Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Рассказовой Г.В., при ведении протокола помощником судьи Андреевым О.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N3а-34/2020 (УИД 23OS0000-01-2019-001431-57) по административному исковому заявлению Толстых Лидии Дмитриевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
по апелляционным жалобам администрации муниципального образования город Краснодар и департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 28 июля 2020 г.
установил:
Толстых Л.Д. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В обоснование иска указала, что является собственником объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером N:255, площадью 2 894, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - нежилого здания с кадастровым номером N:1807, площадью 5 874, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером N:1218, площадью 722 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером N:1217, площадью 712 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого здания с кадастровым номером N:1289, площадью 2097 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - нежилого здания с кадастровым номером N:1293, площадью 1919, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
В результате проведенной государственной оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
- N:255 определена в размере 127 216 221, 27 руб. по состоянию на дату 25 февраля 2019 г.;
- N:1807 определена в размере 237 578 330, 22 руб. по состоянию на дату 5 марта 2019 г.;
- N:1218 определена в размере 9 645 342, 40 руб. по состоянию на дату 27 августа 2018 г.;
- N:1217 определена в размере 9 511 750, 40 руб. по состоянию на дату 27 августа 2018 г.;
- N:1289 определена в размере 79 257 154, 71 руб. по состоянию на дату 1 января 2018 г.;
- N:1293 определена в размере 72 563 572, 41 руб. по состоянию на дату 1 января 2018 г.
Согласно отчету об оценке ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы" N К-129-2/08 от 5 сентября 2020 г. рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером:
- N:255 определена в размере 77 422 950 руб. по состоянию на дату 25 февраля 2019 г.;
- N:1807 определена в размере 135 553 390 руб. по состоянию на дату 5 марта 2019 г.;
- N:1218 определена в размере 5 368 792 руб. по состоянию на дату 27 августа 2018 г.;
- N:1217 определена в размере 5 407 640 руб. по состоянию на дату 27 августа 2018 г.;
- N:1289 определена в размере 46 373 390 руб. по состоянию на дату 1 января 2018 г.;
- N:1293 определена в размере 42 707 451 руб. по состоянию на дату 1 января 2018 г.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, чем нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых платежей. Просила установить кадастровую стоимость принадлежащих ей объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, указанной в отчете оценщика.
Решением Краснодарского краевого суда от 28 июля 2020 г, постановленным в порядке упрощенного производства, исковые требования Толстых Л.Д. удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимости:
с кадастровым номером N:255 - нежилого здания, площадью 2 894, 8 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская, д.51, в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 25 февраля 2019 г, в размере 83 713 795 руб.
с кадастровым номером N:1807 - нежилого здания, площадью 5 874, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 5 марта 2019 г, в размере 167 398 607 руб.
с кадастровым номером N:1218 - земельного участка, площадью 722 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 27 августа 2019 г, в размере 6 560 814 руб.
с кадастровым номером N:1217 - земельного участка, площадью 712 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 27 августа 2019 г, в размере 6 469 944 руб.
с кадастровым номером N:1289 - нежилого здания, площадью 2097 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 54 809 398 руб.
с кадастровым номером N:1293 - нежилого здания, площадью 1919, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 50 160 854 руб.
В решении суда указано, что датой подачи заявления о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости следует считать 23 сентября 2019 г, решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N:1217 и N:1218, указывая, что кадастровая стоимость указанных объектов была снижена на 32 %, что является существенным. Указывает, что кадастровая стоимость была установлена в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем не может нарушать права административного истца. Уменьшение кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимости отрицательно повлияет на доходы бюджета.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования город Краснодар просит решение суда отменить в полном объеме, ссылаясь на аналогичные обстоятельства.
От административного истца поступили возражения на апелляционные жалобы, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Зинченко Н.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб. Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети "Интернет".
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Такие существенные нарушения норм процессуального права допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Из материалов дела следует, что Толстых Л.Д. является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером N:255, площадью 2 894, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - нежилого здания с кадастровым номером N:1807, площадью 5 874, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - земельного участка с кадастровым номером N:1218, площадью 722 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - земельного участка с кадастровым номером N:1217, площадью 712 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - нежилого здания с кадастровым номером N:1289, площадью 2097 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - нежилого здания с кадастровым номером N:1293, площадью 1919, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Из материалов дела также следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N:1218 определена в размере 9 645 342, 40 руб. по состоянию на дату 27 августа 2018 г. в порядке положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при государственном кадастровой учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с "индивидуальное жилищное строительство" на "магазины".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N:1217 в размере 9 511 750, 40 руб. по состоянию на дату 27 августа 2018 г. определена в порядке положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при государственном кадастровой учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с "индивидуальное жилищное строительство" на "магазины".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N:1289 утверждена в размере 79 257 154, 71 руб. по состоянию на дату 1 января 2018 г. в порядке массовой кадастровой оценки на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 1 ноября 2018 г. N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N:1293 утверждена в размере 72 563 572, 41 руб. по состоянию на дату 1 января 2018 г. в порядке массовой кадастровой оценки на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 1 ноября 2018 г. N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N:255 определена по состоянию на дату 25 февраля 2019 г. в размере 127 216 221, 27 руб. ГБУ "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" после государственного кадастрового учета изменений характеристик здания.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N:1807 определена в размере 237 578 330, 22 руб. по состоянию на дату 5 марта 2019 г. ГБУ "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" после государственного кадастрового учета изменений характеристик здания.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости, отзыва филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, а также ответа на запрос суда апелляционной инстанции ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 10 декабря 2020 г. следует, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N:255 и N:1807 была определена ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по состоянию на 25 февраля 2019 г. и 5 марта 2019 г. соответственно на основании актов об определении кадастровой стоимости от 1 марта 2019 г. N 15-16/25022019 и от 12 марта 2019 г. N 15-16/05032019.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N:255 и N:1807 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 июня 2019 г. и 25 марта 2019 г. соответственно и являются актуальными на дату рассмотрения дела.
По запросу суда апелляционной инстанции ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" сообщено, что определение кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N:255 и N:1807 по состоянию на 25 февраля 2019 г. и 5 марта 2019 г. соответственно произведено на основании актов об определении кадастровой стоимости от 1 марта 2019 г. N 15-16/25022019 и от 12 марта 2019 г. N 15-16/05032019 в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" после государственного кадастрового учета изменений характеристик зданий на основании показателей кадастровой стоимости, утвержденных в порядке массовой кадастровой оценки приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 1 ноября 2018 г. N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда".
Из взаимосвязанных положений частей 1-3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 318 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в качестве соответствующей даты перехода к проведению в Краснодарском крае государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Законом о кадастровой оценке установлено 1 мая 2017 г.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
При этом, полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, наделено ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2017 г. N101-р.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 9 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с названным Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с данным Федеральным законом.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Упомянутые акты ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 1 марта 2019 г. N 15-16/25022019 и от 12 марта 2019 г. N 15-16/05032019 являются итоговыми документами, содержащими результаты расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Применительно к таким правоотношениям ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" является надлежащим лицом, определившим кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Между тем в нарушение требований пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 суд первой инстанции не разрешилвопрос о привлечении к участию в деле органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае - ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", фактически разрешилвопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием к отмене решения суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального права в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является безусловным основанием к отмене решения суда, не может быть устранено при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, поскольку оно не позволило гарантировать следование закрепленному в пункте 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципу административного судопроизводства состязательности и равноправию сторон административного судопроизводства при активной роли суда - государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" было лишено возможности участвовать в судебном разбирательстве и реализовывать в полном объеме свои права, предусмотренные статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", рассмотрен спор о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда по настоящему делу и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения закона, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", дать надлежащую оценку всем доказательствам и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения суда первой инстанции по результатам надлежащего судебного разбирательства, в связи с чем, полагает возможным оставить доводы апелляционных жалоб без правовой оценки.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 28 июля 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Председательствующий Г.В. Рассказова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.