Судья Саратовского областного суда Закарян И.В., при ведении протокола помощником судьи Береговским М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" Якубовича В. И. на решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 13 октября 2020 года, постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Косолаповой М.Н. N 64/8-2507-20-И/12-5540-И/64-29 от 09 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства", установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Косолаповой М.Н. N 64/8-2507-20-И/12-5540-И/64-29 от 09 июня 2020 года государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" (далее ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Балашовского районного суда Саратовской области от
13 октября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, директор ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" Якубович В.И, просит решение районного суда отменить и возвратить дело об административном правонарушении на новое судебное рассмотрение. В обосновании доводов жалобы указывает на нарушение положений КоАП РФ. Полагает, что назначенное наказание не соответствует целям и задачам административного наказания и носит карательный характер, просит применить часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Представитель лица, привлеченного к административной ответственности, Савельев А.Д. поддержал доводы жалобы, просил об отмене постановления должностного лица и решения суда.
Проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статьей 229 ТК РФ предусмотрено, что для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
В соответствии со статьей 229.2 ТК РФ материалы расследования несчастного случая включают, в том числе приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая; медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
В силу положений статьи 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года N 73 "Об утверждении формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" утверждены формы документов (формы 1 - 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве согласно приложениям.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором труда (по охране труда) Ларченко В.А. 16 апреля 2020 года вынесено распоряжение N 64/6-39-20-ИЗ/12-4801-И/64-26 о проведении расследования несчастного случая со смертельным исходом произошедшего 03 апреля 2020 года с ФИО8 работником (мастером производственного обучения) ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Луначарского, д. 100.
В ходе расследования было установлено, что 18 мая 2020 года ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства", в нарушение требований статьи 230 ТК РФ не был утвержден акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1.
Указанные обстоятельства и виновность ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждаются: копией заключения государственного инспектора труда от 15 июня 2020 года; копией акта формы Н-1, утверждённого
15 июня 2020 года Якубовичем В.И.; копией распоряжения заместителя руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда Саратовской области
N 64/7-2492-20-ОБ/12-5632-И/64-29 от 11 июня 2020 года на проведение дополнительного расследования несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 03 апреля 2020 года в 12 часов 15 минут с ФИО8 - мастером производственного обучения Техникума; копией акта о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 15 июня 2020 года, подписанного сотрудниками ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства", но не утверждённого директором Якубовичем В.И.; копией заключения профсоюзного комитета Техникума, утвержденного 16 мая 2020 года, согласно которому степень вины застрахованного работника ФИО8 составляет 100 %; копией акта формы Н-1, не утверждённого директором
Якубовичем В.И, но подписанного сотрудниками ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства"; копией письма начальника отдела Государственной инспекции труда в Саратовской области от
01 июня 2020 года в адрес техникума; копиями заявлений об отзыве подписей, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" правильно квалифицированы по части 1
статьи 5.27.1 КоАП РФ, нарушений требований законодательства при вынесении постановления и решения не допущено.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 указанного Кодекса.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в судебном решении. Оснований для переоценки не усматриваю.
Вместе с тем, полагаю, что при назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей должностным лицом не учтены все необходимые обстоятельства.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Из представленных защитником Устава учреждения следует, что
ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" является государственной некоммерческой организацией, основной целью которой является образовательная деятельность, осуществлять приносящую доход деятельность учреждение вправе лишь постольку, поскольку это служит достижениям целей, ради которых оно создано, материальное положение учреждения в случае наложения штрафа в полном объеме не позволит выполнить поставленные перед учреждением функции и задачи. Наложение штрафа в размере 50 000 рублей приведет к ограничению прав учреждения.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имущественного положения виновного, полагаю назначенное ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" административное наказание подлежит изменению путем назначения административного наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В связи с чем решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 13 октября 2020 года и постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Косолаповой М.Н. N 64/8-2507-20-И/12-5540-И/64-29 от 09 июня 2020 года подлежат изменения в части наказания, назначенного ГАП ОУ Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства".
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 13 октября 2020 года, постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Косолаповой М.Н. N 64/8-2507-20-И/12-5540-И/64-29 от 09 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" изменить, заменив назначенное государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Саратовской области "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление и решение суда оставить без изменения.
Судья И.В. Закарян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.