Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н, судей Патланя В.А, Тогубицкого В.А, при секретаре судебного заседания Каминской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 5 гарнизонного военного суда от 1 сентября 2020 г, которым отказано в удовлетворении требований старшего прапорщика Керобяна Арсена Багратовича о признании незаконным утверждённого командиром войсковой части N решения жилищной комиссии войсковой части 2089 о снятии истца и членов его семьи с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
Керобян А.Б. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным утверждённое командиром войсковой части 2089 решение жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 29 июля 2020 г. N 29), которым он с составом семьи 5 человек (он, супруга и трое детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. рождения) сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства.
Кроме того, административный истец просил суд обязать административных ответчиков его отменить, принять решение о принятии его и членов его семьи на жилищный учёт.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы приводит отдельные положения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в Пограничных войсках Российской Федерации и Федерального закона "О статусе военнослужащих" и утверждает, что в законодательных актах не указано, что для получения предусмотренных социальных гарантий, общая продолжительность нахождения военнослужащего на военной службе в статусе гражданина Российской Федерации должна составлять 10 лет и более. Каждый нормативно-правовой акт касается определённой категории военнослужащих, имеющих статус гражданина соответствующего государства. Следовательно, применение судом части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, не допустимо.
Таким образом, вывод суда о том, что он не имеет права на обеспечение жильем от Российской Федерации ввиду того, его общая продолжительность военной службы в статусе гражданина Российской Федерации составляет менее 10лет не основан на положениях вышеприведенных актов, а кроме того не согласуется с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утверждённой Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г, согласно которой обеспечение жильём по избранному после увольнения с военной службы месту жительства является льготой, предоставляемой военнослужащим с учётом их особого правового статуса, и перечень категорий военнослужащих не может быть расширен произвольно, без внесения в законодательство соответствующих изменений.
По мнению автора жалобы, необходимости внесения в законодательство изменений, касающихся определения периода, подлежащего включению в расчёт выслуги лет, необходимой для признания военнослужащего, состоящего в гражданстве Российской Федерации, менее 10 лет нуждающимся в жилье не имеется, поскольку законодатель, руководствуясь статьями2, 17, 19 и 40 Конституции Российской Федерации определил, что военнослужащий, приобретая статус гражданина Российской Федерации, пользуется всеми правами и льготами, предусмотренными для военнослужащих - граждан Российской Федерации.
Также в жалобе обращается внимание на пояснения, данные в ходе судебного заседания представителем административных ответчиков, касающиеся изменения правоприменительной практики по аналогичным спорам, из которых можно сделать выводы, что должностные лица Пограничного управления ФСБ России в Республике Армения не руководствуются законодательством и международными договорами Российской Федерации, поскольку работают по отданному в устном порядке указанию из Москвы.
В возражениях представитель административных ответчиков - Давтян А.М. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В статье 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, а также международные договоры Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены внутригосударственным законодательством, то применяются правила международного договора.
Согласно статьям 1, 9 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армении в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения (г. Ереван, 15 марта 1994 г.), военная служба в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, засчитывается гражданам Республики Армения как военная служба в Вооруженных Силах Республики Армении с предоставлением им и членам их семей прав и льгот в соответствии с законодательством Республики Армения. Жилищное обеспечение граждан Республики Армения, проходящих военную службу по контракту в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Армения и соответствующими органами Республики Армения.
Из пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что право на обеспечение жильем в избранном месте жительства имеют военнослужащие-граждане Российской Федерации, увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
По делу установлено, что с 14 апреля 2006 г. Керобян А.Б. проходит военную службу в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, при этом до 27 февраля 2018 г. он являлся гражданином Республики Армения, а после указанной даты, на основании подпункта "б" п. 2 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" приобрёл гражданство Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 12 июля 2018 г. N13), утверждённым командиром войсковой части N, Керобян А.Б. составом семьи 5 человек (он, супруга и трое детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. рождения) принят на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства.
Согласно справке войсковой части N от 17 августа 2020 г. N 8/401, общая продолжительность военной службы административного истца по состоянию на 1 августа 2020 г. составляет 15 лет 11 месяцев 2 дня, из которых в качестве гражданина Российской Федерации - 2 года 3 месяца и 19 дней.
Из копии контракта Керобяна А.Б. о прохождении военной службы, заключенного им 14 апреля 2012 г. в качестве гражданина Республики Армения, усматривается, что срок контракта о прохождении военной службы истекает 7 апреля 2019 г.
27 февраля 2018 г. административный истец приобрёл гражданство Российской Федерации, а 12апреля того же года паспорт гражданина Российской Федерации, на основании чего в его учетно-послужные и жилищные документы внесены соответствующие изменения.
8 июня 2018 г. Керобяном А.Б. по команде подан рапорт об увольнении с военной службы в запас по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, но после направления его на освидетельствование военно-врачебной комиссией и обеспечения жильем по установленным нормам.
Обжалуемым решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 29 июля 2020 г. N 29) истец и члены его семьи сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием к принятию названного решения послужило то обстоятельство, что в представленных истцом в жилищный орган документах не указаны сведения о том, что общая продолжительность его военной службы в статусе гражданина Российской Федерации составляла менее 10лет.
Приняв во внимание вышеизложенные положения законодательства в совокупности с приведёнными выше обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с момента заключения контракта о прохождении военной службы и до приобретения гражданства России, то есть более 13 лет, военная служба Керобяна А.Б. в Пограничных войсках Российской Федерации должна была засчитываться как военная служба в Вооруженных Силах Республики Армения с предоставлением ему и членам его семьи прав и льгот, в том числе по обеспечению жильем в соответствии с законодательством и соответствующими органами Республики Армения.
Поскольку продолжительность военной службы истца по контракту в статусе гражданина России составляет менее 10 лет, то права, предусмотренного пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", у него не имеется.
Вопреки доводам истца такой вывод согласуется с правовой позицией, приведенного в жалобе Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), из пункта 45 которого следует, что обеспечение жилым помещением но избранному месту жительства является льготой, предоставляемой определенным законом категориям военнослужащих с учетом их особого правового статуса, и перечень таких категорий не может быть расширен произвольно, без внесения соответствующих изменений в закон.
Ссылка в жалобе на пояснения представителя ответчиков, касающиеся отданному в устном порядке указанию из Москвы об изменении правоприменительной практики по жилищным спорам является несостоятельной, поскольку как пояснил представитель административных ответчиков, данное распоряжение стало возможным в связи с непоступлением на бумажных носителях необходимых в работе документов по причине неблагополучной эпидемиологической ситуации.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение 5 гарнизонного военного суда от 1 сентября 2020 г. по административному исковому заявлению Керобяна Арсена Багратовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.