Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В.
судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-282/2020 (N 2-4120/2019) УИД 38RS0003-01-2019-004191-45 по иску Широковой Светланы Валерьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения незаконным, о зачёте периода работы в стаж на соответствующих видах работ, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Широковой Светланы Валерьевны на решение Братского городского суда Иркутской области от 13 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Широкова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее - УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области) о признании решения незаконным, о зачёте периода работы в стаж на соответствующих видах работ, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование иска Широкова С.В. указала, что с 22 августа 1994 г..по 30 июня 2013 г..работала в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории туберкулёзной больницы в учреждении ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН УВД Иркутской области. 1 июля 2013 г..была уволена переводом в ФКУЗ МСЧ-38 ГУФСИН России по Иркутской области на должность лаборанта клинико-диагностической лаборатории туберкулёзной больницы в ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 38" ФСИН России, где проработала по 8 июня 2015 г..Таким образом, она проработала с туберкулёзными больными более 20 лет, поэтому имеет право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с тяжёлыми условиями труда. 28 августа 2019 г..она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Братске и Братском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением УПФР в г..Братске и Братском районе 6 сентября 2019 г..N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа. При этом, ответчик признал стаж работы в течении 1 года 8 месяцев 8 дней в ФКУЗ МСЧ-38 ГУФСИН России по Иркутской области, а период работы в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН УВД Иркутской области не был зачтён по причине не предоставления необходимых сведений из ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН УВД Иркутской области. Однако, в ответе УПФР в г..Братске и Братском районе исключение из общего стажа её работы в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории туберкулезной больницы в учреждении ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН УВД Иркутской области никак не разъяснено и не мотивировано.
Ею были направлены соответствующие запросы в учреждение ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН УВД Иркутской области и в ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 38" ФСИН России с просьбой выдать справки о продолжительности её работы в указанных учреждениях непосредственно с туберкулезными больными и о полагающихся в связи с этим льготах, на которые из ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 38" ФСИН России была получена справка, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ, подтверждающая её право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а на запрос в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН УВД Иркутской области была получена справка о её работе с 22 августа 1994 г..по 1 июля 2013 г..в больнице для содержания и амбулаторного лечения осуждённых, больных открытой формой туберкулеза. Занимаемые ею в клинико-диагностической лаборатории туберкулезной больницы в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН УВД Иркутской области и в ФКУЗ МСЧ-38 ГУФСИН России по Иркутской области должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории туберкулезной больницы идентичны по своему содержанию и функциональным обязанностям.
Таким образом, в период с 22 августа 1994 г. по 8 июня 2015 г. она проработала на одном месте и в одной должности - лаборанта клинико-диагностической лаборатории туберкулезной больницы в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН по Иркутской области, а после переподчинения учреждения - в ФКУЗ МСЧ-38 ГУФСИН России по Иркутской области, из чего следует, что при требуемом специальном стаже работы, связанном с непосредственными контактами с туберкулезными больными, в 10 лет, она фактически имеет специальный стаж работы с тяжёлыми условиями труда, в связи с чем, имеет право на досрочную пенсию за работу в тяжёлых условиях.
Широкова С.В. просила суд признать решение УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области N от 6 сентября 2019 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части не включения в специальный стаж периода работы Широковой С.В. в туберкулёзной больнице в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН по Иркутской области с 22 августа 1994 г. по 1 июля 2013 г. в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории; зачесть Широковой С.В. период работы в туберкулёзной больнице в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН по Иркутской области с 22 августа 1994 г. по 1 июля 2013 г. в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории в специальный стаж на соответствующих видах работ; признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с 14 августа 2019 г.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 13 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 августа 2020 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Широкова С.В. просит отменить решение Братского городского суда Иркутской области от 13 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 августа 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено судом и следует из материалов дела, что 28 августа 2019 г. Широкова С.В. обратилась в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области N от 6 сентября 2019 г. Широковой С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитаны периоды работы Широеовой С.В. с 2 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г, с 1 апреля 2014 г. по 8 июня 2015 г. - лаборантом клинико-диагностической лаборатории туберкулёзной больницы ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России. Все остальные периоды работы не подлежат зачёту в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством. По подсчётам пенсионного органа стаж на соответствующих видах работ составил 1 год 8 месяцев 8 дней, при требуемом 10 лет; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 20 лет 08 месяцев 14 дней, при требуемом 20 лет; страховой стаж составил 20 лет 08 месяцев 18 дней, с учётом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2п - 24 года 04 месяца 24 дня, при требуемом 20 лет.
Согласно записям в трудовой книжке истца, с 22 августа 1994 г. - Широкова С.В. была назначена на должность лаборанта по 7 разряду в Учреждение УК-272/27 УИН УВД Иркутской области (Межобластная туберкулезная больница N 3) (приказ N лс от 23 августа 1994 г.), 1 июля 2013 г. - уволена переводом в ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России (приказ N-лс от 10 июля 2013 г.). Записи заверены подписью начальника ОКРЛС и оттиском печати "Отдел кадров N 27". Имеется штамп о работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно сообщениям ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области от 16 декабря 2019 г. N, от 22 января 2020 г. N, Широкова С.В. действительно работала в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области с 22 августа 1994 г. (приказ N от 23 августа 1994 г.) по 12 июля 1995 г. в должности лаборанта клинической лаборатории, с 12 июля 1995 г. (приказ N от 26 июля 1995 г.) по 4 сентября 1995 г. работала в должности медицинской сестры, с 4 сентября 1995 г. (приказ N от 31 августа 1995 г.) по 1 июля 2013 г. работала в должности лаборанта лаборатории, 1 июля 2013 г. - уволена в порядке перевода к другому работодателю (приказ N-лс от 10 июля 2013 г.). Широковой С.В, в соответствии с коллективным договором ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30 мая 2003 г. N 126 "Об утверждении перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулёза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-ти часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда" предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 14 календарных дней и устанавливалась 30-часовая рабочая неделя.
Из приказа ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области N-лс от 1 июля 2013 г. об увольнении работников, приказа ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области N-лс от 10 июля 2013 г. о внесении изменений в приказ от 1 июля 2013 г. N-лс, Широкова С.В. была уволена в порядке перевода в ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России с 1 июля 2013 г.
Согласно выписке из приказа начальника ФКУЗ "МСЧ-38 ФСИН России N-лс от 4 июля 2013 г, Широкова С.В. была назначена на должность лаборанта (служащего) клинико-диагностической лаборатории в порядке перевода из ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, по трудовому договору, со 2 июля 2013 г.
Установлено, что наименования ИК-27 УИН УВД Иркутской области, ИК-27 ГУИН Минюста России по Иркутской области (УК-272/27), ЛИУ-27 ГУИН Минюста России по Иркутской области, ФГУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области являются наименованиями в разные периоды одного лечебно-исправительного учреждения, в настоящий момент поименованного как ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец Широкова С.В. работала в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, которое до соответствующих переименований и преобразований, носило также наименования ИК-27 ГУИН Минюста России по Иркутской области, ЛИУ-27 ГУИН Минюста России по Иркутской области, ФГУ ЛИУ- 27 ГУФСИН России по Иркутской области, ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, учреждении, являющемся частью единой уголовно-исполнительной системы, предназначенным для отбывания наказания осуждённых, не относящимся к министерству здравоохранения, в то время как Списком N 2 от 26 января 1991 г. разделом XXIV предусмотрены "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", к которым ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области не относится.
Также суд первой инстанции исходил из того, что сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта факт работы истца в спорный период на работах с особыми условиями труда (код 27- 2) не подтверждён.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда применяется, в том числе, Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10).
Согласно разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10 право на досрочное назначение пенсии имеют младший и средний медицинский персонал учреждений здравоохранения и социального обеспечения, непосредственно обслуживающие больных в туберкулёзных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (код позиции 2260000а).
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В приложении N 2 к Указанию от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У содержится примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, среди которых должность лаборанта не предусмотрена.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Именно из такой правовой позиции исходил суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям Широковой С.В. о включении периодов работы с 22 августа 1994 г. по 1 июля 2013 г. в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжёлыми условиями труда) и о признании права на досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию.
Установив, что Широкова С.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, а спорные периоды её трудовой деятельности имели место как до, так и после её регистрации в системе государственного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Широковой С.В. за спорный период, а именно с 1 января 1998 г. по 1 июля 2013 г. представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий (2260000а), доказательств, с достоверностью подтверждающих факт осуществления Широковой С.В. непосредственного обслуживания больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, истицей не представлено, справка ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, представленная истцом, не содержит сведений о том, что в спорные периоды Широкова С.В. работала в должности лаборанта в условиях непосредственного контакта с больными пациентами, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что спорные периоды работы Широковой С.В. не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения Широковой С.В. страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с работой с тяжёлыми условиями труда.
В связи с изложенным оснований для отмены решения суда и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Ссылка в кассационной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 г. N 18-КГ18-245, несостоятельна с точки зрения основополагающих принципов российской системы права, притом, что в данном определении высказана правовая позиция о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применительно к конкретным фактическим обстоятельствам. Данное судебное постановление не отменяет и не изменяет оспариваемые Широковой С.В. судебные акты и не имеет непосредственного отношения к предмету настоящего спора.
Разрешая спор, суды нижестоящих правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения суда и апелляционного определения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 13 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Широковой Светланы Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
И.А. Новожилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.