Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего - Потапченко И.Н, судей: Гришина С.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Каминской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - Соколова Я.О. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 17 августа 2020 г, которым частично удовлетворены заявленные проходящим военную службу по контракту старшим сержантом Абдурахмановым Давидом Абдулжамаловичем требования об оспаривании действий начальника управления жилищного обеспечения, связанных с непредоставлением жилищной субсидии и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - жилищный учет), а также действий командира войсковой части N - с ненаправлением на военно-врачебную комиссию (далее - ВВК).
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Соколова Я.О. в обоснование доводов поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
названным решением гарнизонного военного суда частично удовлетворено административное исковое заявление Абдурахманова Д.А, в котором он оспорил решения заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 7 апреля 2020 г. N 3 и N14 об отказе в предоставлении жилищной субсидии и снятии его с жилищного учета.
Суд возложил обязанность на начальника управления жилищного обеспечения отменить указанные решения и восстановить истца на жилищном учете.
В удовлетворении требования о возложении на командира войсковой части N обязанности представить в управление жилищного обеспечения документы, необходимые для получения жилищной субсидии, отказано.
Определением суда первой инстанции от той же даты прекращено производство по делу в части признания незаконными действий командира войсковой части N, связанных с ненаправлением Абдурахманова Д.А. на ВВК, на том основании, что командование в добровольном порядке выполнило данное требование истца.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов автор жалобы, излагая обстоятельства дела и отдельные положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, указывает, что истец не имеет права на обеспечение жилищной субсидией, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие его увольнение с военной службы по льготному основанию.
В возражениях на апелляционную жалобу Абдурахманов Д.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Сержанты, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г. и совместно проживающие с ними члены их семей, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Закона.
На основании подпункта "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпункта "г" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Как усматривается из материалов дела, Абдурахманов Д.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части N и относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жилым помещением.
В связи с признанием истца заключением ВВК от 5 декабря 2017 г. N 5/5 ограниченно годным к военной службе, он 1 июня 2018 г. подал рапорт об увольнении с военной службы по подпункту "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" после обеспечения его жилищной субсидией.
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 11декабря 2018 г. N 385 Абдурахманов Д.А. составом семьи из 5 человек с 6 сентября 2018 г. принят на жилищный учет, с формой обеспечения жилищная субсидия.
Однако в дальнейшем решениями заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 7 апреля 2020 г. N 3 и N14 истцу отказано в предоставлении жилищной субсидии, и он снят с жилищного учета в связи отсутствием документов, подтверждающих его увольнение с военной службы по льготному основанию.
Данные решения приняты на основании сообщения командира войсковой части N от 23 марта 2020 г. N 22/771, согласно которому отсутствует возможность представить справку о планируемом увольнении Абдурахманова Д.А. с военной службы, поскольку закончился срок действия вынесенного в отношении него заключения ВВК.
В соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, заключение ВВК о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
Временной Инструкцией по организации проведения диспансеризации, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, диспансерного наблюдения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной заместителем Министра обороны Российской Федерации 29 декабря 2018 г, и Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 999дсп, определено, что выявление военнослужащих, имеющих заболевания, ограничивающие категорию их годности к военной службе, а также своевременное направление их на ВВК возложено непосредственно на начальника медицинской службы воинской части.
17 августа 2020 г. командованием войсковой части N Абдурахманов Д.А. был направлен для прохождения ВВК.
Принимая во внимание вышеизложенное, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что сообщение командира войсковой части N от 23 марта 2020 г. N 22/771 ошибочно расценено управлением жилищного обеспечения как утверждение о том, что истец не подлежит увольнению с военной службы.
В данном случае это обстоятельство и повлекло принятие необоснованных решений об отказе в предоставлении Абдурахманову Д.А. жилищной субсидии и снятии его с жилищного учета.
Поэтому суд обоснованно возложил обязанность на начальника управления жилищного обеспечения отменить обжалуемые решения жилищного органа и восстановить истца на жилищном учете.
Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (действовавшими в период спорных правоотношений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, не предусмотрено предоставление в управление жилищного обеспечения сведений о планируемом увольнении военнослужащего с военной службы.
В связи с этим требование должностного лица управления жилищного обеспечения к командованию воинской части о предоставлении сведений, связанных с планируемым увольнением истца с военной службы, обоснованно признано судом неправомерным.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в суд апелляционной инстанции представлен выписной эпикриз от 28 августа 2020 г, в соответствии с которым заключением ВВК Абдурахманов Д.А. вновь признан ограниченно годным к военной службе по тем же основаниям, что и ранее.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 17 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Абдурахманова Давида Абдулжамаловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 декабря 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.