Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чуньковой Т.Ю.
судей Вульферт С.В, Ларионовой С.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД04RS0019-01-2019-000792-59 по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории к Правительству Республики Бурятия, ООО "ЭкоАльянс", Прибайкальской районной администрации о понуждении принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков в Прибайкальском районе Республики Бурятия, по кассационной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2019 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ларионовой С.Г, выслушав с использованием систем видеоконференц-связи с Верховным Судом Республики Бурятия представителей ООО "ЭкоАльянс" Сулимову О.Д, Васильеву М.П, поддержавших доводы жалобы, представителя истца Алексееву А.Н, и представителя Правительства Республики Бурятия, возражавших против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории обратилось в суд с иском к Правительству Республики Бурятия, ООО "ЭкоАльянс", "адрес"ной администрации о понуждении принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков в Прибайкальском районе Республики Бурятия.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе планового (рейдового) осмотра Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее по тексту - ЦЭЗ БПТ) выявлены следующие несанкционированные места размещения отходов производства и потребления (далее по тексту - свалка):
1) в границах МО "Туркинское" СП в "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 0, 31 га, объем 930 кв.м, 2) в границах МО "Туркинское" СП в "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 0, 412 га, объем 1236 кв.м, 3) в границах МО "Туркинское" СП в "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 1, 088 га, объем 10880 кв.м, 4) в границах МО "Гремячинское" СП в 2, 5 км от "адрес" (географические координаты "адрес"), площадь свалки 2, 68 га, объем 26800 кв.м, 5) в границах МО "Нестеровское" СП в 0, 5 км на выезде из "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 0, 05 га, объем 50 кв.м, 6) в границах МО "Нестеровское" СП в 2 км от "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 3 га, объем 30000 кв.м.
Ссылаясь на положения статей 1, 3, часть 3 статьи 7, часть 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статью 6, часть 3 статьи 8, статью 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статью 4 Закона Республики Бурятия от 9 марта 2010 г. N1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия", пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 16 статьи 7 Устава МО "Прибайкальский район", часть 1 статьи 13, статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", статьи 2, 6 Федерального закона от 01 мая 1999 г. N94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N643 "Об утверждении Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне", истец (с учетом уточнения требований от 6 декабря 2019 г. и привлечения соответчика ООО "ЭкоАльянс") просил в целях ликвидации указанных несанкционированных свалок обязать Правительство Республики Бурятия, ООО "ЭкоАльянс" принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков в Прибайкальском районе Республики Бурятия с кадастровыми номерами N N и с земли, расположенной в границах кадастровых кварталов N, обязать Прибайкальскую районную администрацию принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с указанных земельных участков. Просил установить срок исполнения решения суда - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 июля 2020 г. постановлено: исковые требования Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории к ООО "ЭкоАльянс" удовлетворить.
Обязать ООО "ЭкоАльянс" в целях ликвидации несанкционированных свалок принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков:
в границах МО "Туркинское" СП в "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 0, 31 га, объем 930 куб.м, в границах МО "Туркинское" СП в "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 0, 412 га, объем 1236 куб.м, в границах МО "Туркинское" СП в "адрес" (географические координаты "адрес"), площадь свалки 1, 088 га, объем 10880 куб.м, в границах МО "Гремячинское" СП в 2, 5 км от "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 2, 68 га, объем 26800 куб.м, в границах МО "Нестеровское" СП в 0, 5 км на выезде из "адрес" (географические координаты N. "адрес"), площадь свалки 0, 05 га, объем 50 куб.м, в границах МО "Нестеровское" СП в 2 км от "адрес" (географические координаты "адрес"), площадь свалки 3 га, объем 30000 куб.м.
Установить ООО "ЭкоАльянс" срок исполнения решения суда - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории к Правительству Республики Бурятия о понуждении в целях ликвидации несанкционированных свалок принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с кадастровыми номерами N и с земли, расположенной в границах кадастровых кварталов N, отказать.
В удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по "адрес" и Байкальской природной территории к "адрес"ной администрации о понуждении принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с кадастровыми номерами 03:16:500113:31, 03:00:000000:203, 03:00:000000:208 и с земли, расположенной в границах кадастровых кварталов 03:16:480114, 03:16:430104, 03:16:490115, отказать.
В кассационной жалобе Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" просит отменить решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 июля 2020 г, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. При принятии судебных актов судами не учтены положения пункта 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, устанавливающий обязанность собственника земельного участка обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки. Не учтены положения Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления", а также тот факт, что обнаруженные истцом отходы не подпадают под категорию отходов, находящихся в сфере деятельности регионального оператора.
Суды неверно истолковали положения пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156. Судебные акты не содержат мотивированных выводов об оценке доводов заявителя о необходимости применения указанных положений законодательства. В апелляционном определении отсутствуют ссылки на нормы права, обосновывающие правомерность сделанных судом первой инстанции выводов.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не
находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом было установлено также, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N находится в собственности Российской Федерации, право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на участки с кадастровыми номерами N, в границах кадастрового квартала N, выдел 10 квартал 207 Кикинского участкового лесничества Кикинского лесничества - не имеется. Две несанкционированные свалки в границах МО "Туркинское" СП в п. Соболиха находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Нахождение несанкционированных свалок в указанных местах, их площади и объемы отходов на них, принадлежность участков земли под ними сторонами по делу не оспаривались.
ООО "ЭкоАльянс" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее региональный оператор).
Удовлетворяя частично исковые требования, при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N3/22 от 25 марта 2019 г. об установлении единых тарифов на услугу ООО "ЭкоАльянс", правильно исходил из того, что пунктами 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N1156, обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на собственника земельного участка, а в случае его бездействия - на регионального оператора с последующим правом взыскания понесенных расходов.
Во исполнение положений Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" 20 июня 2018 г. между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и региональным оператором ООО "ЭкоАльянс" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, пунктом 2.1.23 которого на ООО "ЭкоАльянс" возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N1156.
Региональный оператор ООО "ЭкоАльянс" приступил к исполнению своих обязательств по соглашению с 1 апреля 2019 г. Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N3/22 от 25 марта 2019 г. установлены единые тарифы на услугу ООО "ЭкоАльянс". Согласно письму Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 10 декабря 2019 г. на момент рассмотрения дела указанные в иске несанкционированные свалки включены в проект откорректированной Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Бурятия.
Указанное свидетельствует о том, что со стороны органа исполнительной власти Республики Бурятия необходимые организационные меры в области обращения с твердыми коммунальными отходами принимаются.
При рассмотрении дела не доказано, что собственниками земельных участков принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок или заключены с ООО "ЭкоАльянс" и исполняются договоры на оказание услуг по их ликвидации, поэтому обязанность принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с указанных в иске земельных участков в целях ликвидации находящихся на них несанкционированных свалок должна быть возложена на регионального оператора ООО "ЭкоАльянс".
При этом судом была дана оценка и отклонен довод представителя ООО "ЭкоАльянс" о том, что, на регионального оператора возлагается обязанность по ликвидации свалок только в случае их обнаружения непосредственно региональным оператором, а не иным субъектом, ; как основанный на неправильном толковании указанных пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, где в случае выявления места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов указано только два обязанных субъекта по его ликвидации - собственник земельного участка и региональный оператор. По тем же основаниям, как связанный с неправильным толкованием норм права, отклонен довод ООО "ЭкоАльянс" относительно времени образования несанкционированных свалок.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием, указав со ссылкой также на статью 42 Конституции Российской Федерации, статью 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статью 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отклонил доводы ООО "ЭкоАльянс" о возложении обязанностей на органы местного самоуправления, и указал, что органами местного самоуправления в пределах компетенции были приняты организационные меры, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов; тогда как сами по себе такого рода меры, не входят в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При рассмотрении дела истцом не приведены доводы и не представлены доказательства невыполнения или ненадлежащего выполнения Правительством Республики Бурятия, Прибайкальской районной администрацией своих полномочий, предусмотренных ст. ст. 6, 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ставшего, по мнению истца, причиной образования указанных в исковом заявлении несанкционированных свалок.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Указанные заявителем доводы кассационной жалобы были предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанций, им в решении и апелляционном определении дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Положения статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда по обстоятельствам дела и связанные с иным толкованием норм материального права, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" оставить без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ю. Чунькова
Судьи С.В. Вульферт
С.Г. Ларионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.