Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анфаловой Е.В, судей Печуриной Ю.А. и Фофонова А.С, при ведении протокола судебного заседания помощником Андреевым О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 3а-10/2020 (УИД N) по административному исковому заявлению Захарьяева Руслана Ринатовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" на решение Астраханского областного суда от 3 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Захарьяев Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года. В обоснование указал, что он является собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого значительно превышает размер его рыночной стоимости, что приводит к необоснованному увеличению земельного налога.
Обжалуемым решением Астраханского областного суда от 3 марта 2020 года заявленные требования административного истца удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года в размере 8 536 206 рублей.
Этим же решением датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 8 ноября 2019 года.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, поскольку к участию в деле администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" привлечена не была, а решением суда были затронуты права администрации в части предполагаемого размера земельного налога, который недопоступит в бюджет.
Административный истец Захарьяев Р.Р. в своих возражениях на апелляционную жалобу просил решение Астраханского областного суда от 3 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" - без удовлетворения, поскольку размер начисляемого земельного налога не может повлиять на законность и обоснованность принятого решения.
Административный истец Захарьяев Р.Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение Астраханского областного суда от 3 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки не суду сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии со статьей 11 Закон об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Как следует из материалов дела, Захарьяев Р.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 149 758 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена 1 января 2018 года на основании постановления агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 ноября 2018 года N 33 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Астраханской области" и составляет 32 719 127, 84 рублей.
Оспаривая результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка, административный истец представил суду отчёт об оценке N N от 25 октября 2019 года, выполненный оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО3, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 6 563 000 рублей.
Проверяя соответствие отчета, выполненного оценщиком, законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный отчет не соответствует требованиям федерального законодательства.
Из представленного отчета об оценке следует, что имеются противоречия, связанные с объектами-аналогами, используемыми оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки.
В ходе рассмотрения настоящего дела, определением суда от 20 января 2020 года назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, проведение которой поручено Автономной некоммерческой организации по проведению судебных экспертиз и иных исследований "Базис".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 18 февраля 2020 года N, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 149 758 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 8 536 206 рублей, что на 73% ниже кадастровой стоимости.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд первой инстанции вынес обжалуемое решение, указав на то, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Не согласившись с данным решением, главой муниципального образования "Яксатовский сельсовет" подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить оспариваемый судебный акт. Апелляционная жалоба содержит ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, поскольку администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" не была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о вынесенном решении администрации стало известно 27 мая 2020 года из письма Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 26 мая 2020 года N М-1-03218/3.
Определением Астраханского областного суда от 9 июля 2020 года администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" отказано в восстановлении срока на апелляционное обжалование решения Астраханского областного суда от 3 марта 2020 года, поскольку в решении Астраханского областного суда от 3 марта 2020 года не сделан какой-либо вывод о том, что администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на нее возлагается какая-либо обязанность.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2020 года определение Астраханского областного суда от 9 июля 2020 года отменено, администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение Астраханского областного суда.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу главы 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поступления от земельного налога зачисляются по нормативам 100% в местные бюджеты, в частности сельских и городских поселений.
Приведенные выше законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.
Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от 5 июля 2016 года N 15-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска", которым признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение части первой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
В частности в пункте 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 года N 15-П указано на то, что в системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой по земельному налогу, представляющему собой один из доходов муниципальных образований, зачисляемый по нормативу 100 процентов в местные бюджеты, средства которого служат для решения вопросов местного значения как конституционно установленной функции местного самоуправления.
Соответственно, существенное снижение кадастровой стоимости земельного участка, используемого его собственниками - гражданами и организациями для осуществления предпринимательской деятельности, особенно если этот земельный участок имеет крупные размеры, может уменьшить, и весьма значительным образом, поступающие в местный бюджет налоговые доходы, а следовательно, и финансовые возможности органов местного самоуправления для удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения. В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, не только влияют на реализацию прав собственников этих земельных участков, но и могут напрямую затронуть права и законные интересы муниципальных образований как территориальных объединений граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П).
Существующий порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, равно как и полномочия органов местного самоуправления по установлению элементов налогового обязательства по земельному налогу и управлению налоговыми поступлениями от него не могут компенсировать отсутствие у муниципального образования правовых средств добиваться пересмотра заниженной, по его мнению, кадастровой стоимости земельного участка, установленной по инициативе собственника этого земельного участка - плательщика земельного налога на основании его рыночной стоимости.
Учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 года N 15-П, орган местного самоуправления заинтересован в верном исчислении земельного налога исходя из установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку от результата определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося на территории муниципального образования, зависит размер земельного налога, получателем которого является последний.
Оставив без внимания приведенные положения налогового и земельного законодательства, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 5 июля 2016 года N 15-П, суд необоснованно не привел к участию в деле администрацию муниципального образования "Яксатовский сельсовет" в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика, права и законные интересы которого могут быть затронуты принятым судом первой инстанции судебным постановлением об установлении кадастровой стоимости, в части поступления налоговых доходов в местный бюджет.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ безусловным основанием к отмене решения суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Рассматривая административный иск, удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции в нарушение статьи 221 КАС РФ не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию муниципального образования "Яксатовский сельсовет", фактически разрешилвопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального права в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ является безусловным основанием к отмене решения суда, не может быть устранено при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, поскольку оно не позволило гарантировать следование непреложному принципу административного судопроизводства, закрепленному в пункте 7 статьи 6 КАС РФ, состязательности и равноправию сторон административного судопроизводства при активной роли суда - администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" было лишено возможности участвовать в судебном разбирательстве и реализовывать в полном объеме свои права, предусмотренные статьей 45 КАС РФ.
Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет", рассмотрен спор о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по настоящему делу и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения закона, определить лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию муниципального образования "Яксатовский сельсовет", дать надлежащую оценку всем доказательствам и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Астраханского областного суда от 3 марта 2020 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Астраханский областной суд.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения настоящего определения.
Председательствующий Е.В. Анфалова
Судьи Ю.А. Печурина
А.С. Фофонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.