Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стукалова Алексея Александровича, поданную через суд первой инстанции 26 октября 2020 г, на решение Кемеровского областного суда от 15 июля 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 г, по административному делу N 3а-289/2020 по административному исковому заявлению Стукалова Алексея Александровича о признании недействующим пункта 2 распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11 мая 2020 г. N 62-рг "О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и внесении изменения в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 г. N 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения Стукалова А.А, представителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса - Щербаковой Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
14 марта 2020 г. распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса N 21-рг, в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях реализации протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 13 марта 2020 г. N 11, постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", на основании постановлений главного государственного санитарного врача Кемеровской области от 14 марта 2020 г. N 6 "О мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе" и от 26 марта 2020 г. N 8 "Об усилении ограничительных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе" с 16 марта 2020 г. на территории Кемеровской области - Кузбасса введен режим функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность".
11 мая 2020 г. в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Губернатором Кемеровской области - Кузбасса принято распоряжение N 62-рг "О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и внесении изменения в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 г. N 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11 мая 2020 г. N 62-рг).
Пунктом 2 данного распоряжения в оспариваемой редакции гражданам, находящимся на территории Кемеровской области - Кузбасса, предписано соблюдать масочный режим:
при посещении зданий, строений, сооружений транспортной инфраструктуры (автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэропорты, остановки (павильоны) всех видов транспорта общего пользования);
при нахождении во всех видах транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения, в том числе такси;
при посещении медицинских и аптечных организаций;
при посещении организаций розничной торговли, а также других организаций, осуществляющих оказание услуг населению, деятельность которых не приостановлена;
при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности в зданиях (помещениях) организаций.
Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11 мая 2020 г. N 62-рг опубликовано 11 мая 2020 г. на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса": www.zakon.kemobl.ru
Стукалов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса N 62-рг от 11 мая 2020 г. В обоснование требований указал, что установленный масочный режим направлен на профилактику одного из заболеваний, включенного в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715. Полагает, что профилактикой обязаны заниматься только граждане, непосредственно страдающие этими заболеваниями, в соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации". Ссылаясь на часть 1 статьи 33 Федерального закона 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" считает, что поскольку он не является больным инфекционным заболеванием, у него отсутствуют признаки этих заболеваний, также он не имеет возбудителей инфекционных болезней, на него указанный масочный режим в качестве меры профилактики инфекционного заболевания не может распространяться. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти в сферу гражданских, жилищных, семейных, социальных и иных правоотношений.
Решением Кемеровского областного суда от 15 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Стукалов А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым его требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права. Полагает надлежащей и достаточной мерой в предупреждении распространения COVID-19 госпитализацию или изоляцию лиц, перечисленных в части 1 статьи 33 Федерального закона 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания и контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней. Суд апелляционной инстанции не дал надлежащей правовой оценки его доводам о том, что он к указанным лицам не относится, в том числе у него отсутствуют признаки COVID-19, что подтверждается направлением с отрицательным результатом исследования.
На кассационную жалобу прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса представлены возражения.
В судебном заседании Стукалов А.А. кассационную жалобу поддержал.
Представитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса - Щербакова Е.А, против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса N 62-рг от 11 мая 2020 г. принято Губернатором Кемеровской области - Кузбасса в пределах компетенции, процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, оспариваемые положения, обязывающие граждан соблюдать масочный режим, направлены на недопущение распространения на территории Кемеровской области коронавирусной инфекции COVID-19, и не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы. При этом суды исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" дополнен указанием на заболевание коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), код заболевания по международной классификации болезней МКБ-10 - В34.2.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", действие которого впоследствии было продлено Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 294, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
Статьей 47 Устава Кемеровской области - Кузбасса предусмотрено, что Губернатор Кемеровской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и законов Кемеровской области издает постановления и распоряжения.
Официальным источником опубликования актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, является, в том числе сайт "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса" (п. 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. N 218 "Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса").
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также - Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ к чрезвычайной ситуации отнесено, в том числе распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу части 2 указанной статьи понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2020 г. N 98-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что у Стукалова А.А. отсутствует заболевание COVID-19, что подтверждается результатами проведенных исследований, выводы судов не опровергают. Результаты проведенных исследований могут отражать состояние здоровья Стукалова А.А. только на конкретный момент времени, в то время как оспариваемый нормативный правовой акт рассчитан на неоднократное применение в период, пока сохраняется угроза распространения новой коронавирусной инфекции, направлен на соблюдение социально значимых интересов неопределенного круга лиц.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны ошибочном толковании положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Стукалова А.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 15 июля 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 декабря 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.