Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, поданную 3 ноября 2020 года, на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 мая 2020 года
по административному делу N 2а-32/2020 по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Самойлова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, установила:
прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" в непринятии мер, направленных на организацию сбора и определение мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также в неосуществлении информирования об указанной деятельности на территории сельского поселения сумон Сарыг-Сепский Каа-Хемского района; обязать администрацию муниципального района "Каа-Хемский кожуун" организовать сбор и определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также в осуществить информирование об указанной деятельности на территории сельского поселения "сумон Сарыг-Сепский" Каа-Хемского района, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований ссылался на то, что по результатам проверки в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на территории Каа-Хемского района установлено, что администрацией сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории района не организован, места первичного сбора ламп не определены, чем нарушаются требования законодательства, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как бездействие может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.
В связи с выявленными нарушениями 30 сентября 2019 года и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Ооржаку Е.Б. внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого, администрацией направлен ответ о том, что смета доходов и расходов Каа-Хемского района на текущий год не предусматривает затраты на создание и учреждение специализированной организации по отработке и использованию ртутьсодержащих ламп, либо для постройки специализированных мест хранения и утилизации ядовитых веществ. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории района не организован, место первичного сбора ламп не определено, информирование населения не осуществляется.
Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 января 2020 года постановлено: "Административный иск прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Каа-Хемский кожуун", удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" по непринятию мер, направленных па организацию сбора и определение мест первичною сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также в неосуществлении информирования об указанной деятельности на территории сельского поселения "сумон Сарыг-Сепский" Каа-Хемского района.
В целях устранения допущенных нарушений возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать сбор и определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также осуществить информирование об указанной деятельности на территории сельского поселения "сумон Сарыг-Сепский" Каа-Хемского района.
Обязать Администрацию Каа-Хемского района в течение 1 месяца, после истечения шестимесячного срока, установленного решением суда, сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 мая 2020 года решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 января 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрацией Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила), действовавшими на момент рассмотрения спора судами и принятия обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 8 Правил органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Сбор, размещение, обезвреживание и использование отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации (пункты 9, 13, 19, 21 Правил).
Руководствуясь указанными нормами материального права, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в указанной части, поскольку ненадлежащее исполнение Администрацией муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" обязанности по принятию мер, направленных на организацию сбора и определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также неосуществление информирования об указанной деятельности на территории сельского поселения "сумон Сарыг-Сепский" Каа-Хемского района создает угрозу загрязнения окружающей среды опасными отходами, причинения вреда жизни и здоровью граждан, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих на территории Каа-Хемского района, то есть неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления по реализации вопросов местного значения.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права. В ходе рассмотрения дела доводы прокурора об оспариваемом бездействии административного ответчика нашли подтверждение, поскольку не представлено доказательств принятия мер по определению мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также информированию потребителей об их определении.
Согласно пункту 2 Правил местом первичного сбора и размещения является место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.
Доводы кассационной жалобы о том, что при разрешении требований судом не привлечен к участию в деле в качестве соответчика федеральный оператор не свидетельствуют о наличии безусловных оснований для отмены судебных актов, поскольку в пределах заявленных требований и оценки оспариваемого бездействия, вопрос о правах и обязанностях указанного лица, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не разрешался.
Доводы кассационной жалобы о том, что на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по очистке территории муниципального образования от загрязнения отходами вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридических и физических лиц, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильной оценке заявителем характера спорных правоотношений и содержания судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности по осуществлению мер организационно-властного характера, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.
Принимая во внимание, что лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем, вопрос об определении специализированного места их сбора направлен на создание безопасных условий проживания населения, отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об организации их сбора является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения), в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.
Выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.