Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муктарова Рахмитулы к Государственному учреждению- Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 о признании права на досрочное назначение пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения- Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 на решение Клетского районного суда Волгоградской области от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения- Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2- Квочкиной Д.И, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Муктаров Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации к Клетском районе Волгоградской области (в настоящее время - Государственное учреждение- Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 (далее также- Центр установления пенсий)) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований, истец указал, что с 18 февраля 1987 года по 6 мая 1996 года постоянно проживал и работал в "адрес", отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. В удовлетворении данного заявления ответчиком отказано по причине отсутствия правоустанавливающего документа, выданного в соответствии с нормами российского законодательства.
Решением Клетского районного суда Волгоградской области от 30 июля 2020 года исковые требования Муктарова Р. удовлетворены. Судом постановлено: признать решение Государственного учреждения- Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Клетском районе Волгоградской области от 11.06.2020 незаконным; обязать Государственное учреждение- Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 назначить Муктарову Р. страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на два года с 3 июня 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 октября 2020 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Центра установления пенсий просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции истец не явился, представил возражения на кассационную жалобу, с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Выслушав представителя Центра установления пенсий, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определилкак общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Закон N 400-ФЗ) определено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350 - ФЗ "О внесении изменений в отельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пп. 19 -21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу п. 8 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также- Закон N1244-1) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии со ст. 34 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом (статья 49 Закона N 1244-1).
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона N1244-1).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 166-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н (далее - Перечень документов).
В соответствии с пунктом 100 Перечня документов, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года), необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Муктарова Р, суды установили юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности и установили факт проживания истца в период с 18.02.1987 по 06.05.1996 в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем пришли к выводу о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении норм материального права.
Изложенные в жалобе ответчика доводы об отсутствии возможности предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, которые не были проверены на соответствие законодательству выдавшего их государства, являлись предметом исследования судебных инстанций и по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод жалобы ответчика о нарушении судом при разрешении спора положений ст. 49 Закона N1244-1, которой для граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившихся с территории Украины на территорию Российской Федерации, установлены лишь гарантии мер социальной поддержки, к каковым пенсии не относятся, основан на неправильном толковании указанной нормы, поскольку, данная норма, направленная на обеспечение возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием непосредственно не устанавливает ни условия предоставления таким категориям лиц тех или иных мер социальной поддержки, ни порядок определения размеров соответствующих денежных выплат, а с учетом отнесения истца к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, ввиду проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, он вправе претендовать, при соблюдении предусмотренных законом условий, на назначение ему страховой пенсии досрочно с применением положений статьи 34 Закона N124.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Клетского районного суда Волгоградской области от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения- Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2- без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Губарева
Судьи Е.В. Макарова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.