Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Таран И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-48/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 года N ОД-57
по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора прокуратуры Республики Саха (Якутия) Рязанской А.Д. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Ненашевой Е.Н, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 года N ОД-57 утвержден Административный регламент предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия) (приложение), имеющий в структуре 6 разделов.
Пунктом 1.1 указанного Административного регламента предусмотрено, что предметом регулирования настоящего административного регламента являются отношения, возникающие в связи с предоставлением Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), переоформление и выдача дубликатов разрешений.
Согласно пункту 12.2 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений, указанных в статье 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе:
а) отсутствие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей соответствующего вида деятельности;
б) отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц соответствующего вида деятельности;
в) прекращение деятельности в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя;
г) наличие действующего разрешения на транспортное средство, на которое подано заявление.
Административный регламент зарегистрирован в Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) 27 февраля 2019 года N RU140142019269, опубликован в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 февраля 2019 года.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия), действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), в котором просит признать недействующими подпункты "а", "б", "в" и "г" пункта 12.2 Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 года N ОД-57.
В обоснование административных исковых требований указывает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит положениям части 2.1 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающим в качестве единственного основания для отказа в выдаче разрешения - условие о предоставлении заявителем недостоверных сведений. Поскольку предусмотренные оспариваемыми положениями обстоятельства не относятся к числу сведений, достоверность которых обязан подтвердить заявитель, полагает, что их применение влечет нарушение прав и законных интересов граждан на получение государственной услуги, которые, кроме того, создают реальную угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных получателей соответствующей государственной услуги, поскольку устанавливают предъявление завышенных по сравнению с положениями федерального законодательства требований к заинтересованным лицам в качестве условий для реализации ими принадлежащих им прав. В этой вязи установление подпунктами "а", "б", "в", "г" п. 12.2 Административного регламента не предусмотренных законодательством требований к заявителям, несоответствие которым влечет отказ в предоставлении государственной услуги, является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. "а" п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2020 года заявленные исковые требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворены частично. Признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты "а" и "б" Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 года N ОД-57. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор прокуратуры Республики Саха (Якутия) Рязанская А.Д. просит постановленный судебный акт отменить в части отказа в удовлетворения административных требований о признании недействующими также пунктов "в" и "г" Административного регламента, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что "фактическое прекращение юридическим лицом деятельности", которое как полагает прокурор, имел ввиду административный ответчик, вводя подпункт "в" пункта 12.2 Административного регламента в систему правового регулирования, получает правовое значение только после инициирования соответствующих процедур и их формального оформления путем принятия необходимых решений. Само по себе "фактическое прекращение юридическим лицом деятельности", не оформленное в установленном законом порядке и не зафиксированное в едином государственном реестре юридических лиц, не влияет на правоспособность юридического лица, и не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Также полагает необоснованным вывод суда о том, что положения подпункта "г" пункта 12.2 Административного регламента не создают препятствий новым владельцам транспортных средств в реализации ими права на обращение за предоставлением государственной услуги по выдаче разрешения, который, поскольку, помимо того, что указанное обстоятельство не предусмотрено федеральным законодателем в числе оснований к отказу в выдаче разрешений, данное условие неоправданно возлагает на новых владельцев транспортных средств дополнительную обязанность подавать заявление об аннулировании ранее выданных разрешений, о наличии которых им может не быть известно, создавая им препятствие в реализации права на получение государственной услуги.
Относительно доводов апелляционного представления Министерством труда и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) в суд апелляционной инстанции представлены возражения, в которых административный ответчик просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Довыденко Н.П. доводы апелляционного представления поддержала по изложенным в них основаниям.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Административное дело рассмотрено в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1668 "Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) по осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) и его Коллегии, утвержденному Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2013 года N 2079, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере гражданской авиации, морского, речного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
В соответствии с п. 3.54 Положения Министерство для выполнения возложенных на него задач принимает нормативные правовые акты.
В соответствии с п. 3.75 Положения Министерство осуществляет выдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешения (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
В целях реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 1668 "Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)" разработан и утвержден приказ Министерства от 13 февраля 2019 года N ОД-57 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)" (далее также - приказ N ОД-57, Приказ).
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции указанный Приказ действовал с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года N ОД-456.
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Приказ действует также с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2020 года N ОД-45.
Административный регламент зарегистрирован в Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) 27 февраля 2019 г. N N опубликован в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 февраля 2019 г.
Проанализировав указанные положения федерального и регионального законодательства, уд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным лицом, в пределах предоставленной ему компетенции, с соблюдением требований к форме и процедуре его принятия, обнародования и введения в действие.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается; по указанным основаниям решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
Вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги по выдаче разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, урегулированы Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 9 названного Федерального закона предусмотрены условия осуществления указанной деятельности, порядок подачи заявления и документов, требования к разрешению и основания для отказа в выдаче разрешения.
В соответствии с частью 2.1 указанной статьи основанием для отказа в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке является предоставление заявителем недостоверных сведений.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что федеральным законодательством в сфере перевозок пассажиров и багажа перечень сведений, недостоверность которых в силу части 2.1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ является основанием для отказа в выдаче разрешения на осуществление указанного вида деятельности, не определен, в связи с чем административный ответчик вправе был самостоятельно определить перечень таких обстоятельств, с целью обеспечения правового регулирования данного вопроса и исключения произвольного правоприменения положений федерального закона.
С данным выводом судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Согласно части 1.1 указанной статьи заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений. В заявлении указываются:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.
Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:
1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;
3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством) (часть 1.2 статьи 9).
Пунктом 1.3. статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ закреплено, что указанные в частях 1.1 и 1.2 настоящей статьи перечни сведений и документов являются исчерпывающими и расширению не подлежат.
В соответствии с частью 2.1 статьи 9 названного Федерального закона основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений.
Из анализа указанных законоположений следует, что федеральный законодатель, предусмотрев в качестве основания для отказа в выдаче разрешения предоставление заявителем недостоверных сведений, и ограничив возможность расширительного толкования перечня таких сведений, изложил указанные сведения в частях 1.1 и 1.2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ, установив при этом в той же части 1.1 ответственность заявителя за достоверность предоставленных им сведений, подлежащих указанию в заявлении, и содержащихся в приложенных к нему документах.
Таким образом, федеральный законодатель, наделяя субъект Российской Федерации полномочиями по выдаче соответствующих разрешений, на федеральном уровне установилисчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче указанных разрешений.
При таких обстоятельствах региональный законодатель, определяя в Административном регламенте основания для отказа в выдаче разрешения, вправе лишь конкретизировать случаи предоставления заявителями недостоверных сведений, не допуская возможности расширения таких оснований.
Вместе с тем суд первой инстанции при рассмотрении административно-правового спора указанные положения федерального законодательства не применил, постановив в связи с этим ошибочный вывод об отсутствии на федеральном уровне правового регулирования вопроса об объеме сведений, недостоверность которых является основанием к отказу в выдаче заявителю разрешения на осуществление на территории Республики Саха (Якутия) пассажирских перевозок и багажа легковым такси.
Поскольку предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 12.1 Административного регламента условия в виде отсутствия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей соответствующего вида деятельности и отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц соответствующего вида деятельности (соответственно) не предусмотрены в числе установленных частью 1.1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ сведений, подлежащих указанию в заявлении, и установленных частью 1.2 названной статьи сведений, содержащихся в прилагаемых к заявлению документах, достоверность которых заявитель подтверждает своей подписью, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности в указанной части требований прокурора, не устанавливая оснований к тому, чтобы не согласиться в данной части с решением суда о признании указанных положений Административного регламента недействующими.
При этом судебная коллегия, сопоставив содержание подпунктов "а" и "б" пункта 12.1 Административного регламента с положениями частей 1.1 и 1.2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ сведений, приходит к выводу о том, что что предусмотренные оспариваемыми подпунктами основания не являются частным случаем сведений, предусмотренных федеральным законом, и не конкретизируют последние.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2020 года N ОД-45 положения подпунктов "а" и "б" пункта 12.2 Административного регламента признаны утратившими силу.
Вместе с тем судебная коллегия не усматривает оснований к прекращению производства по административному делу в названной части исковых требований, поскольку указанные положения нормативного правового акта административным ответчиком применялись длительное время и затрагивали интересы неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам апелляционного представления судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии противоречия части 2.1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ как законодательству, имеющему большую юридическую силу, положений подпункта "в" пункта 12.2 Административного регламента, предусматривающего в качестве основания для отказа в выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия) прекращение деятельности в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя, поскольку указанное оспариваемое положение лишь конкретизирует положения пункта 2.1 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являясь частным случаем сведений из числа предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1.1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ (сведения о наименовании и организационно-правовой форме юридического лица, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица, а также данных документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя).
При этом судебная коллегия полагает ошибочным мнение прокурора о том, что предусмотренное подпунктом "в" пункта 12.1 Административного регламента основание для отказа в выдаче разрешения допускает возможность его толкования как условия о фактическом прекращении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем своей деятельности в качестве таковых, поскольку региональный законодатель не использовал в названной норме термин "фактическое".
Прекращение же деятельности в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на момент обращения с заявлением при условии указания в заявлении предусмотренных для действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений (о наименовании, организационно-правовой форме, данных юридического лица, документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в единый государственный реестр), будет с очевидностью свидетельствовать о факте предоставления такими лицами недостоверных сведений указанных в своих заявлениях.
Представленные заявителем сведения могут быть признаны недостоверными только в случае наличия доказательств несоответствия их действительности. В свою очередь, указанные доказательства могут быть получены только в процессе проверки, для проведения которой уполномоченному лицу необходимо определенное время.
Доводы апелляционного представления о том, что обращение с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке лицами, прекратившими деятельность в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и не являющимися субъектами правоотношений, регулируемых статьей 9 Федерального закона N 69-ФЗ, должно являться основанием для отказа в приеме заявлений (их возврату), приведенных выводов не опровергает, в связи с чем на правильность решения в указанной части не влияет, учитывая к тому же отсутствие такого основания в числе основания для отказа в приеме заявлений, предусмотренных пунктом 2.4 Порядка подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), являющегося приложением N 2 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1668.
При этом судебная коллегия отмечает, что ликвидация юридического лица, а также прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя после получения указанными лицами разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия) влечет необходимость совершения ими действий, предусмотренных пунктом 1.4 Порядка подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), являющегося приложением N 2 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1668, согласно которым в случае ликвидации юридического лица, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, утраты, отчуждения или прекращения правовых оснований владения транспортным средством, используемым в качестве легкового такси, перевозчик обязан сдать полученные Разрешения в уполномоченный орган в течение 10 дней со дня возникновения указанных обстоятельств. Разрешения сдаются в уполномоченный орган на основании заявления перевозчика.
При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания подпункта "в" пункта 12.2 Административного регламента противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, и потому недействующим.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с выводом суда об отсутствии противоречия подпункта "г" пункта 12.2 Административного регламента, предусматривающего в качестве основания к отказу в выдаче разрешения наличие действующего разрешения на транспортное средство, на которое подано заявление, положениям пункта 2.1 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении и приложенных к нему документах в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 9 названного Федерального закона, достоверность которых подтверждается подписью заявителя, является исчерпывающим и при этом не предусматривает в своем составе сведений о наличии (отсутствии) действующих разрешений на автомобиль, изложенный в решении Верховного Суда Республики Саха (Якутия) вывод об отсутствии противоречия между оспариваемой региональной нормой и положениями нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не соответствует обстоятельствам административного дела.
Тот факт, что частью 3 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ закреплен принцип выдачи на одно транспортное средство, используемого в качестве легкового такси, только одного действующего разрешения, в данном случае правового значения не имеет, поскольку положениями частей 1.1 и 1.2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ, в числе сведений, ответственность за достоверность которых федеральный законодатель возложил на заявителя, обязанность указания сведений о наличии/отсутствии выданных ранее и не аннулированных (т.е. действующих) разрешений, для заявителя не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 1.5. Порядка подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1668 (Приложение N 2), в целях обеспечения наличия актуальных сведений в Реестре Уполномоченный орган вправе проводить систематическое наблюдение за осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси посредством направления письменных или электронных (с использованием межведомственного информационного взаимодействия) запросов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В случае выявления Уполномоченным органом в рамках систематического наблюдения информации о ликвидации юридического лица, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, утраты, отчуждения или прекращения правовых оснований владения транспортным средством, используемым в качестве легкового такси, а также при истечении срока действия договора лизинга или договора аренды транспортных средств, нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, Уполномоченный орган в течение 5 дней принимает решение об исключении из Реестра сведений о выдаче разрешения и в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения сведения исключаются из Реестра.
С учетом указанных законоположений, установив в процессе проверки представленного для рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, факт наличия ранее выданного иному лицу разрешения, но до настоящего времени не аннулированного, соответствующие компетентные лица вправе самостоятельно, в порядке предоставленных им пунктом 1.5 полномочий, принять меры к исключению из Реестра сведений о выдаче таких разрешений.
Кроме того судебная коллегия признает заслуживающими внимания доводы апелляционного представления о том, что установление подпунктом "г", (а также подпунктами "а", "б") пункта 12.2 Административного регламента не предусмотренных законодательством требований к заявителям, является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96, поскольку несоответствие обращений заявителей указанным требованиям влечет отказ в предоставлении им государственной услуги.
Фактически данным положением создано препятствие для осуществления своего права новым правообладателем транспортного средства, на которого не могут быть возложены обязанности и ответственность, связанные с ранее выданными разрешениями.
Исходя из указанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционного представления и отмены решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2020 года в части отказа в удовлетворении административного искового требования о признании недействующим с даты вступления решения суда в законную силу подпункта "г" пункта 12.2 Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 года N ОД-57, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Поскольку подпункт "г" пункта 12.1 Административного регламента до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления судебного акта в законную силу.
Оснований для отмены решения суда в остальной части не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта "г" Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 года N ОД-57.
Принять в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункта "г" Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 года N ОД-57.
Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт "г" Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 года N ОД-57.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора прокуратуры Республики Саха (Якутия) Рязанской А.Д. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы, представления через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.