Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В.
судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-782/2020, УИД 70RS0004-01-2020-000416-57 по иску Фенько Елены Владимировны к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить пенсию досрочно, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фенько Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (далее - Центр предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить пенсию досрочно.
В обоснование исковых требований Фенько Е.В. указала, что 27 декабря 2018 г. обратилась в ГУ-УПФР в г. Томске Томской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 9 апреля 2019 г. N ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. По мнению ответчика, её специальный стаж составляет 18 лет 8 мес. 20 дней. Периоды работы в республике Казахстан с 15 августа 1990 г. по 30 ноября 1991 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1; с 1 декабря 1991 г. по 30 августа 1993 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1 г. Ермак; с 1 сентября 1993 г. по 26 июля 1996 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6; с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6, ответчиком не включены в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия сведений о том, что эти периоды работы (приходящиеся на период после распада СССР 1 декабря 1991 г.) учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Полагает, что исключение указанных периодов работы в Республике Казахстан из специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, является неправомерным.
С учётом уточнения исковых требований Фенько Е.В. просила суд обязать Центр предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Республике Казахстан с 15 августа 1990 г. по 30 ноября 1991 г. в должности учителя музыки в средней школе N1; с 1 декабря 1991 г. по 30 августа 1993 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1 г. Ермак; с 1 сентября 1993 г. по 26 июля 1996 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6; с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 и назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 декабря 2018 г.
Определением суда от 12 марта 2020 г. принят отказ Фенько Е.В. от исковых требований к Центру предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 в части возложения обязанности по включению в специальный стаж периода учёбы в Экибастузском педагогическом училище с 1 сентября 1986 г. по 28 июня 1990 г.
Решением Советского районного суда г. Томска от 12 марта 2020 г. исковые требования Фенько Е.В. к Центру предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 удовлетворены. На Центр предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 возложена обязанность включить в специальный стаж Фенько Е.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 15 августа 1990 г. по 30 ноября 1991 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1; с 1 декабря 1991 г. по 30 августа 1993 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1 г. Ермак; с 1 сентября 1993 г. по 26 июля 1996 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6; с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 и назначить Фенько Е.В. досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 27 декабря 2018 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 августа 2020 г. решение Советского районного суда г. Томска от 12 марта 2020 г. в части включения в специальный стаж Фенько Е.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы: с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6, отменено, в части возложения на Центр предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 обязанности назначить Фенько Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 27 декабря 2018 г, изменено.
Принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Фенько Е.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы: с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 отказано. На Центр предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 возложена обязанность назначить Фенько Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 25 октября 2019 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 августа 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ответчика Фенько Е.В. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что апелляционное определение обжалуется только в части возложения на ответчика обязанности назначить Фенько Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 25 октября 2019 г. и, согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27 декабря 2018 г. Фенько Е.В. обратилась в ГУ - УПФР в г. Томске Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ - УПФР в г. Томск от 9 апреля 2019 г. N Фенько Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитаны периоды работы суммарной продолжительностью 18 лет 8 мес. 20 дней.
Пенсионным органов в специальный стаж истца не включены, в том числе периоды работы Фенько Е.В. с 15 августа 1990 г. по 30 ноября 1991 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1 г. Ермак, с 1 декабря 1991 г. по 30 августа 1993 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1 г. Ермак, с 1 сентября 1993 г. по 26 июля 1996 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 г. Аксу, с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 г. Аксу, так как результаты документальной проверки факта работы не поступили, а также не подтверждены сведениями о том, что эти периоды работы учитываются при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Казахстан, при этом в соответствии с законодательством Республики Казахстан в специальный стаж для назначения государственного специального пособия отдельным категориям работников народного образования учитывается льготная работа только до 27 июля 1996 г.
Факт работы истца в должности учителя музыки в спорные периоды подтверждается трудовой книжкой истца, справками Казахской средней школы N 1 г. Аксу от 13 ноября 2019 г. N, от 9 июля 2018 г. N, справкой руководителя отдела образования г. Аксу от 12 июля 2018 г, справками от 28 октября 2016 г. о заработной плате.
Удовлетворяя требования Фенько Е.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 15 августа 1990 г..по 30 ноября 1991 г..в должности учителя музыки в средней школе N 1 г..Ермак, с 1 декабря 1991 г..по 30 августа 1993 г..в должности учителя музыки в средней школе N 1 г..Ермак, с 1 сентября 1993 г..по 26 июля 1996 г..в должности учителя музыки в средней школе N 6 г..Аксу, с 27 июля 1996 г..по 9 января 1997 г..в должности учителя музыки в средней школе N 6 г..Аксу и возлагая на пенсионный орган обязанность назначить Фенько Е.В. досрочно страховую пенсию по старости с 27 декабря 2018 г, суд первой инстанции, сославшись на положения частей 1 и 2 статьи 11, статьи 12, статьи 14, пункта 19 части 1, части 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, утверждённых распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г..N 99-р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР", Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, приказом Министра труа и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г..N 958н, пришёл к выводу о том, что в
спорные периоды Фенько Е.В. осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении для детей в должности, предусмотренной Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 6 сентября 1991 г..N 463, а также соответствующими Списками, утверждёнными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067 и от 29 октября 2002 г..N 781, а Соглашение от 13 марта 1992 г..не содержит положений препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании законодательства Российской Федерации в связи с тем обстоятельством, что в настоящее время в Казахстане, стране, где работала и проживала Фенько Е.В, институт такого вида пенсий отменён.
Установив, что с учётом спорных периодов и периодов работы, учтённых пенсионным органом в бесспорном порядке, специальный стаж истца составил более требуемых 25 лет, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Фенько Е.В. приобрела право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 27 декабря 2018 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда в части включения в специальный стаж Фенько Е.В. периода её работы с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 г. Аксу, признав заслуживающими внимания в указанной части доводы апелляционной жалобы ответчика.
Отменяя решение суда в части включения периода работы Фенько Е.В. с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 г. Аксу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам по месту назначения пенсии учитывается трудовой стаж, имевшийся на территории СССР, за время до вступления в силу этих соглашений, а после 1 января 1992 г. стаж, приобретённый в соответствии с законодательством государства, являющегося участником соглашения, где осуществлялась трудовая деятельность. При установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения для подтверждения льготного стажа, приобретённого на территории государств-участников после 1 января 1992 г. необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание ответ РГУ "Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Павлодарской области" от 4 апреля 2019 г. N, пришёл к выводу, что после 27 июля 1996 г. истец не могла приобрести на территории Республики Казахстан специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку с 27 июля 1996 г. в Республике Казахстан назначение досрочных пенсий с 27 июля 1996 г. было приостановлено, а с 1 января 1998 г. отменено.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы Фенько Е.В. с 15 августа 1990 г. по 30 ноября 1991 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1 г. Ермак, с 1 декабря 1991 г. по 30 августа 1993 г. в должности учителя музыки в средней школе N 1 г. Ермак, с 1 сентября 1993 г. по 26 июля 1996 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 г. Аксу, а также в части отказа во включении в специальный стаж периода работы истца с 27 июля 1996 г. по 9 января 1997 г. в должности учителя музыки в средней школе N 6 г. Аксу, сторонами не обжалуется.
Изменяя решение суда первой инстанции в части даты, с которой Фенько Е.В. имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции сослался на разъяснения, содержащиеся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г, утверждённого постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 29), исходил из того, что согласно записям в трудовой книжке Фенько Е.В. продолжает работать в должности музыкального руководителя в МАДОУ Центр развития ребёнка - детский сад N 102, данная трудовая деятельность включена ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, который исчислен на момент обращения Фенько Е.В. в пенсионный орган, то есть с 22 марта 2018 г. по 26 декабря 2018 г, в связи с чем, продолжая работу в указанной должности, Фенько Е.В. приобрела необходимый специальный стаж (25 лет) дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", 25 апреля 2019 г.
Учитывая переходные положения, изложенные в пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" и установленные по делу обстоятельства возникновения у Фенько Е.В. соответствующего права в 2019 году, по истечении шести месяцев после наступления такого срока, исчисляемого с 25 апреля 2019 г. (в связи с наличием требуемого стажа в 25 лет 00 месяцев 00 дней), суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что право на досрочное назначение пенсии по старости у Фенько Е.В. возникает с 25 октября 2019 г.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишён возможности указать в решении на право истца на такую пенсию, и на дату возникновения этого права.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Поэтому, если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишён возможности указать в решении на право истца на такую пенсию, и на дату возникновения этого права.
Вместе с тем, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о том, что при установлении обстоятельств, связанных с возникновением у истца права на назначении досрочной страховой пенсии по старости в период рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции не учёл правила подсчёта и порядок подтверждения страхового стажа.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 указанной статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Применительно к досрочным страховым пенсиям по старости, устанавливаемым педагогическим работникам, в настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список N 781, Правила N 781).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 781 периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Ссылаясь на трудовую книжку Фенько Е.В, содержащую запись о том, что истец продолжает работать музыкальным руководителем в МАДОУ Центр развития ребёнка - Детский сад N 102 г. Томска, а также на решение пенсионного органа от 9 апреля 2019 г. N, согласно которому периоды работы истца в должности музыкального руководителя в Центре развития ребёнка - Детском саду N 102 г. Томска с 22 марта 2018 г. по 26 декабря 2018 г. зачтены в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что для установления возникновения у истца права на досрочную страховую пенсию с учётом периодов её работы с 27 декабря 2018 г. по 25 апреля 2019 г, требовалось установить выполнение истцом в период с 27 декабря 2018 г. по 25 апреля 2019 г. нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Вместе с тем такие доказательства в материалах дела отсутствуют, данное обстоятельство не являлось предметом исследования и оценки судебной коллегии.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учёт - это организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Между тем суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям не применил.
Как усматривается из материалов дела, Фенько Е.В. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте" 7 октября 1999 г. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования
Однако суд апелляционной инстанции, делая вывод о возникновении у истца права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с учётом периодов её работы с 27 декабря 2018 г. по 25 апреля 2019 г, не исследовал выписку из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированную на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, которая бы подтверждала льготный характер условий труда в указанный период.
Имеющаяся в материалах дела выписка из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, содержит сведения о специальном стаже Фенько Е.В. только до 31 декабря 2017 г.
С учётом изложенного обжалуемое апелляционное определение в части возложения на Центр предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 обязанности назначить Фенько Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 25 октября 2019 г, подлежит отмене, с направлением дела в указанной части на новое апелляционное рассмотрение, поскольку оно принято в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 августа 2020 г. в части возложения на Центр предоставления государственных услуг и установлений пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 обязанности назначить Фенько Елене Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 25 октября 2019 г, отменить.
В отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
И.А. Новожилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.