Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0001-01-2019-006562-82 (N2-1023/2020) по иску Ч.М.Т. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Ч.М.Т. на решение
Кировского районного суда г. Омска от 3 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Ч.М.Т. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (далее - УПФР в Омском районе Омской области) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.
Просил суд включить в специальный стаж периоды работы с 16 августа 1988 г. по 1 декабря 1989 г, с 17 июня 1991 г. по 27 марта 2003 г. в должности кочегара в производственной котельной в совхозе - техникуме "Омский", назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 мая 2019 г.
Решением Кировского районного суда г. Омска от 3 марта 2020 г, с учетом определения суда от 8 июня 2020 г. об исправлении описки, исковые требования удовлетворены частично, суд включил в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) периоды работы с 16 августа 1988 г. по 1 декабря 1989 г, с 17 июня 1991 г. по 29 августа 1991 г, с 1 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности кочегара в совхозе-техникум "Омский". В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 июля 2020 г. решение Кировского районного суда г. Омска от 3 марта 2020 г, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ч.М.Т. ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Омска от 3 марта 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 июля 2020 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 27 мая 2019 г. Ч.М.Т. ДД.ММ.ГГГГ, обратился в УПФР в Омском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 23 августа 2019 г. N истцу отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При этом, в специальный стаж истца пенсионным органом не были включены периоды:
- с 16 августа 1988 г. по 1 декабря 1989 г, с 17 июня 1991 г. по 20 июля 2014 г. работы в качестве кочегара в совхозе - техникуме "Омский", так как документально не доказан факт работы постоянно в течении полного рабочего дня на твердом топливе. Кроме того, по информации, отраженной на лицевом счете застрахованного лица, внесенной на основании сведений, представленных работодателем, в указанный период не подтверждается работа в особых условиях труда;
- нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 1 января 2004 г. по 11 января 2004 г, с 1 января 2005 г. по 5 января 2005 г, поскольку в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течении полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, либо периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;
- службы в армии по призыву с 19 октября 1980 г. по 22 октября 1982 г, поскольку периоды службы приравниваются к льготной работе, которая предшествовала или следовала за военной службой в размере не более, чем продолжительность льготного стажа до 1 января 1992 г.
При таком подсчете страховой стаж истца составил 39 лет 05 месяцев 18 дней стаж на соответствующих видах работ 00 лет 00 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 52, 190.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, Ч.М.Т. обратился в суд с настоящим иском, обозначив спорные периоды в должности кочегара в совхозе - техникуме "Омский" с 16 августа 1988 г. по 1 декабря 1989 г. и с 17 июня 1991 г. по 27 марта 2003 г.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца имели место как до 1 января 1992 г, так и после, в связи с чем, применению подлежат оба Списка, указанных в подп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями.
Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусматривалась профессия "кочегары производственных котельных и производственных печей" (раздел XXXII "Общие профессии").
Согласно Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г, право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено "машинистам (кочегарам) котельной на угле и сланце" (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-13786).
На основании записей в трудовой книжке, архивных справок, приказов работодателя, суд первой инстанции установилфакт работы истца в должности кочегара, предусмотренной Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, которая являлась для истца основной, и до 1 января 1992 г. дополнительной проверки постоянной занятости в течение полного рабочего дня в отношении нее не требовалось, в связи с чем, включил в специальный стаж Ч.М.Т, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, периоды с 16 августа 1988 г. по 1 декабря 1989 г, с 17 июня 1991 г. по 29 августа 1991 г, с 1 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г.
Отказывая во включении с специальный стаж истца периода работы с 1 января 1992 г. по 27 марта 2003 г. в должности кочегара в совхозе - техникуме "Омский", суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств подтверждения его занятости в течение полного рабочего дня, что является обязательным условием применительно к периодам работы в данной должности, имеющим место после 1 января 1992 г, доказательств соблюдения условия о виде топлива, на котором работала котельная. Также суд исходил из отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета истца соответствующего кода льготы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав что, само по себе отнесение котельной к опасным объектам, температурный график котельной, проектировка здания не могут свидетельствовать о полной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда.
Суд апелляционной инстанции отметил, что впервые понятие полного рабочего дня для периодов работ, подлежащих включению в специальный стаж по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г, было введено с 1 января 1992 г. в соответствии с п. 2 разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 235 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", утвержденного приказом Министерства труда РСФСР и Министерства социальной защиты РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235 (утратили силу в связи с изданием постановления Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 2), в соответствии с которым под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включалось выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при рассмотрении заявленных исковых требований нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как предусмотрено в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 указанного закона.
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 упомянутого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подп. 2 п. 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
В п. 3 данного Порядка также указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются: - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 4 раздела II порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Установив фактические обстоятельства дела, оценив все представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив указанные нормы права, суды пришли к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы кассатора о неправильном применении судами положений Конституции Российской Федерации, норм указанных Федеральных законов не могут повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку основаны на субъективном толковании законодательства.
Доводы кассатора о применении положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г N 9-П, также были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который проанализировал содержащуюся в упомянутом Постановлении правовую позицию, о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч.ч. 1 и 2), 39 (ч.ч. 1 и 2), 45 (ч. 1) и 55 (ч. 3) - п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзц. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Суд апелляционной инстанции указал, что данный вывод сделан Конституционным Судом Российской Федерации при рассмотрении ситуации, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или были уплачены частично.
Отказ же истцу в зачете спорных периодов в специальный страховой стаж обусловлен не просто фактом неуплаты работодателем страховых взносов, а фактом отсутствия в его лицевом счете сведений о трудовой деятельности в особых условиях. При этом, истец на протяжении трудовой деятельности не интересовался состоянием своего лицевого счета, не обращался с требованиями к работодателю, а также в органы Пенсионного фонда либо в суд о понуждении к действиям по корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по начислению и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу.
Доводы кассатора о том, что он не может нести ответственность за действия работодателя, который не осуществлял подачу сведений о льготных условиях работы истца, также не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к вышеуказанному выводу, учитывая при этом, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ч.М.Т. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 17 июля 2000 г. Вместе с тем, спорный период трудовой деятельности в особых условиях работодателем не подтвержден, основание (код) льготы не проставлено. В указанный период представлены сведения о работе в обычных, а не в особых условиях труда. Доказательств, подтверждающих факт осуществления истцом трудовой функции во вредных условиях не менее 80 процентов рабочего времени в спорные периоды, не представлено.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Учитывая, что определение наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 3 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ч.М.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.