Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н.
судей Ларионовой С.Г, Кравченко Н.Н.
с участием прокурора Симоненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД75RS0001-01-2019-008841-20 по исковому заявлению Военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ об обязании по проведению регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского от 23 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ларионовой С.Г, выслушав прокурора Симоненко Е.В, возражавшую против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" о возложении обязанности провести регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества.
Исковые требования мотивированы тем, что военной прокуратурой Читинского гарнизона в октябре 2019 г. проведена проверка исполнения должностными лицами ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ требований законодательства о сохранности федеральной собственности при регистрации вещных прав на находящиеся на балансовом учете объекты недвижимого имущества. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "Читинская квартирно-эксплуатационная часть района" реорганизовано путем присоединения к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. Во исполнение указанного распорядительного акта объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансовом учете ФГУ "Читинская квартирно-эксплуатационная часть района", в том числе объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Чита, мкр. Северный, д. 62, квартира N 60, переданы на балансовый учет ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 130, 131, 132, 133.1, 164 Гражданского кодекса РФ, ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: "адрес" не зарегистрировано. Отсутствие зарегистрированных прав на указанный объект недвижимого имущества создает предпосылки к его отчуждению из собственности Российской Федерации.
Истец просил возложить на ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести через уполномоченный орган государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и оперативного управления на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес"
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 4 марта 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского от 23 июля 2020 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 4 марта 2020 г. отменено. По делу принято новое решение. На ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести через уполномоченный орган государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и оперативного управления на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес"
В кассационной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского от 23 июля 2020 г, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Читы от 4 марта 2020 г. Ссылается на неправильное определение обстоятельств дела. Указывает, что Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" является универсальным правопреемником ГУ "Читинская КЭЧ района", к которому перешло право оперативного управления. Доказательством возникновения права оперативного управления является приказ Министра обороны Российской Федерации о реорганизации юридических лиц от 17 декабря 2010 г. N1871, а также Распоряжение Росимущества от 11 мая 2005 г. N422. В регистрации права оперативного управления было отказано по причине отсутствия сведений о регистрации права собственности. Судом апелляционной инстанции проигнорированы доводы заявителя о невозможности обжаловать действия Управления Росреестра по Забайкальскому краю, поскольку регистратором под сомнение поставлено возникновение права собственности Российской Федерации на спорные квартиры. Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не располагает правоустанавливающими документами. Спорное имущество является федеральным и используется в интересах Вооруженных сил. Факт проживания военнослужащего не свидетельствует о том, что имущество находится под угрозой выбытия. Также заявитель считает, что при разрешении спора судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области от 11 мая 2005 года N 422 утвержден перечень имущества Российской Федерации, поступившего в установленном порядке на баланс на праве оперативного управления Читинской КЭЧ, включающий квартиру, расположенную по адресу: "адрес", расположенную в многоквартирном жилом доме 2001 года постройки.
Приказами Министра обороны Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 756, от 17 декабря 2010 года N 1871, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 422-р, Читинская КЭЧ переименована и реорганизована, с изменением типа федерального государственного учреждения, в СибТУИО.
В октябре 2019 года по обращению товарищества собственников жилья "Норд", созданного в жилом доме "адрес", по поводу уплаты взносов на капитальный ремонт, военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка, выявившая отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на спорную квартиру.
26 декабря 2019 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии уведомило СибТУИО о приостановлении до 26 марта 2020 года действий по государственной регистрации прав на спорную квартиру в связи с отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности на нее Российской Федерации, не представления документов, являющихся основанием для государственной регистрации права оперативного управления СибТУИО на это жилое помещение.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности зарегистрировать права на спорную квартиру, исходил из недоказанности военным прокурором конкретных фактов, свидетельствующих о возможном убытии спорного имущества из федеральной собственности, тем самым - нарушения прав собственности Российской Федерации, возникшего в силу закона и признающегося юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации права, который носит заявительный характер.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции о необоснованности исковых требований, отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении иска. При этом суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральными законами "Об обороне", "О государственной регистрации недвижимости", положениями Устава СибТУИО, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 25 мая 2012 года, согласно которым имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления; государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Пунктами 19 и 20 Устава СибТУИО установлено, что основной целью деятельности учреждения является решение и выполнение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, для чего учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
30 декабря 2019 года межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае сообщило об учете в реестре федерального имущества, закрепленного на балансе на праве оперативного управления СибТУИО, квартиры по указанному адресу под номером "адрес", с основанием возникновения права собственности Российской Федерации - Федеральный закон "Об обороне".
Сведений о снятии квартиры с учета и не использовании ее в качестве служебной для проживания военнослужащих и членов их семей, в материалах дела не имеется, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции это обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.
В полученной по запросу судебной коллегии выписке из ЕГРН по состоянию на 15 июля 2020 года указано об отсутствии зарегистрированных прав на спорную квартиру N кадастровый номер N.
Установив изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции удовлетворяя исковые требования военного прокурора, поскольку отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся на балансе СибТУИО, нарушает приведенные положения закона о необходимости государственной регистрации права собственности и других вещных права на недвижимое имущество и свидетельствует о несоблюдении имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Апелляционным судом обоснованно отклонены доводы ответчика о заявительном характере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о наличии права собственности Российской Федерации на спорное имущество в силу закона, поскольку указанные доводы не являются достаточными основаниями для отказа в иске, поскольку ответчик является специально созданным учреждением, его основной задачей является оформление прав на недвижимое имущество, используемое Вооруженными Силами, в силу чего для него такая регистрация является обязательной.
Принятие ответчиком после принятия судом иска прокурора мер по оформлению государственной регистрации права, с последующей ее приостановкой и отказе в этом органа регистрации прав, также не исключает удовлетворение иска, поскольку не препятствует повторному обращению с таким же заявлением с приложением необходимых документов, либо разрешению спора в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции полагает правовую позицию суда апелляционной инстанции правильной, отвечающей характеру спорных правоотношений и установленным по делу обстоятельствам, выводы о которых сделаны по результатам всесторонней оценки собранных по делу доказательств с соблюдением правил статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания и мотивы, по которым судебная коллегия апелляционного суда пришла к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части апелляционного определения и оснований считать их неправильными не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о незаконности судебного постановления в части обоснования выводов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, не создают оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку судебная коллегия подробно отразила выводы в указанной части.
Доводы жалобы сводится к оспариванию установленных судом фактических обстоятельств дела, к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции стороны ответчика относительно возникшего спора и собственного мнения ответчика о правильности разрешения дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи С.Г. Ларионова
Н.Н. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.