Постановлением Верховного Суда РФ от 12 апреля 2021 г. N 51-АД21-3-К8 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу Гаязовой Евгении Олеговны на вступившие в законную силу постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 18 июня 2020 года и решение судьи Алтайского краевого суда от 11 августа 2020 года, вынесенные в отношении Гаязовой Евгении Олеговны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 18 июня 2020 года Гаязова Е.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 11 августа 2020 года постановление изменено, Гаязовой Е.О. назначено административное наказание в виде предупреждения, исключено суждение об отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
В жалобе, поданной в кассационный суд, Гаязова Е.О. просит постановление и решение отменить, в обоснование указывает на отсутствие вины в совершении вмененного правонарушения, поскольку органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации она не была обеспечена средством индивидуальной защиты; Минздравом РФ, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая вопросы организации профилактики инфекционных заболеваний, не принималось заключение об обязательности использования масок.
Содержащееся в жалобе ходатайство об участии Гаязовой Е.О. в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи удовлетворению не подлежит, поскольку нормы КоАП РФ, регламентирующие порядок рассмотрения жалоб, протестов на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не предполагают проведение судебных заседаний.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. "б" п.3, пп. "в", "г" п.4 названных Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица); гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта.
Постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 N 120 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" с 18.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указом Губернатора Алтайского края от 08.05.2020 N 77 "Об использовании гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания", вступившим в силу 12.05.2020, гражданам предписано использовать гигиенические маски для индивидуальной защиты органов дыхания в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для функционирования предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных и медицинских организаций, на остановочных пунктах, в иных местах массового пребывания людей.
Из обстоятельств дела следует, что 20 мая 2020 года в 19 час. 14 мин. Гаязова Е.О. в период действия на территории Алтайского края режима повышенной готовности, в нарушение указа Губернатора Алтайского края от 08.05.2020 N 77 "Об использовании гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания" и пп. "б" п.3, п.4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, находилась в помещении магазина " "данные изъяты" по адресу: "адрес", - без средства защиты органов дыхания (маски лицевой для защиты дыхательных путей одноразового (многоразового) использования, респиратора).
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 20.05.2020, рапортом сотрудника полиции ФИО5 от 20.05.2020, объяснениями ФИО2, ФИО6, ФИО7
Таким образом, вывод о наличии в действиях Гаязовой Е.О. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятых по делу актов.
Доводы о необязательном использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания в период введения режима повышенной готовности и принятия на уровне субъекта Российской Федерации правила поведения, предписывающего гражданам при нахождении в местах массового пребывания людей использовать средства индивидуальный защиты органов дыхания, противоречат вышеприведенным нормам, при этом обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания не поставлена в зависимость от обеспечения таковыми граждан органами власти, о чем верно указано в решении судьи краевого суда.
Вопреки доводам жалобы, правило поведения, предписывающее гражданам при нахождении в местах массового пребывания людей использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, не свидетельствует о нарушении прав и свобод Гаязовой Е.О.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке установленных судами обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание Гаязовой Е.О. назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с учетом положений ч.ч.1, 2 ст.4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 18 июня 2020 года и решение судьи Алтайского краевого суда от 11 августа 2020 года, вынесенные в отношении Гаязовой Евгении Олеговны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гаязовой Евгении Олеговны - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.