Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев протест исполняющего обязанности прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Сухоносова И.В. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 12 августа 2020г., вынесенное в отношении ООО "Втормет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ, установил:
постановлением мирового судьи 6-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 22 мая 2020г. ООО "Втормет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.28 КоАП РФ, и было подвергнуто штрафу в размере 1 000 000 рублей.
ООО "Втормет" обжаловало постановление в вышестоящий суд. Решением судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 12 августа 2020г. постановление мирового судьи 6-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 22 мая 2020г. отменено, производство по делу прекращено на основании п.5 Примечания ст.19.28 КоАП РФ.
В протесте прокурор просит судебное решение отменить, мотивируя тем, что основания для применения положений п.5 Примечания ст.19.28 КоАП РФ и прекращении производства по делу отсутствуют, поскольку отсутствует совокупность данных, подтверждающих, что юридическое лицо способствовало выявлению, раскрытию и расследованию преступления.
ООО "Втормет" уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о принесении протеста, в установленный срок возражения на него не представило.
Проверив материалы дела, доводы протеста, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.19.28 КоАП РФ незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
В силу п.5 примечаний к ст. 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Согласно абз.2 п.11. Обзора судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020, освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании к статье 291 УК РФ, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании примечания 5 к статье 19.28 КоАП РФ. Для применения примечания 5 к статье 19.28 КоАП РФ должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением.
Постановлением мирового судьи 6-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 22 мая 2020г. ООО "Втормет" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.28 КоАП РФ за то, что Новосибирской транспортной прокуратурой при изучении материалов уголовного дела N, возбужденного 28.02.2019 в отношении ФИО5 по факту совершения преступления, предусмотренного ст.290 ч.5 УК РФ, выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО "Втормет".
А именно, было установлено, что ФИО5 в период с 01.06.2015 по 30.06.2018, являясь должностным лицом, действуя умышленно, из корыстных побуждений, осознавая общественную опасность и преступный характер своих действий, лично получил незаконное денежное вознаграждение в качестве взятки от ФИО6, являющегося работником ООО "Втормет" в виде денег в сумме 282780 руб. за совершение действий в интересах ООО "Втормет" - беспрепятственный прием к перевозке 288 железнодорожных вагонов с принадлежащим ООО "Втормет" грузом и за общее покровительство по службе, а именно за использование ФИО5 своего авторитета и иных возможностей занимаемой должности при приемке к перевозке железнодорожных вагонов.
В период с 01.06.2015 по 30.06.2018 начальник производственно-заготовительного участка ООО "Втормет" ФИО6, действуя в интересах ООО "Втормет" и целях недопущения негативных последствий, связанных с проверкой вагонов, а также за беспрепятственный прием их к перевозке, передал лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации ОАО "РЖД" - заместителю начальника железнодорожной станции Новосибирск-Западный ФИО5 денежные средства в размере 282780 руб.
Заместитель начальника железнодорожной станции Новосибирск-Западный Новосибирского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" ФИО5 в соответствии с должностной инструкцией координирует деятельность подразделений, обеспечивающих деятельность железнодорожной станции по выполнению технологического процесса работы, дает указания работникам, работающим на территории железнодорожной станции, организует технологическое взаимодействие подразделений производственных дирекций, Центра фирменного транспортного обслуживания, дочерних компаний с грузоотправителями, грузополучателями и владельцами железнодорожных путей необщего пользования, организует работу железнодорожной станции по выполнению графика движения поездов, обеспечивая безопасность движения, сохранность перевозимых грузов и подвижного состава, осуществляет контроль за размещением и креплением груза в вагонах в пути следования согласно требованиям п.6.1 раздела 6 Регламента многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза к перевозке и в пути следования на Западно-Сибирской железной дороге, организует и контролирует прием от грузоотправителей и выдачу грузополучателям грузов в соответствии с правилами перевозок, техническими условиями и требованиями нормативно-технической документации, осуществляет проверку размещения и крепления грузов, погруженных по местным техническим условиям или непредусмотренным техническими условиями при приемке груза к перевозке, устранении коммерческих неисправностей, осуществляет прием грузов к перевозке, при приеме осуществляет проверку размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов при приеме груза к перевозке, устранении коммерческих неисправностей.
ФИО5 являлся должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в АО, контрольный пакет акций которого принадлежит РФ.
При этом, ФИО6 являлся и является в настоящее время начальником производственно-заготовительного участка ООО "Втормет", что свидетельствует о непосредственной его заинтересованности в работе ООО "Втормет". ФИО6 был избран незаконный способ защиты прав юридического лица - передача взятки в интересах ООО "Втормет" в целях беспрепятственного приема к перевозке железнодорожных вагонов и за общее покровительство юридического лица.
Рассматривая дело по жалобе ООО "Втормет" и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о наличии достаточных оснований для применения положений п.5 Примечания к ст.19.28 КоАП РФ. Свои выводы судья мотивировал тем, что возбуждению уголовного дела предшествовала явка с повинной ФИО7, который являлся должностным лицом ООО "Втормет", сообщил о совершенном нарушении, о способе передачи денег, давал последовательные показания в ходе расследования и рассмотрения уголовного дела, участвовал в очной ставке с ФИО5, признавшим вину, но от показаний отказавшегося, то есть способствовал раскрытию и расследованию уголовного преступления, связанного с данным административным правонарушением.
Указанные выводы судом надлежаще мотивированы с учетом положений п.5 Примечания к ст.19.28 КоАП РФ, так и абз.2 п.11. Обзора судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, приговора Ленинского районного суда г. Новосибирска от 20 ноября 2019г, явка должностного лица ООО "Втормет" ФИО7 с повинной дана 14 февраля 2019г, до возбуждения 28 февраля 2019г. уголовного дела в отношении ФИО5 Получение и результатов ОРМ до возбуждения уголовного дела, само по себе не опровергает вывод о том, что указанная выше явка с повинной, принятая в рамках уголовного дела в качестве допустимого доказательства, подтверждающего виновность ФИО5, в совершении уголовного преступления, предусмотренного п. "в" ч.5 ст.290 УК РФ, способствовала выявлению и раскрытию преступления.
Доводы протеста сводятся к несогласию с судебной оценкой установленных обстоятельств, представленных доказательств, направлены на их переоценку, что не свидетельствует о наличии существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого судебного решения.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Согласно положений п. 2 ст.4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), п.3 ч. 2 ст.30.17 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможны только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Как следует из материалов дела, существенных, фундаментальных, нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей районного суда допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения протеста и отмены вынесенного по делу судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 12 августа 2020г, вынесенное в отношении ООО "Втормет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ, оставить без изменения, протест исполняющего обязанности прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Сухоносова И.В. - без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.