Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В, судей коллегии Назимовой П.С, Ихисеевой М.В, при секретаре Хапхаранове Б.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вильдяевой Н.С. к Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным и отмене решения об отказе по изменениям границ красных линий по апелляционной жалобе Вильдяевой Н.С. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2020 года, которым административное исковое заявление Вильдяевой Н.С. оставлено без удовлетворения, Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В, ознакомившись с апелляционной жалобой, изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия
установила:
Вильдяева Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила отменить решение Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ от 30 апреля 2020 года... об отклонении предложения о подготовке проекта по изменению красной линии.
Требования мотивировала тем, что она является собственником нежилого здания (гараж) с кадастровым номером.., общая площадь "... "м, расположенного по адресу: "... " и земельного участка под ним, кадастровый номер.., общей площадью "... " кв.м. Весной 2020 года при подготовке пакета документов для строительства жилого дома по данному адресу, истцу стало известно о том, что по ее нежилому зданию и земельному участку проходит красная линия городского квартала согласно градостроительному плану земельного участка... от 6 апреля 2020 г. и схеме расположения земельного участка земельного участка с кадастровым номером... 24 апреля 2020 года истцом было подано заявление в Комитет по архитектуре и градостроительству г.Улан-Удэ об исправлении красной линии в целях строительства нового жилого дома на данном земельном участке и реконструкции нежилого здания, которая проходит по этим объектам. Решением административного ответчика 30 апреля 2020 года отказано в удовлетворении заявления о подготовке проекта по тому основанию, что согласно генеральному плану городского округа "город Улан-Удэ" по "... "-улица и проезд.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мисюль Д.С. иск поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности Прокопьева И.В. иск не признала.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась истец Вильдяева Н.С. и обратилась с апелляционной жалобой в Верховный Суд Республики Бурятия, в которой просит отменить решение суда в силу его незаконности и необоснованности.
В письменном возражении на апелляционную жалобу административный ответчик указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда, постановленного законно и обоснованно.
В заседании судебной коллегии истец Вильдяева Н.С. не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, не просила об его отложении, направила в суд своего представителя.
Участники судебного разбирательства не возражали против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося административного истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Представитель истца по доверенности Комлочук М.С. в заседании судебной коллегии доводы жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика по доверенности Прокопьева И.В. с доводами жалобы не согласилась.
Судебная коллегия, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 1Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ; здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт12).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть2).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 17 статьи 45 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая по делу решение об отказе в удовлетворении заявленных Вильдяевой Н.С. требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного ответчика не имелось оснований для заявленного истцом уточнения красных линий в отношении земельного участка, имеющего площадь "... " кв. м, оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных полномочий и является мотивированным. Согласно решению суда, в соответствии со схемой расположения земельного участка, принадлежащие истцу объекты, не соответствуют чертежу градостроительного плана от 6 апреля 2020 года, поскольку часть земельного участка и здания расположены за границами красных линий. Указанные объекты истца частично расположены в зоне коридора красных линий, утвержденного распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ градостроительного плана. Администрация имела право установить спорные красные линии в обозначенных пределах.Удовлетворение просьбы истца об изменении границ красных линий приведет к несоблюдению расчетных параметров дороги, к уменьшению ширины проездаменее нормативно установленной, что противоречило бы требованиям закона.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что земельный участок общей площадью "... " кв.м, расположенныйпо адресу: "... ", принадлежит на праве собственности Вильдяевой Н.С. и имеет кадастровый номер... Нежилое здание гараж, площадью "... " кв.м. также принадлежит на праве собственности административному истцу и имеет кадастровый номер...
При этом, границы данного земельного участка существовали на местности, что подтверждается землеустроительным делом от 2007 года на земельный участок. В разделе Землеустроительного дела -проект на производство работ по межеванию земельного участка в п.3.2 указано, что определение границ на местности и их закрепление происходит по углам существующего забора.
Кроме того, земельный участок, расположенный по адресу:Республика Бурятия, "... " был предоставлен ФИО10 согласно выписке из Постановления Администрации г.Улан-Удэ от 10.03.1993г. N58.
А земельный участок, с кадастровым номером.., расположенный по адресу:Республика Бурятия, городской округ "... ", участок "... " был предоставлен ФИО11 согласно выписке из постановления мэрии г.Улан-Удэ от 03.12.1996г.N390. Границы данного земельного участка установлены Планом отвода земельного участка 1996 года, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.01.2020г, согласно которой, кадастровый учет осуществлен с присвоением кадастрового номера 03.12.1996г.
Кроме того, имеются материалы инвентаризации земель от 2003г, утвержденные председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Улан-Удэ ФИО12, в которых указано, что произведены натурные измерения объектов и в качестве границ участков землепользователей приняты натурные измерения объектов и в качестве границ участков землепользователей приняты деревянные, железобетонные заборы. Стены зданий. В плане инвентаризации земель за номером 20, 22 определены границы и каталог координат земельных участков..,...
Между тем, Генеральный план МО "Городской округ "Город Улан-Удэ" впервые был утвержден решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008г....
Правила землепользования и застройки Городского округа "Город Улан-Удэ" утверждены решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008...
Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 27.04.2016г.... -р утвержден проект планировки и межевания территории микрорайона Загорск г.Улан-Удэ, ориентировочной площадью "... " га.
Распоряжением Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ от 06.04.2020 года... утвержден градостроительный план земельного участка... с кадастровым номером "... ", местоположение которого : "... ".
Согласно схеме расположения указанного земельного участка, принадлежащие Вильдяевой Н.С. объекты, не соответствуют чертежу градостроительного плана от 06. 04.2020 года, поскольку часть ее земельного участка и здания расположены за границами красных линий.
Между тем, как следует из изложенного, еще до даты утверждения Генерального Плана МО Городской округ "Город Улан-Удэ", приведенных выше распоряжений Администрации г.Улан-Удэ у Вильдяевой Н.С. возникло право на земельные участки и фактическое землепользование земельными участками по существующим границам заборов.
Тем самым, фактическое землепользование земельным участком, параметры которого площадью "... " кв.м. сложилось в 1996 г, то есть до уточнения административным ответчиком красных линий 06.04.2020г, при этом, границы земельного участка истца статус условных не имеют.
Таким образом, красная линия пересекает границу земельного участка Вильдяевой Н.С, проходит по территории земельного участка, и по зданию объекта недвижимости (гаража). Следовательно, границы красных линий не учитывают зону сложившейся застройки и градостроительные отступы от жилых строений (3 метра), так как красная линия проходит по земельному участку и гаражу, что никем не оспаривается.
При этом, указанные объекты (земельный участок, объект недвижимости (гараж) находящиеся на праве собственности Вильдяевой не признаны незаконными.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Тем самым, доводы административного истца о том, что отказ административного ответчика в уточнении красных линий нарушает его права как собственника земельного участка и объекта недвижимости, намерения возвести объект домовладения и препятствует в реализации прав собственника, заслуживают внимания.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 указанного Кодекса требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Допущенные судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, привели к необоснованным выводам о том, что административный истец права на уточнение красных линий по фактическим границам земельного участка площадью 695 кв. м не имеет.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого решения Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска о признании решения Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ от 30 апреля 2020 года... и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Вильдяевой Н.С.
С учетом изложенного выше, исходя из конкретных обстоятельств по настоящему делу, доводы административного ответчика о законности отказа в удовлетворении заявления Вильдяевой, коллегией признаются несостоятельными. Приведенная представителем административного ответчика судебная практика не может быть принята во внимание, поскольку приняты по иным обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору, и сводятся к несогласию по существу с предъявленным иском.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия, Определила:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2020 года отменить.
Вынести новое решение. Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение от 30 апреля 2020 года об отказе в удовлетворении заявления.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ повторно рассмотреть заявление Вильдяевой Н.С. от 24 апреля 2020 года.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой Кассационный Суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.