условием для назначения пенсии в том числе досрочной, как основанный на неверном толковании норм материального права и противоречащий материалам дела, в том числе текстам судебных постановлений.
Позиция ответчика в суде кассационной инстанции повторяет доводы апелляционной жалобы, всесторонняя оценка которым была дана судом апелляционной инстанции и является правомерной и обоснованной.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.