Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-180/2019, УИД 38RS0008-01-2019-000201-13 по иску Айдаровой Галины Михайловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заларинском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периодов работы, обязании назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заларинском районе Иркутской области на решение Заларинского районного суда Иркутской области от 30 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Айдарова Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заларинском районе Иркутской области (далее - УПФР в Заларинском районе) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периодов работы, обязании назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Айдарова Г.М. указала, что 24 декабря 2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в Заларинском районе N от 11 января 2019 г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа, для назначения страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. С решением ответчика не согласна.
Айдарова Г.М. просила суд признать решение УПФР в Заларинском районе N от 11 января 2019 г. об отказе в установлении пенсии незаконным; засчитать ей в стаж работы осуществления педагогической деятельности в учреждениях для воспитанников и учащихся общежития период работы в качестве воспитателя общежития Заларинского профессионального училища N 50 с 8 сентября 2003 г. по 25 сентября 2006 г, а также периоды работы в качестве воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок" п. Залари с 7 сентября 1994 г. по 17 октября 1994 г. и с 25 декабря 1994 г. по 1 декабря 2000 г.; обязать ответчика включить указанные выше периоды в подсчёт стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 24 декабря 2018 г.; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 24 декабря 2018 г.
Решением Заларинского районного суда Иркутской области от 30 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 августа 2020 г, исковые требования удовлетворены частично.
В стаж работы Айдаровой Г.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включены периоды работы с 7 сентября 1994 г. по 16 октября 1994 г. в должности воспитателя детского сада "Сибирячок", с 25 декабря 1994 г. по 1 января 1999 г, с 1 марта 1999 г. по 20 марта 2000 г, с 27 марта 2000 г. по 12 сентября 2000 г. в должности воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в Заларинском районе просит отменить решение Заларинского районного суда Иркутской области от 30 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 августа 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменные возражения не представлены.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, и они выразились в следующем.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "м" пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также Список N 781 от 29 октября 2002 г.);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" указанного Списка N 781 от 29 октября 2002 г. предусмотрена должность "воспитатель", в пункте 1.8 раздела "Наименование учреждений" поименованы дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований, в разделе 1.13 поименованы учреждения социального обслуживания, в том числе центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (абзацы второй и третий пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24 декабря 2018 г. Айдарова Г.М. обратилась в УПФР в Заларинском районе Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Заларинском районе Иркутской области N от 11 января 2019 г. в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. Стаж на соответствующих видах работ Айдаровой Г.М. составил 18 лет 03 месяца 17 дней при требуемом 25 лет, страховой стаж 27 лет 03 месяца 19 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" включены периоды работы с 15 августа 1990 г. по 8 августа 1994 г. в должности воспитателя в детском саду Троицкого спиртового завода, с 13 сентября 2000 г. по 1 декабря 2000 г. в должности воспитателя в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок", с 18 апреля 2001 г. по 31.12.2001 г, с 1 января 2002 г. по 13 августа 2003 г, с 19 августа 2003 г. по 2 сентября 2003 г. в должности социального педагога в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок", с 2 апреля 2007 г. по 31 октября 2009 г. в должности воспитателя в ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних п. Залари", с 1 ноября 2009 г. по 23 декабря 2018 г. в должности социального педагога в ОГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Все остальные периоды работы, согласно решению, не подлежат включению в специальный стаж. Мотивы, по которым все остальные периоды, а также сами периоды, не подлежащие включению в специальный стаж, в решении пенсионного органа не приведены.
Согласно записям в дубликате трудовой книжке, выданной на имя Тороховой (Айдаровой) Г.М. ДД.ММ.ГГГГ, истец 7 сентября 1994 г. принята воспитателем в детский сад "Сибирячок" (приказ N от 7 сентября 1994 г.), 17 октября 1994 г. переведена в центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей ночной няней в связи с ликвидацией детского сада (приказ N от 17 октября 1994 г.), 25 декабря 1994 г. переведена на должность воспитателя (приказ N от 29 декабря 1994 г.), 1 декабря 2000 г. уволена по собственному желанию.
Согласно справке, подтверждающей условия труда, необходимые для досрочной страховой пенсии, выданной ОГБУ Социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района" от 28 марта 2019 г, Айдарова Г.М. в связи с реорганизацией детского сада "Сибирячок" принята переводом с 17 октября 1994 г. на должность ночной няни в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей на 1 ставку, переведена с 25 декабря 1994 г. по 1 декабря 2000 г. на должность воспитателя в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей на 1 ставку. За период работы находилась в отпуске без сохранения заработной платы с 2 января 1999 г. по 30 января 1999 г, с 31 января 1999 г. по 28 февраля 1999 г, с 14 августа 2003 г. по 18 августа 2003 г. В учебных отпусках и других периодах, не подлежащих зачёту в стаж не находилась.
Из справки следует, что во исполнение распоряжения губернатора Иркутской области от 2 августа 2006 г. N 391-ра и приказа начальника главного управления социальной защиты населения Иркутской области от 8 ноября 2006 г. N 558, Центр социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок" п. Залари реорганизован путём присоединения к Областному государственному учреждению социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних п. Залари", в последующем переименованного в ОГКУ СО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района" на основании распоряжения министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 22 февраля 2013 г. N 50-мр. С 27 декабря 2013 г. изменён тип учреждения на ОГБУЗ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района".
Согласно постановлению главы администрации Заларинского района Иркутской области N 302а от 26 сентября 1994 г. "О создании центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей" во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 1 октября 1994 г. открыт центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей на 120 мест в ведении комитета социальной защиты населения и труду по ул. Ленина N 13 п. Залари, утверждено Положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (приложение N 1); утверждено штатное расписание центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (приложение N 2); смета расходов центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (приложение N 3); оплату труда работников постановлено производить в соответствии с нормативными документами об оплате труда работников здравоохранения и работников детских домов-интернатов для детей-сирот системы народного образования.
Постановлением главы администрации Заларинского района Иркутского области N 267 от 21 августа 2000 г. зарегистрировано муниципальное специализированное учреждение - Заларинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок" с направлением деятельности согласно Устава. Местонахождение центра помощи детям "Сибирячок" п. Залари, ул. Ленина, 13.
Согласно справок архивного отдела МКУ "Администрация муниципального образования "Заларинский район" от 29 мая 2019 г, Центр помощи детям "Сибирячок" входил в структуру Комитета социальной защиты населения администрации Заларинского района, в связи с ликвидацией Комитета полномочия перешли на областной уровень. Комитет социальной защиты и труду создан на основании постановления главы администрации Заларинского района от 26 сентября 1994 г. N 301. Распоряжением главы администрации Заларинского района от 1 марта 2007 г. Комитет социальной защиты населения и труду ликвидирован.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Айдаровой Г.М. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 7 сентября 1994 г. по 16 октября 1994 г. в должности воспитателя детского сада "Сибирячок", с 25 декабря 1994 г. по 1 января 1999 г, с 1 марта 1999 г. по 20 марта 2000 г, с 27 марта 2000 г. по 12 сентября 2000 г. в должности воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок", суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в спорные периоды в должностях, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях детей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, подтверждён совокупностью исследованных доказательств, наименование учреждений, где работала истец, соответствует Списку работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанции в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 7 сентября 1994 г. по 16 октября 1994 г. в должности воспитателя детского сада "Сибирячок", с 1 марта 1999 г. по 20 марта 2000 г, с 27 марта 2000 г. по 12 сентября 2000 г. в должности воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок" правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что в представленной справке о заработной плате за период работы истца с 7 сентября 1994 г. по 16 октября 1994 г. в детском саду N 1 не указана занимаемая Айдаровой Г.М. должность, а трудовая книжка не может быть рассмотрена в качестве документа, подтверждающего спорный период работы, так как представлен дубликат трудовой книжки, записи о периодах работы внесены с нарушением инструкции по ведению трудовых книжек, повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой и апелляционной инстанциях, получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения в указанной части.
Разрешая требования о включении в специальный стаж Айдаровой Г.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 7 сентября 1994 г. по 16 октября 1994 г. в должности воспитателя детского сада "Сибирячок", с 1 марта 1999 г. по 20 марта 2000 г, с 27 марта 2000 г. по 12 сентября 2000 г. в должности воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок", оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы материального права, установив, что в спорные периоды Айдарова Г.М. работала в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Ссылка в кассационной жалобе о том, что период работы воспитателем в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок" не подлежит включению в специальный стаж, поскольку оспариваемый период работы протекал в структурном подразделении учреждения, не поименованного соответствующими Списками, несостоятелен.
Разрешая требования в части периодов работы истца с 25 декабря 1994 г. по 1 января 1999 г, с 1 марта 1999 г. по 20 марта 2000 г, с 27 марта 2000 г. по 12 сентября 2000 г. в качестве воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок", суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства, пришёл к правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам выводам, что в указанные периоды времени Айдарова Г.М. работала в учреждении социального обслуживания - центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, которое предусмотрено Списком должностей и учреждений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в разделе 1.13, а также в пункте 13 "Наименование учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённого постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, применяющегося для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Вместе с тем, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит заслуживающим внимание доводы кассационной жалобы о том, что при разрешении требований истца в части включения в специальный стаж периода работы с 25 декабря 1994 г. по 1 января 1999 г. (4 года 00 месяцев 09 дней) в качестве воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок", не получил оценку довод стороны ответчика о том, что в спорный период вошёл период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с 12 июня 1996 г. по 14 октября 1997 г.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребёнком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребёнком начался до 6 октября 1992 г, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведённых нормативных актов с учётом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьёй 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Согласно свидетельству о рождении, у истца ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО7
Из архивной справки архивного отдела МКУ "Администрация муниципального образования "Заларинский район" от 29 ноября 2018 г. Nа следует, что в расчётно-платёжных ведомостях за 1996 г. имеются сведения о выплате Айдаровой Г.М. пособия по временной нетрудоспособности, с февраля 1996 г. по декабрь 1996 г. Айдарова Г.М. в ведомостях не значится. С января 1997 г. по сентябрь 1997 г. в ведомостях содержатся сведения о выплате Айдаровой Г.М. ежемесячно по 50094 руб.
В копии расчётно-платёжной ведомости за январь 1996 г. указано, что Айдаровой Г.М. начислено пособие по временной нетрудоспособности за 43 дня и 119 дней.
В представленных стороной ответчика данных о стаже период работы истца с 12 июня 1996 г. по 14 октября 1997 г. в графе "особ.усл." содержит отметку "ДЕТИ".
Вместе с тем данные обстоятельства оставлены судом первой инстанции без внимания.
Выражая несогласие с требованием истца о включении в специальный стаж периода её работы с 25 декабря 1994 г. по 1 января 1999 г. качестве воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок", ответчик в апелляционной жалобе указывал на то, в данный период необоснованно включён период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с 12 июня 1996 г. по 14 октября 1997 г.
Однако данные доводы стороны ответчика не получили никакой оценки, мотивы по которым суд апелляционной инстанции отклонил данные доводы ответчика в апелляционном определении не приведены.
В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 67 и частью 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, результаты оценки доказательств, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В силу абзаца второго части 2 статьи 327 ГПК РФ данные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Приведённым требованиям обжалуемые судебные постановления в части выводов суда, касающихся периода работы истца с 25 декабря 1994 г. по 1 января 1999 г. в качестве воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок", с учётом доводов ответчика о нахождении в истца в указанный период в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет, не отвечают, в связи с чем судебные постановления по делу в данной части подлежат отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заларинского районного суда Иркутской области от 30 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 августа 2020 г. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы Айдаровой Г.М. с 25 декабря 1994 г. по 1 января 1999 г. (4 года 00 месяцев 09 дней), в должности воспитателя Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Сибирячок" отменить, в отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Заларинского районного суда Иркутской области от 30 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заларинском районе Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.