Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, N, с апелляционной жалобой Якутской городской Думы на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя административного ответчика ФИО4 и представителя заинтересованного лица ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО6, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N N принят нормативный правовой акт от ДД.ММ.ГГГГ N "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее - Правила землепользования и застройки, Правила).
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Якутской городской Думе о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими указанного нормативного правового акта в части отнесения в Приложении N "Карта градостроительного зонирования городского округа " "адрес"" земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 115 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", к территориальной зоне П-4. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником гаражного бокса с кадастровым номером N. Он обратился в муниципальное казенное учреждение "Агентство земельных отношений" ГО " "адрес"" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 115 кв.м, для использования под гараж. Ему было отказано в предоставлении указанного земельного участка. В соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа " "адрес"". содержащейся в Приложении N 1 к Правилам, земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", отнесен к территориальной зоне П-4. Истец считает, что при принятии решения об утверждении Правил землепользования и застройки административным ответчиком были допущены нарушения положений статей 31-33 Градостроительного кодекса РФ. Внесенные в Правила изменения не соответствуют документам территориального планирования, а именно Генеральному плану городского округа " "адрес"", утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N N, которым спорный земельный участок отнесен к зоне "Многоэтажная жилая застройка".
В ходе судебного разбирательства представителем административного истца ФИО6 в обоснование административного иска дополнительно указано на то, что ФИО1 испрашивал земельный участок площадью 115 кв.м, поскольку участок сформирован именно такой площадью, и на этом участке расположен его гараж. Гараж расположен на участке, отнесенном к территориальной зоне П-4. В такой зоне нельзя размещать гаражи, тогда как в зоне "Многоэтажная жилая застройка" к видам землепользования отнесено расположение гаражей. Гараж истца возведен на земельном участке, который был еще в ДД.ММ.ГГГГ отведен под строительство 40 каменных гаражей в квартале 50 гаражно-строительному кооперативу. Земельный участок под гараж истца площадью 115 кв.м был сформирован по заявлению ФИО1, поставлен на учет в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до того, как в ДД.ММ.ГГГГ были утверждены оспариваемые Правила.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено, признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденные решением Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, N, в части отнесения в Приложении N 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" земельного участка с кадастровым номером N площадью 115 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", к территориальной зоне П-4: производственная зона.
В апелляционной жалобе Якутская городская Дума просит решение суда отменить, отказать в административном иске ФИО1, ссылаясь на то, что распространение территориальной зоны П-4 на земельный участок с кадастровым номером N прав административного истца не нарушает, поскольку гаражный бокс не соразмерен площади испрашиваемого земельного участка, кроме того, ФИО1 использует земельный участок не по назначению. Также указывает, что один из основных видов разрешенного использования территориальной зоны П-4 "Служебные гаражи" (п. 4.9) позволяет административному истцу использовать свое имущество в качестве гаража.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - Якутской городской Думы ФИО4 и представитель заинтересованного лица - Окружной администрации г. Якутска ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель административного истца ФИО6 возражал против апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником гаражного бокса 33 площадью 51, 7 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"". Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании справки о выплате паевого взноса от ДД.ММ.ГГГГ.
Сторонами также не оспаривалось, что гараж, принадлежащий истцу на праве собственности, расположен на земельном участке площадью 115 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес" земельный участок был сформирован и поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под гараж, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Согласно Генеральному плану городского округа "город Якутск", утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N N, земельный участок с кадастровым номером N отнесен к зоне "Многоэтажная жилая застройка".
Пунктом 8 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что Зона "Ж-6" - зона застройки средне- и многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа "город Якутск", содержащейся в Приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне П-4 "производственная зона".
Согласно пункту 6 статьи 42.3 Правил зона "П-4" - производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV - V классов опасности.
Расположение спорного земельного участка в функциональной зоне "Ж-6" (по Генеральному плану) и в территориальной зоне "П-4" (по Правилам землепользования и застройки) подтверждается выкопировкой из геоинформационного портала города Якутска, картой-схемой Генерального плана городского округа "г. Якутск", информацией Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, и представителем административного ответчика не оспаривались.
Как правильно указал суд, разрешая административно-правовой спор, отнесение земельного участка, на котором расположен гараж истца, к территориальной зоне П-4, может явиться препятствием для осуществления его прав собственника, поскольку к видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне, такой вид использования земельного участка, как хранение автотранспорта (код классификатора 2.7.1) Правилами землепользования и застройки не предусмотрен. При этом территориальная зона Ж-6 (многоэтажная жилая застройка) в качестве одного из видов разрешенного использования земельного участка предусматривает такой вид использования как хранение автотранспорта.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не нарушают прав административного истца, поскольку у него отсутствует право на земельный участок и он не является субъектом рассматриваемых отношений, признаны судом необоснованными. Судом указано, что при наличии доказательств регистрации права собственности административного истца на гараж, который расположен на спорном земельном участке, доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о нецелевом использовании гаража, при разрешении данного спора правового значения не имеет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они являются мотивированными, основанными на надлежащей оценке представленных в суд доказательств. Также судебная коллегия отмечает, что отказ ФИО1 в предоставлении земельного участка по иным основаниям (несоответствие площади испрашиваемого земельного участка) не свидетельствует об отсутствии нарушения его прав по указанным выше основаниям.
Таким образом, Правила землепользования и застройки в части отнесения спорного земельного участка к территориальной зоне П-4 противоречит требованиям части 3 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям Генерального плана городского округа "г. Якутск".
С учетом изложенных обстоятельств и на основании анализа приведенных выше законоположений, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что нахождение спорного земельного участка в Правилах землепользования и застройки в территориальной зоны П-4 противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, а также нарушает права административного истца на использование земельного участка по назначению, в связи с чем правомерно удовлетворил административное исковое заявление.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неправильном толковании закона, не содержит правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Якутской городской Думы - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.