Судья Саратовского областного суда Закарян И.В., при секретаре Рыковой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Моисеева С.С. на постановление судьи Кировского районного суда города Саратова от 24 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисеева С.С., установил:
постановлением судьи Кировского районного суда города Саратова от 24 ноября 2020 года заместитель генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисеев С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Моисеев С.С. просит отменить постановление судьи. Указывает, что имеющиеся в материалах дела доказательства не отвечают требованиям достоверности и достаточности. Отрицает совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 2
статьи 6.3 КоАП РФ.
В судебное заседание Моисеев С.С. и его защитник не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив законность постановленного судом решения, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По части 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических).
Основанием для привлечения заместителя генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисеева С.С. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что в период с 20 октября 2020 года по 28 октября 2020 года при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Саратовской области
Мясниковой И.В. N 598-в от 19 октября 2020 года в отношении муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" были установлены следующие нарушения:
1. На предприятии в подразделениях отсутствуют специально отведенные комнаты или части помещения для принятия сотрудниками пищи, оборудованные раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком, что является нарушением статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта
1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 14 Методических рекомендаций МР 3.1/2.5.0172/4-20 "Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", утвержденных руководителем Федеральной службы Роспотребнадзора, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. 20 апреля 2020 года.
2. В санузлах административного корпуса и вагонно-ремонтной мастерской расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 110, а также в санузлах Кировского троллейбусного депо на ул. Аткарская, д. 72А отсутствуют одноразовые бумажные полотенца и электрические сушилки для рук, также отсутствуют кожные антисептики для обработки рук, что является нарушением требований статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 4.4 Санитарных правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19)", пункта 15 Методических рекомендаций МР 3.1./2.5.0172/4-20 "Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", утвержденных руководителем Федеральной службы Роспотребнадзора, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. 20 апреля 2020 года.
3. При получении путевых листов и прохождении медицинского освидетельствования водителями, в диспетчерских расположенных по ул. Большая Казачья, д. 110, а также по ул. Аткарская, д. 72А, не соблюдаются принципы социального дистанцирования, отсутствует специальная разметка, что является нарушением статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 5 Методических рекомендаций МР 3.1./2.5.0172/4-20 "Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", утвержденных руководителем Федеральной службы Роспотребнадзора, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. 20 апреля 2020 года.
Привлекая должностное лицо к административной ответственности, судья районного суда пришел к выводу о том, что заместителем генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисеевым С.С. было допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и, что действия Моисеева С.С. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Такие выводы нельзя признать обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и сделанными на основе правильно применения норм права.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417. Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Распоряжением Губернатора Саратовской области от 17 марта 2020 года
N 200-р на территории Саратовской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации постановлением Правительства Саратовской области от 26 марта
2020 года N 208-П на территории Саратовской области введены ограничительные мероприятия в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Нарушение, вмененное заместителю генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисееву С.С, является нарушением дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в постановлении о привлечении к административной ответственности не приведены какие-либо нормы действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы нарушил или не выполнил Моисеев С.С.
Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение Моисеевым С.С. статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 4.4 Санитарных правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19)", пунктов 5, 14, 15 Методических рекомендаций МР 3.1./2.5.0172/4-20 "Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", утвержденных руководителем Федеральной службы Роспотребнадзора, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. 20 апреля 2020 года, не свидетельствует о том, что в действиях заместителя генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисеева С.С. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Таким образом, в действиях заместителя генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисеева С.С. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отсутствует.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства, возможность переквалификации вмененного заместителю генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисееву С.С. деяния с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса отсутствует.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таком положении постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кировского районного суда города Саратова от 24 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора по эксплуатации муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Моисеева С.С. - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья И.В. Закарян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.