Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.
судей Зиновьевой К.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гудиловой Елены Олеговны на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 августа 2020 года по административному делу N 2а-87/2020 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области к Гудиловой Елене Олеговне о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд административным иском о взыскании с Гудиловой Е.О. недоимки по земельному налогу за 2015-2017 в сумме 131 680 руб. и пени сумме 1 737, 53 руб.
Требования мотивированы тем, что Гудилова Е.О. как собственник земельного участка с кадастровым номером N в спорном периоде являлась плательщиком земельного налога, однако исчисленный Инспекцией в направленном в адрес налогоплательщика в связи с произведенным перерасчетом с учетом вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (дело N N) налоговом уведомлении от 5 октября 2018 года N N земельный налог Гудиловой Е.О. в установленный действующим законодательством о налогах и сборах срок в полном объеме уплачен не был, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование N N об уплате недоимки по земельному налогу и начисленных сумм пени по состоянию на 6 февраля 2019 года со сроком исполнения до 15 марта 2019 года, которое в указанный срок Гудиловой Е.О. в полном объеме также не исполнено. Судебный приказ, выданный мировым судьей 30 апреля 2019 года, отменен 20 мая 2019 года в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 августа 2020 года, требования удовлетворены частично; с Гудиловой Е.О. взысканы земельный налог за 2017 в сумме 3 663 руб, пени по земельному налогу за 2017 в сумме 60, 16 руб. за период с 4 декабря 2018 года по 5 февраля 2019 года, а также государственная пошлина в размере 400 руб.; в удовлетворении требований Инспекции к Гудиловой Е.О. о взыскании земельного налога за 2015-2017 годы в большем размере на сумму 128 017 руб, пени по земельному налогу за 2015-2017 в большем размере на сумму 1 677, 37 руб. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 17 ноября 2020 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части взыскания земельного налога за 2017 год в размере 3 663 руб, пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 60, 16 руб. за период с 4 декабря 2018 года по 5 февраля 2019 года, государственной пошлины в размере 400 руб. со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что земельный налог за спорный период, исчисленный на основании первоначально направленных в ее адрес налоговых уведомлений, уплачен в бюджет в полном объеме. При этом абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 данного Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. Полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для исчисления в спором периоде земельного налога в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, имеющего основной вид разрешенного использования: "гостиница", вспомогательный - "стоянка автомобильного транспорта" и фактически используемого как автостоянка исходя из установленной решением Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 года N 87-07/01рД налоговой ставки в размере 1, 5% от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренной для прочих земельных участков, в то время как в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, названным решением Думы Ангарского городского округа установлена налоговая ставка в размере 0, 15% от кадастровой стоимости таких земельных участков.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций при принятии судебных постановлений в обжалуемой части такого рода нарушения не допущены.
Разрешая заявленные налоговым органом требования и удовлетворяя административный иск в части взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 3 663 руб. и соответствующих сумм пени в размере 60, 16 руб. за период с 4 декабря 2018 года по 5 февраля 2019 года, государственной пошлины в размере 400 руб, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что при расчете в соответствии со статьями 387, 388, 394 Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога за 2017 год Инспекция правомерно применила установленную решением Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 года N 87-07/01рД налоговую ставку в размере 1, 5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего истцу на праве собственности и являющегося в силу статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом, поскольку данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, основной вид разрешенного использования земельного участка: "гостиница", вспомогательный: "стоянка автомобильного транспорта"; сведения о переводе земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования в спорный период отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с данным выводом судов двух инстанций исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены названным Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
1) 0, 3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
На территории Ангарского городского округа земельный налог установлен и введен в действие с 1 января 2016 года решением Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 года N 87-07/01рД.
Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, установлены Положением о земельном налоге на территории Ангарского городского округа (Приложение N 1 к решению Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 года N 87-07/01рД).
Согласно пункту 2.1 указанного Положения (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, в следующих размерах:
- ставка налога 0, 15%: земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования на территории Ангарского городского округа и используемые для сельскохозяйственного производства; земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства; земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;
- ставка налога 0, 3%: земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- ставка налога 1, 5%: прочие земельные участки.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение; адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
Приведенное выше правое регулирование позволяет прийти к выводу о том, что применение ставки земельного налога законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета.
Исходя из положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
При этом, согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункты 1, 2, 3 части 1).
Таким образом, довод подателя кассационной жалобы о том, что поскольку основной вид разрешенного использования земельного участка: "гостиница", вспомогательный: "стоянка автомобильного транспорта", то на названном участке можно осуществлять как совместную деятельность указанных видов, так и самостоятельную, в том числе - только в соответствии со вспомогательным видом, не основан на положениях действующего законодательства.
Учитывая, что Градостроительный кодекс Российской Федерации исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных (пункт 3 части 1 статьи 37 названного Кодекса), так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними, утверждение административного ответчика о возможности осуществления на спорном земельном участке вспомогательного, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования, является ошибочным.
Принимая во внимание, что основным видом разрешенного использования спорного земельного участка является: "гостиница", исчисление Инспекцией земельного налога исходя из предусмотренной решением Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 года N 87-07/01рД для данного вида разрешенного использования земельного участка ставки законно и обоснованно.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с решением Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 года N 87-07/01рД по ставке 1, 5% рассчитывается земельный налог в отношении земельных участков, указанных в таблице и используемых не в соответствии с видом разрешенного использования, что ставит ответчика, как добросовестного землепользователя, в неравное положение с нарушителями действующего законодательства, отклоняется кассационным судом как несостоятельный. При этом кассационный суд отмечает, что в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения (2017 год), названное правовое регулирование в Положении о земельном налоге на территории Ангарского городского округа (Приложение N 1 к решению), равно как и в самом решении Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 года N 87-07/01рД отсутствует.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что перерасчет ранее исчисленных сумм земельного налога не может быть произведен в силу пункта 2.1 статьи 54 НК РФ, поскольку влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, также подлежит отклонению.
Пунктами 2 и 2.1 статьи 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" регламентируется порядок исполнения налоговыми органами обязанности по исчислению налогов в случаях, если такая обязанность законодательством Российской Федерации о налогах и сборах возлагается на налоговые органы, а также порядок перерасчета налоговыми органами сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса.
Абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 Кодекса в редакции Федерального закона N 334-ФЗ, вступившего в силу в части положений этого пункта с 1 января 2019 года, действительно, установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Следовательно, в силу установленного абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 Кодекса в редакции Федерального закона N 334-ФЗ запрета на перерасчет сумм налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, начиная с 1 января 2019 года налоговые органы прекращают осуществлять перерасчет сумм таких налогов, если перерасчет влечет увеличение ранее уплаченных сумм таких налогов.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае перерасчет земельного налога за 2017 год произведен Инспекцией в 2018 году (налоговое уведомление от 5 октября 2018 года N N).
Федеральным законом N 334-ФЗ не предусмотрено, что действие абзаца второго пункта 2.1 статьи 52 НК РФ в редакции данного закона распространяется на перерасчеты сумм налогов, осуществленные налоговыми органами до 1 января 2019 года.
Не предусмотрена названным законом и отмена перерасчетов сумм налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществленных до 1 января 2019 года, если такие перерасчеты повлекли увеличение ранее уплаченных сумм таких налогов.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, вопреки утверждению административного ответчика, применены судами правильно, оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 августа 2020 года в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.