Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Иванова А.В., судей Кучинского Е.Н., Лепехиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" к ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО3 о взыскании задолженности по договору газоснабжения, по кассационной жалобе ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 18 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Кучинского Е.Н., у с т а н о в и л а:
ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате газа в сумме 150801, 68 руб, за период с 01.09.2018 по 31.10.2019, а также расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в сумме 4216, 03 руб.
В обоснование исковых требований указано, что между ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" и ФИО2 02.06.2015 заключен договор газоснабжения, лицевой счет N. Определение объема газа ответчикам производилось по прибору учета газа с 26.08.2015.
21.06.2019 в ходе проверки контролером истца было обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа, а именно повреждение государственной и корпусной пломбы.
В результате неправомерных действий абоненту, на основании пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N, осуществлен перерасчет размера платы за поставку газа по адресу: "адрес", за три месяца с применением повышающего коэффициента 10, за период с 21.03.2019 по 20.06.2019 на сумму 152204, 39 руб.
Ответчику направлено уведомление о перерасчете с предложением погасить задолженность в добровольном порядке. Указанная задолженность ответчиком не погашена. С учетом положений статей 11, 12, 486 ГК РФ, статей 153, 155 ЖК РФ истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате газа в сумме 150801, 68 руб. за период с 01.09.2018 по 31.10.2019.
Протокольным определением от 29.01.2020 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФИО1 и в порядке статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несовершеннолетние ФИО3, ФИО4 и ФИО5.
Решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 2 марта 2020 года, постановлено: "Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тверь" к ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО3 о взыскании задолженности по договору газоснабжения, удовлетворить. Взыскать солидарно с ФИО1 и ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО13 ФИО5, ФИО3 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тверь" (ОГРН N, ИНН N) задолженность по договору газоснабжения за период с 01 сентября 2018 года по 31 октября 2019 года в размере 150801 рубль 68 копеек, а так же судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4216 рулей 03 копейки, а всего сумму в размере 155017 рублей 71 копейка".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 18 августа 2020 года решение отменено в части размера взысканной задолженности, постановлено новое решение, которым сумма задолженности снижена до 15251, 40 руб.
В кассационной жалобе ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" просит апелляционное определение отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон извещенных надлежащим образом о дате судебного слушания.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, кассационный суд приходит к выводу об отмене апелляционного определения, так как суд не установилюридически значимые обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В ходе судебного слушания установлено, что ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 107, 85 кв. м.
02.06.2015 между ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" и ФИО2 заключен договор поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан N в отношении жилого дома по указанному адресу, на имя абонента открыт лицевой счет N.
В указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства собственник помещения ФИО2 и члены ее семьи - супруг ФИО1, несовершеннолетние дети ФИО4, ФИО5, ФИО3
21.06.2019 сотрудником ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" проведена проверка газового оборудования в доме ответчиков, при проведении которой выявлен факт повреждения пломбы завода-изготовителя и корпусной пломбы на приборе учета потребления газа BK-G6T N, что отражено в акте проверки от 21.06.2019.
Данный акт составлен в присутствии потребителя ФИО2 и ФИО1, подписан без замечаний.
В связи с выявленным нарушением ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" произведен перерасчет оплаты за природный газ по нормативам потребления за период с 21.03.2019 по 20.06.2019 с применением коэффициента 10, исходя из площади жилого дома 107, 85 кв. м, количества проживающих - 5 человек, сумма задолженности по оплате газа составила 152204, 39 руб.
Производя перерасчет оплаты истец руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с абзацем шестым пункта 81(11) которых нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
С такой позицией истца согласился суд первой инстанции удовлетворяя требования искового заявления.
Суд апелляционной инстанции не поддержал позицию суда первой инстанции и изменил решение в части размера взысканной суммы, сослался на следующее:
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными в том числе в электронной форме с использованием системы с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Во исполнение вышеуказанного Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации Ф от 21.07.2008 N549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа N 549).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354).
В силу подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N549, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не применяются.
В Письме Министерства регионального развития РФ от 28.05.2012 N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354" указано, что подпункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с частью 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах) является одним из видов коммунальных услуг. Правилами поставки газа N 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа, являющимися исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, и абонентами.
Из анализа положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, Правил поставки газа N 549, Правил предоставления коммунальных услуг N 354 следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 25 Правил поставки газа N 549 определены условия, при соблюдении которых определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, в том числе если пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены (подпункт "б").
В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа N549 в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Как указано выше факт повреждения пломбы завода-изготовителя и корпусной пломбы на приборе учета потребления газа ответчика BK-G6T N установлен 21.06.2019 сотрудником ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" при проведении проверки газового оборудования.
Суд апелляционной инстанции указал, что стороной ответчика не представлено достоверных и допустимых доказательств, что повреждение пломб на приборе учета потребления газа произошло в результате обстоятельств не связанных с несанкционированным вмешательством в работу прибора.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с Правилами поставки газа N объем потребленного газа подлежал определению в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев, то есть за период с 21.12.2018 по 20.06.2019.
Кассационный суд не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, так как судом бесспорно установлено несанкционированное вмешательство в прибор учета газа. Но при этом судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в апелляционном определении ссылается на п.2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Постановление N), в которых указано, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Постановление N).
Между тем судебная коллегия не учла того, что Постановлением N не урегулированы отношения по факту несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, данные нормы подробно закреплены только в Постановлении N, где в п. 81(11) указано то, что при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин/плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
Правила "утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Раздел VII Правил определяет порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 544 предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства; если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает способ расчета размера платы за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента. Так, согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Следовательно, способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента 10, применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского и жилищного законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения и не предполагает неосновательного обогащения исполнителя. Как следует из материалов дела у ответчиков ФИО2, ФИО1 на приборе учета газа нарушена пломба завода - изготовителя, которая фиксирует доступ к счетному механизму, в результате чего стекло индикатора плотно не прилегает, замазана пластилином. Коробка счетного механизма свободно открывается (что отражено в акте проверки от 21.06.2019г.).
Суд апелляционной инстанции не определилимеется ли свободный доступ к счетному механизму. Так как в случае наличия свободного доступа к счетному механизму, подлежит применению Постановление N.
Суд апелляционной инстанции вынес решение без установления значимых юридических обстоятельств.
Доводы истца о том, что расположение счетчика подтверждает то обстоятельство, доступ к прибору учета газа не мог быть осуществлен без присутствия потребителя, а установленные повреждения счетчика допускали возможность несанкционированного доступа, не были исследованы и опровергнуты судом второй инстанции.
С учетом изложенного апелляционное определение нельзя признать и оно подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в Тверской областной суд.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 18 августа 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Тверской областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.