Судебная коллегия по гражданским делам
Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.В, судей Кучинского Е.Н, Лепехиной Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди, по кассационной жалобе администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 18 марта 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 11 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Кучинского Е.Н, установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Вышневолоцкого городского округа о возложении обязанности предоставить другое благоустроенное помещение вне очереди, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта "адрес", равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 30, 9 кв.м, и находящееся в черте населенного пункта "адрес".
В обоснование иска указано, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". На основании технического обследования, проведенного проектным институтом "ТВЕРЬЖИЛКОММУНПРОЕКТ", а также заключения от 20.10.2016 N было вынесено Постановление N от 21.10.2016 об утверждении заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального фонда города Вышний Волочек и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Согласно Постановлению, многоквартирный дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции. Согласно техническому обследованию проектного института "ТВЕРЬЖИЛКОММУН! 1РОЕКТ" на основании результатов обследования и в соответствии с постановлением N, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащего сносу или реконструкции" ч.3 п.33, многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" находится в аварийном состоянии и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан. Согласно письму администрации "адрес" от 24.10.2016 N многоквартирный дом будет внесен в реестр аварийных домов по муниципальному образованию " "адрес"" для дальнейшего включения в региональный реестр аварийных домов в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства N/пр от 30.07.2016.
Истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Согласно техническому паспорту общая площадь квартиры истца составляет 30, 9 кв.м, из них, жилая 21, 7 кв.м, квартира состоит из 2-х комнат - 7, 4 кв.м и 14, 3 кв.м. Год постройки здания - 1917. До настоящего времени жилое помещение истцу предоставлено не было. При включении аварийного дома в адресную региональную программу по переселению из аварийного жилья собственник вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставление другого благоустроенного помещения на праве собственности, при чем по своему выбору (п.З ст.2, ст. 16 ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ, ст.32, 86, ч.2, 3 ст.88 Жилищного кодекса Российской Федерации). В случае признания жилья очередника непригодным для проживания другое жилье ему предоставляется вне очереди, вне зависимости от того, является ли он нанимателем либо собственником, а также независимо от наличия других вне очередников.
Определением суда от 17.02.2020 при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа.
Определением суда от 18.03.2020, вынесенным в протокольной форме принято уточнение исковых требований, определено считать иск поданным ФИО1 к Администрации Вышневолоцкого городского округа о возложении обязанности во вне очередном порядке предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 30, 9 кв.м, с числом комнат-2 и находящееся в черте населенного пункта "адрес", отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта "адрес"
Решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 18 марта 2020 года, постановлено: "Исковые требования ФИО1 к администрации Вышневолоцкого городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди удовлетворить. Обязать администрацию Вышневолоцкого городского округа во вне очередном порядке предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 30, 9 кв.м, с числом комнат - 2 и находящееся в черте населенного пункта "адрес", отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта "адрес"".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 11 августа 2020 года решение было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области просит решение суда и апелляционное определение отменить как вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о дате судебного слушания.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для отмены судебных актов. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В ходе судебного слушания и материалами дела установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону N от 05.03.2019, выпиской из ЕГРН от 04.03.2020.
Согласно выписке из домовой книги по вышеуказанному адресу с 27.08.2002 зарегистрирован ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из акта обследования помещения от 16.06.2016 N 213 следует, что жилое помещение по адресу: "адрес" не соответствует СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям"; требованиям п. 10, п. 12 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, выявлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Из заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 20.10.2016 N 214 следует, что на основании актов межведомственной комиссии, составленных по результатам обследования жилых помещений дома по адресу: "адрес" выявлены основания для признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Согласно выводам технического обследования 16-99-ТО за 2016 год по данным результатов технического обследования, на основании процента физического износа здания и в соответствии с "Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р) Госкомархитектуры, жилой дом по адресу: "адрес" подлежит ремонту или реконструкции. После ремонта рекомендуется дальнейшее использование по нежилому назначению. Данный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан.
ФИО8 (отец истца) на имя главы "адрес" написал заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно выписке из распоряжения главы города Вышний Волочек N 803-р от 11.08.2016 "Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии" ФИО8 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ФИО8 умер, что подтверждается свидетельством о смерти N N от 20.09.2016.
ФИО1 написал заявление на имя главы города Вышний Волочек, в котором просит перевести очередь на его имя, в связи со смертью очередника ФИО8
Распоряжением главы города Вышний Волочек N 1041-р от 25.10.2016 "Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии" на основании заявления ФИО1 переведена очередь нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на имя ФИО1, в связи со смертью основного очередника ФИО8, очередь N.
Постановлением главы города Вышний Волочек N 320 от 21.10.2016 "Об утверждении заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального фонда города Вышний Волочек и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции" многоквартирный дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Распоряжением Главы города Вышний Волочек от 18.11.2016 N установлен срок отселения физических лиц, зарегистрированных по "адрес", занимающих жилые помещения по договору социального найма и собственников жилых помещений, для которых жилые помещения по данному адресу являются единственным до 31.12.2017.
Распоряжением Главы города Вышний Волочек от 10.04.2018 N внесены изменения в распоряжение Главы города Вышний Волочек от 18.11.2016 N, в части срока отселения, который установлен до 01.09.2018.
Распоряжением главы города Вышний Волочек N от 14.05.2019 внесены изменения в распоряжение Главы города Вышний Волочек от 18.11.2016 N, установлен срок отселения физических лиц, зарегистрированных по адресу: "адрес", занимающих жилые помещения по договорам социального найма и собственников жилых помещений, для которых жилые помещения по данному адресу являются единственным до 31.12.2023.
17.05.2019 ответчиком в адрес истца направлено письмо, в котором истцу в связи с аварийным состоянием его дома, в целях устранения угрозы жизни и здоровья предложено в качестве маневренного жилое помещение по адресу: "адрес" (общежитие) ком.555, жилой площадью 19, 0 кв.м. Истец от вышеназванного жилого помещения отказался в письменной форме 14.06.2019.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями ст. 57, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом, суд принял во внимание отсутствие отвечающего требованиям действующего законодательства решения и распоряжения компетентного органа власти по вопросу о возможности проведения ремонтно-восстановительных работ в спорном помещении, а также наличие реальной угрозы жизни и здоровью истца, проживающего в жилом помещении, признанном непригодным для проживания.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ЖК Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме согласно ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения
Постановлением Правительства Тверской области от 10.04.2019 N 108- пп утверждена региональная программа "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы". Указанной программой утвержден Перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года. Многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" включен в указанный перечень.
Конечным результатом программы является расселение многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. При этом, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Мероприятия программы предусматривают проведение комплекса мер по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, потребительские качества и уровень благоустройства которых не могут быть восстановлены или восстановление которых экономически нецелесообразно по причинам превышения затрат над стоимостью нового строительства.
Программой определены этапы реализации плана мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения. В соответствии с данным планом расселение многоквартирного жилого дома будет производится по этапу 2022 года, срок реализации этапа с 1 января 2022 года до 31 декабря 2023 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Согласно приведенным выше положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Согласно ст. 9 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
По смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения) (пункт 8 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 в заявлении от 05 марта 2019 года дал согласие на участие в программе расселения ветхого аварийного жилья по способу расселения - заключение договора мены, реализовав таким образом право выбора способа обеспечения жилищных прав.
В рамках указанного спора истец согласился на предоставление ему, как собственнику, другого жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия отмечает, что, в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Довод ответчика об обязании представить истцу квартиру по договору социального найма не менее 30, 9 кв.м, состоящую из двух комнат, противоречит ч.3, ч.5 ст.57 ЖК РФ несостоятелен.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Истец стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции удовлетворил иск о внеочередном предоставлением жилого помещения по договору социального найма. Данное предоставление носит компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Иные доводы кассационной жалобы несостоятельны, не имеют определяющего правового значения для правильного разрешения спора, не влияют на существо принятых по делу судебных актов и не являются основанием к их отмене.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, представленным к рассмотрению в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования судов и отклонены ими, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства и фактических обстоятельств.
Доводам Администрации в постановленных судебных актах дана всесторонняя и исчерпывающая правовая оценка. Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда не имеет.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установили фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Судебная коллегия отмечает, что оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 379.7 ГПК РФ, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 11 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.