Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-250/2020 (УИД 04RS0007-01-2019-006216-40) по иску Цуканова Валерия Ивановича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству финансов Российской Федерации. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об обязании выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и осуществить единовременную денежную выплату
по кассационной жалобе Цуканова Валерия Ивановича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цуканов Валерий Иванович (далее по тексту - Цуканов В.И.) обратился в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству финансов Российской Федерации. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об обязании осуществить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 февраля 2020 г. исковые требования Цуканова В.И. удовлетворены. На Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации возложена обязанность осуществить Цуканову В.И. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии со статьями 3, 15, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". На Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия возложена обязанность выдать Цуканову В.И. свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения со дня поступления в Министерство расходного расписания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащего сведения о доведении предельных объемов финансирования.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 августа 2020 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 февраля 2020 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении иска Цуканова В.И. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об обязании выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и осуществить единовременную денежную выплату отказано.
Цуканов В.И. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 августа 2020 г, оставить в силе решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 февраля 2020 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы Цуканов В.И. указал, что он состоит в Едином списке как ветеран Великой Отечественной войны, должен состоять в данном статусе, иные категории граждан, кроме ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов, детей инвалидов, в нем состоять не могут, имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Цуканов В.И. в ходатайстве, представленном в суд кассационной инстанции, просит рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие, доводы, указанные в жалобе, поддерживает.
От Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с неполучением копии кассационной жалобы.
На основании частей 1, 2, 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью, в суде кассационной инстанции не устанавливаются обстоятельства дела и не исследуются доказательства, а проверяется правильность применения норм права, явка в суд кассационной инстанции не является обязательной, позиции участвующих в деле лиц полно и подробно изложены в материалах дела, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Цуканов В.И, в соответствии с вступившим в законную силу решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 19 августа 2010 г. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным 4 октября 2010 г.
Постановлением администрации муниципального образования сельское поселение "Турунтаевское" Прибайкальского района Республики Бурятия от 20 мая 2016 г. N N Цуканов В.И. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на очередь под номером N.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2016 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2017 г, за Цукановым В.И. признано право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. На Министерство социальной защиты населения Республик Бурятия возложена обязанность включить его в Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
По вопросу обращения Цуканова В.И. в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия с целью обеспечения жильем как бывшего несовершеннолетнего узника фашизма, письмом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 20 октября 2017 г. ему было разъяснено, что обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", однако названный Указ Президента Российской Федерации на него не распространяется, поскольку категория "бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" в названном нормативно-правовом акте не поименована, оснований для предоставления Цуканову В.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не имеется.
Цуканов В.И, указав, что является бывшим несовершеннолетним узником фашизма, приравнен к участникам Великой Отечественной войны, ему предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Цуканова В.И, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Бурятия от 4 мая 2006 г. N 1639-Ш "Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим права на обеспечение жильем за счет федерального бюджетов соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Республики Бурятия от 22 мая 2006 г. N 138 "Об утверждении порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительства жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов", статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив, что истец на основании вступившего в законную силу решения суда от 23 ноября 2016 г. включен в сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем по категории бывший несовершеннолетний узник фашизма, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Цуканова В.И. об обязании выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и осуществить единовременную денежную выплату, суд апелляционной инстанции исходил из того, что федеральным законодательством такая категория граждан, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не определена в качестве получателя социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, на обеспечение данной категории граждан денежные средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации перечислены быть не могут.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235).
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г.
В пункте 8 статьи 154 этого Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по текст - Федеральный закон "О ветеранах").
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее по тексту - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Абзацем первым пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. N 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, право Цуканова В.И. на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем реализовано путем принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы Цуканова В.И. о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, основаны на ошибочном субъективном толковании норм материального права, что не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Цуканова Валерия Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.