Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рассказовой Г.В, судей Демидчик Н.В. и Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником Андреевым О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1116/2020 (УИД N) по административному исковому заявлению администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 8 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Комиссия) от 21 января 2020 года N 2/4, от 21 января 2020 года N 2/5 и от 21 января 2020 года N 2/6, указывая на то, что оспариваемыми решениями Комиссии кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N снижены на 45%. Вышеуказанные решения Комиссии приняты на основании заявлений Ямникова В.А. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлении ее в размере равном рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, определенной в отчетах от оценке от 27 ноября 2019 года N, от 27 ноября 2019 года N и от 27 ноября 2019 года N, подтвержденной положительными экспертными заключениями от 18 декабря 2019 года N, от 18 декабря 2019 года N от 18 декабря 2019 года N.
Исковые требования мотивированы тем, что представленные Ямниковым ВА. отчеты об оценке и экспертные заключения не соответствуют требованиям Закона Об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Названными решениями Комиссии установлена недостоверная рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков, чем нарушены права и законные интересы администрации, поскольку снижение кадастровой стоимости повлекло снижение размера земельного залога, поступающего в городской бюджет.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 8 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано, в связи с пропуском срока на подачу соответствующего административного иска.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования город Краснодар подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, поскольку срок на подачу административного иска пропущен администрацией по уважительной причине.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в письменных возражениях на апелляционную жалобу указал, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в состав которых также входят спорные земельные участки, допущено не было. Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговых платежей, которые в данном случае отнесены к источникам доходов бюджета, что в свою очередь повлияет на наполняемость бюджета.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО4 просила оставить решение Краснодарского краевого суда от 8 сентября 2020 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета Национального совета по оценочной деятельности.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создана при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 19 декабря 2011 года N П/512 (далее - Приказ N П/512) и функционирует с 1 января 2012 года.
Как следует из материалов дела, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 21 января 2020 года N 2/4 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"", в размере его рыночной стоимости, равной 20 768 273, 76 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 21 января 2020 года N 2/5 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 35 564 819 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 21 января 2020 года N 2/6 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 34 342 066, 72 рублей.
Администрация муниципального образования город Краснодар не согласилась с указанными решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю и обратилась в суд с настоящим административным иском, который поступил в адрес суда 21 июля 2020 года.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании части 5 названной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 5 статьи 138 КАС РФ предусмотрено право суда в предварительном судебном заседании выяснять причины пропуска административным истцом установленного данным Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Как указано в административном исковом заявлении, об оспариваемых решениях комиссии от 21 января 2020 года N 2/4, от 21 января 2020 года N 2/5, от 21 января 2020 года N 2/6 административному истцу стало известно в феврале 2020 года.
Из уведомления от 27 января 2020 года N 11-617/к-71 о результатах проведения заседания комиссии следует, что указанное уведомление Комиссии с приложением решений от 21 января 2020 года получено администрацией муниципального образования город Краснодар 10 февраля 2020 года, о чем свидетельствует входящий штамп администрации муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, судом установлено, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю в соответствии с действующим законодательством уведомила администрацию муниципального образования город Краснодар о вынесенных решениях в установленный срок.
Однако, имея намерение на обжалование решений Комиссии от 21 января 2020 года, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением только 21 июля 2020 года, то есть с существенным нарушением трехмесячного срока, предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока представитель административного истца сослался на то, что с 30 марта 2020 года по 6 июня 2020 года указами Президента Российской Федерации и постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края были объявлены нерабочие дни, что исключало своевременную подачу административного искового заявления в суд.
Судебная коллегия соглашается с содержащимися в решении суда выводами об отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного срока, исходя из следующего.
Указом Президента РФ от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации период с 30 марта по 3 апреля 2020 года объявлен нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы. Пунктом 4 Указа предписано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определить в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 года функционирование этих органов.
Указом Президента РФ от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" период с 6 по 8 мая был объявлен нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы. Пунктом 6 Указа государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации, определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 1 по 11 мая 2020 года включительно функционирование этих органов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Краснодарского края в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края коронавирусной инфекции (COVID-19) в период с 15 марта 2019 года до 13 января 2021 года введен режим "повышенная готовность". Подпунктом 1 пункта 3(2) названного постановления в редакции от 12 мая 2020 года предусмотрено, что ограничения, установленные пунктами 3, 3(1) настоящего постановления (в частности, режим самоизоляции до 00 часов 23 мая 2020 года), не распространяются на работников государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и подведомственных им предприятий и учреждений, членов мобильных отрядов самоконтроля в случае наличия у них служебных удостоверений (правовых актов) государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 3 апреля 2020 года N 650-р руководителям органов администрации муниципального образования город Краснодар предписано определить число муниципальных служащих, обеспечивающих ежедневное функционирование подразделений органа местного самоуправления из расчета не более 70% от фактической численности сотрудников.
Распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 30 апреля 2020 года N 675-р руководителям органов администрации муниципального образования город Краснодар предписано определить число муниципальных служащих, обеспечивающих ежедневное функционирование подразделений органа местного самоуправления из расчета не более 30% от фактической численности сотрудников.
С 23 мая 2020 года отменен ранее введенный режим самоизоляции для лиц, проживающих и находящихся на территории Краснодарского края, за исключением лиц старше 65 лет и лиц, имеющих указанные в пункте 8 (9) Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года N 129 хронические заболевания.
Таким образом, введенные ограничительные меры не исключили функционирование административного истца, являющегося органом местного самоуправления. В период с 30 марта 2020 года по 23 мая 2020 года администрация муниципального образования город Краснодар ежедневно функционировала в усеченном составе муниципальных служащих.
В силу правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 и от 2 апреля 2020 года N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих административному истцу - юридическому лицу, обладающему публичными полномочиями, своевременно обратиться в суд за защитой нарушенного права, в ходе судебного разбирательства не представлено.
Принимая во внимание период, на который был пропущен срок обращения в суд, судебная коллегия соглашается с содержащимися в решении суда первой инстанции выводами о том, что административным истцом срок обращения с административным иском пропущен по неуважительной причине, в связи с чем, правовых оснований для его восстановления не имеется.
Положениями части 8 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание факт пропуска срока на обращение в суд с административным иском без уважительной причины, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований без исследования фактических обстоятельств дела. Выводы суда первой инстанции соответствуют положениям закона и основаны на правильной оценке фактических обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы об уважительном характере обстоятельств пропуска процессуального срока направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой судебная коллегия не усматривает по приведенным выше мотивам.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения определения.
Председательствующий Г.В. Рассказова
Судьи Н.В. Демидчик
Ю.А. Печурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.