Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 16 января 2020 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича Владимира Викторовича, у с т а н о в и л :
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 16 января 2020 года генеральный директор АО "Камчатэнергосервис" Тихонович В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 марта 2020 года постановление мирового судьи судебного участка N 10 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 16 января 2020 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича В.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор АО "Камчатэнергосервис" Тихонович В.В. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 20.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила), которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Из материалов дела следует, что в период с 19 августа 2019 года по 4 сентября 2019 года инспектором по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Россгвардии по Камчатскому краю Ткачуком И.В. проведена плановая выездная проверка объекта топливно-энергетического комплекса - котельной жилого района "Рыбачий", расположенной по адресу: "адрес"
В результате проверки выявлены нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N "данные изъяты", а именно: в нарушение пункта 103 Правил окна первого этажа зданий котельной жилого района "Рабочий" и мазутно-насосной станции объекта не оборудованы защитными металлическими конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.); в нарушение пункта 137 Правил объект не оборудован соответствующими дорожными знаками, в частности: дорожными запрещающими знаками "Обгон запрещен", "Ограничение максимальной скорости" более 5 км/час "Контроль", а также дорожным знаком приоритета "Движение без остановки запрещено"; в нарушение пункта 52 (подпункт "г" пункта 7 приложения N 1 к Правилам) и подпункта "б" пункта 171 Правил объект не оборудован стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге, с выводом на пульт централизованной охраны ФГКУ "ОВО ВНГ России по Камчатскому краю"; в нарушение пункта 52 (подпункт "б" пункта 7 приложения N 1 к Правилам) и подпункта "б" пункта 171 Правил объект не оборудован стационарной кнопкой для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели (автономная); в нарушение пунктов 227-240 Правил объект не оборудован системой охранной телевизионной.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 4 сентября 2019 года N 870/9-1915 и послужили основанием для привлечения генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича В.В. к административной ответственности по статье 20.30 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором АО "Камчатэнергосервис" Тихоновичем В.В. указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 13 сентября 2019 года (л.д. 3-5); актом проверки от 4 сентября 2019 года N 870/9-1915 (л.д. 6-8); предписанием об устранении выявленных нарушений от 4 сентября 2019 года N 870/9-1914 (л.д. 9-10); фототаблицей к акту проверки от 4 сентября 2019 года N 870/9-1915 (л.д. 11-14); объяснением генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича В.В. от 3 сентября 2019 года (л.д. 30-31) и иными материалами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Действия генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича В.В. правильно квалифицированы по статье 20.30 КоАП РФ.
Доводы жалобы о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи малозначительностью совершенного административного правонарушения являются несостоятельными в силу следующего.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 КоАП РФ является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича В.В. к исполнению требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, соблюдение которых направлено на устойчивое и безопасное функционирование объекта топливно-энергетического комплекса, защиту интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.
При этом ссылка заявителя жалобы на то, что в настоящее время генеральным директором АО "Камчатэнергосервис" Тихоновичем В.В. принимаются повышенные меры для соблюдения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.
Таким образом, оснований для признания совершенного генеральным директором АО "Камчатэнергосервис" Тихоновичем В.В. административного правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вопреки доводам жалобы оснований для назначения генеральному директору АО "Камчатэнергосервис" Тихоновичу В.В. наказания в виде предупреждения не имеется.
В соответствии со статьей 20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности общества и государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Наказание генеральному директору АО "Камчатэнергосервис" Тихоновичу В.В. назначено в пределах санкции статьи 20.30 КоАП РФ в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ. Постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 16 января 2020 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича Владимира Викторовича оставить без изменения, жалобу генерального директора АО "Камчатэнергосервис" Тихоновича В.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.