Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Ненашевой Е.Н, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-166/2020 по административному исковому заявлению Чудайкина А.Л. к Законодательному Собранию Приморского края о признании недействующим Закона Приморского края от 30 января 2020 года N 701-КЗ "О Хорольском муниципальном округе", по апелляционной жалобе административного истца Чудайкина А.Л. на решение Приморского краевого суда от 13 июля 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения Чудайкина А.Л, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 января 2020 года Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 30 января 2020 года N 701-КЗ "О Хорольском муниципальном округе". Текст Закона опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) - 31 января 2020 года, в печатном издании "Приморской газете" от 04 февраля 2020 года N 8.
Административный истец Чудайкин А.Л. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, которым просил признать недействующим полностью с момента принятия Закон Приморского края от 30 января 2020 года N 701-КЗ "О Хорольском муниципальном округе". В обоснование заявленных требований указал, что зарегистрирован и проживает в поселке городского типа Ярославский, расположенном в границах Хорольского муниципального округа. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права как субъекта, проживающего на территории, на которую распространяется действие оспариваемого им нормативного правового акта, в том числе, на осуществление власти через органы местного самоуправления. Так, в результате принятия Закона Приморского края от 30 января 2020 года N 701-КЗ "О Хорольском муниципальном округе" упразднен орган местного самоуправления Ярославского городского поселения без учета мнения представительного органа - населения, его представителей, а также без направления законотворческой инициативы в законодательный орган, сокращено количество представителей в представительном органе муниципального района. Кроме того, расширение территории обслуживания привело к ликвидации местного бюджета, что существенным образом отражается на экономическом и социальном развитии территории. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Решением Приморского краевого суда от 13 июля 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Чудайкина А.Л. о признании недействующим Закона Приморского края от 30 января 2020 года N 701-КЗ "О Хорольском муниципальном округе".
В апелляционной жалобе Чудайкин А.Л. просит отменить решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением и неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, ссылаясь а обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Относительно изложенных в жалобе доводов Думой Хорольского муниципального района, Законодательным Собранием Приморского края, прокуратурой Приморского края, департаментом внутренней политики Приморского края представлены возражения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ Законом Приморского края от 30 января 2020 года N 701-КЗ "О Хорольском муниципальном округе" преобразованы Благодатненское сельское поселение Хорольского муниципального района Приморского края, Лучкинское сельское поселение Хорольского муниципального района Приморского края, Хорольское сельское поселение Хорольского муниципального района Приморского края и Ярославское городское поселение Хорольского муниципального района Приморского края, входящие в состав Хорольского муниципального района Приморского края, путем их объединения в новое муниципальное образование - Хорольский муниципальный округ Приморского края.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Закон Приморского края от 30 января 2020 года N 701-КЗ "О Хорольском муниципальном округе" принят субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с процедурой, предусмотренной частью 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено решением суда первой инстанции, по вопросу об объединении в Хорольском муниципальном районе и поселениях, входящих в состав Хорольского муниципального района, в том числе в Ярославском городском поселении, были проведены публичные слушания в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ и на основании уставов муниципальных образований. Субъектом права законодательной инициативы по проекту закона Приморского края "О Хорольском муниципальном округе" выступила Дума Хорольского муниципального района.
По результатам публичных слушаний населением в Хорольском муниципальном районе, Благодатненском сельском поселении, Лучкинском сельском поселении, Хорольском сельском поселении выражено согласие на преобразование поселений, входящих в состав муниципального района, путем их объединения в муниципальный округ, о чем оформлены итоговые документы публичных слушаний от 10 сентября 2019 года, 18 сентября 2019 года и 26 сентября 2019 года, и с учетом проведенных публичных слушаний приняты соответствующие решения о согласии на соответствующие изменения территориальной организации местного самоуправления Думой Хорольского муниципального района (28 декабря 2019 года N 146), муниципальным комитетом Благодатненского сельского поселения (30 сентября 2019 года N 295), муниципальным комитетом Лучкинского сельского поселения (30 сентября 2019 года N 80), муниципальным комитетом Хорольского сельского поселения (19 сентября 2019 года N 199).
В соответствии с итоговым документом публичных слушаний от 11 ноября 2019 года население Ярославского городского поселения высказалось против преобразования поселений, входящих в состав муниципального района, путем их объединения в муниципальный округ.
Муниципальный комитет Ярославского городского поселения по вопросу объединения поселений в муниципальный округ решения не принял ввиду отсутствия кворума, необходимого для принятия решения. Представительный орган Ярославского городского поселения на момент рассмотрения вопроса являлся неправомочным, поскольку часть его депутатов 12 декабря 2019 года сложили свои полномочия.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что законодательная инициатива представительного органа Хорольского муниципального района является выражением согласия населения данного района на преобразование городских и сельских поселений, входящих в состав Хорольского муниципального района в новое муниципальное образование путем их объединения, поскольку Дума Хорольского муниципального района представляла интересы и принимала решение от имени большинства граждан, проживающих в данном районе.
Таким образом, объединение территорий поселений Хорольского муниципального района в единое муниципальное образование осуществлено с учетом части 3.11 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ, которая не устанавливает императивного требования, согласно которому объединение территорий муниципальных образований не является возможным в случае несогласия одного из поселений (выраженного в установленном порядке) на объединение при условии, что иные муниципальные образования, в том числе муниципальный район, куда входит такое поселение, такое согласие высказали в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, и не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о соответствии оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 13 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Чудайкина А.Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) путем подачи кассационных жалоб, представления через Приморский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Г.Н. Никитина
Е.Н. Ненашева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.