Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе
председательствующего
Елфимова И.В.
судей
Малининой Л.Б, Пуминовой Т.Н, при секретаре
Самороковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Администрации города Тюмени на
решение Центрального районного суда города Тюмени от 21 ноября 2019 года и на дополнительное решение Центрального районного суда города Тюмени от 28 мая 2020 года, которыми постановлено:
"Исковые требования Рахматовой Н.Я. к Администрации г. Тюмени о возложении обязанности принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.
Возложить на Администрацию г. Тюмени обязанность принять Рахматову Н.Я. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие".
Признать незаконным отказ Администрации города Тюмени от 06.02.2019 года "... " в принятии на учет Рахматовой Н.Я. в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б, судебная коллегия
установил:
Рахматова Н.Я. обратилась в суд с иском с учетом уточнения исковых требований (л.д. 117) к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа Администрации г. Тюмени от 06 февраля 2019 года "... " в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании принять Рахматову Н.Я. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие".
Исковые требования мотивированы тем, что Рахматова Н.Я. с дочерью Рахматовой Р.Р. проживают в жилом помещении по адресу: "... " дом 59, ком. 427 на основании ордера на жилую площадь в общежитии от 04.03.2004 г, договора найма специализированного жилого помещения, заключенного 23.11.2009 г. Согласно справке "... " Рахматова Р.Р, "... " года рождения с семьей, в которую входит дочь Рахматова Н.Я. признана относящейся к категории малоимущих граждан. 18.12.2018 г. Рахматова Н.Я. обратилась в Администрацию г. Тюмени с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек, по категории "малоимущие", в чем ей 06.02.2019 г. было отказано по причине наличие в её собственности в период с 21.04.2013 г. по 10.03.2015 г. жилого помещения, расположенного по адресу: "... ", дом 37, общей площадью 144 кв.м. С чем истец не согласна, поскольку указанный дом расположен на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества, не пригоден для проживания, не достроен, поставлен на учет декларативно без изготовления технического плана, без ввода в эксплуатацию, без технического обследования. Так, в 2012 году истцом был возведен каркас дома и до настоящего времени он строительством не завершен, в доме отсутствуют системы канализации, водоснабжения, отопления, газоснабжения, электроэнергии, отсутствует кровельное покрытие, пол, потолок, утепление, что подтверждается справкой ДНТ "Юбилей" от 11.02.2019 г.
Истец фактически проживает с составом семьи 2 человека в комнате 23, 6 кв.м, и в ее пользовании находится жилое помещение 11, 8 кв.м.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым ответчик Администрация города Тюмени в лице представителя Каревой С.А, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что по материалам дела следует, что истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "... ", д. 59, кв. 427 площадью 11, 8 кв.м. Вместе с тем по сведениям ЕГРН в период с 21.04.2013г. по 10.03.2015г. истец являлась собственником жилого помещения, расположенное по адресу: "... " дом 37, общей площадью 144 кв.м, в связи с чем истец обладала суммарной площадью жилого помещения 155, 8 кв.м.
Таким образом, поскольку по состоянию на 10.03.2015 г. истец на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении не состояла, следовательно, недвижимое имущество по адресу: "... ", дом 37 учитывается при определении нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. А действия по отчуждению данного объекта недвижимости ответчиком расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий.
Кроме того, по мнению представителя, объект недвижимости, расположенный по адресу: "... ", дом 37 непригодным для проживания не признан в установленном законом порядке.
Обращает внимание, что приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 06.02.2019г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным не признан.
Доводы апелляционной жалобе на дополнительное решение суда аналогичны доводам жалобы на решение суда.
Представитель ответчика Троегубова Ю.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала, пояснив, что у Департамента отсутствовали сведения о том, что жилой дом не являлся жилым, был не пригоден для проживания, не был введен в эксплуатацию.
Третье лицо Рахматова Р.Р. и ее представитель Мамаева Ю.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Истец в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явилась при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной
жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Рахматова Н.Я. с дочерью Рахматовой Р.Р. проживают в жилом помещении по адресу: "... ", дом 59, ком. 427 на основании ордера на жилую площадь в общежитии от 04 марта 2004 года, договора найма специализированного жилого помещения, заключенного 23 ноября 2009 года (л.д. 5-6, 7).
Из справки "... " от 18.10.2018 г. следует, что Рахматова Р.Р, "... " года рождения с семьей, в которую входит Рахматова Н.Я. признана относящейся к категории малоимущих граждан и имеет право на получение государственной социальной помощи (л.д. 7).
18 декабря 2018 года Рахматова Н.Я. обратилась в Администрацию г. Тюмени с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек, по категории "малоимущие".
Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 06 февраля 2019 года истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Основанием отказа явилось наличие в собственности истца в период с 21 апреля 2013 года по 10 марта 2015 года на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: "... ", дом 37, общей площадью 144 кв.м. По мнению Администрации, г. Тюмени, по состоянию на 10 марта 2015 года суммарно на истца приходилось 155, 8 кв. Также было указано, что действия истца по отчуждению имущества расположенного по адресу: г. "... ", дом 37, общей площадью 144 кв, расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий (л.д. 8-10).
Истец основывает свои требования на том, что фактически она проживает с составом семьи 2 человека в комнате 23, 6 кв.м. и в ее пользовании находится 11, 8 кв.м. площади. Вместе с тем, жилой дом по адресу: "... ", дом 37, общей площадью 144 кв.м, расположенный на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества был непригодным для проживания, по сути являлся объектом незавершенного строительства, поставлен на учет декларативно без изготовления технического плана, без ввода в эксплуатацию, без технического обследования.
Указанные истцом обстоятельства подтвердили свидетели Гузенко Е.В. и Сахарова А.Р, опрошенные в суде первой инстанции.
Из справки ДНТ "Юбилей" от 11 февраля 2019 года N 1 следует, что на спорном земельном участке в 2012 году был возведен каркас дома и до настоящего времени дом на земельном участке строительством не завершен. В доме отсутствуют системы канализации, водоснабжения, отопления, газоснабжения, электроэнергии, отсутствует кровельное покрытие, пол, потолок, утепление (л.д. 15).
Из технического заключения ООО "ПИИ "ГАЛС" от 14 октября 2019 года, следует, что на основании результатов оценки технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу "... ", 37, установлено, что обследуемое здание находится в недопустимом состоянии, непригодном для дальнейшей безопасной эксплуатации в соответствии с СП 55.13330 "Дома жилые одноквартирные", нарушает права и законные интересы граждан и создает угрозу их жизни и здоровью. В процессе обследования выявлено: инженерные сети - отсутствуют (электричество, водоснабжение, канализация, отопление), следов их присутствия не обнаружено; полы - частично отсутствуют; чердачное перекрытие - следов присутствия утеплителя не обнаружено; кровля - 1 (один) слой рубероида в качестве временного покрытия. В результате обследования выявлено, что в жилом доме никто и никогда не проживал, каких - либо инженерных сетей в доме никогда не было, на сегодняшний день обследованный объект является объектом незавершенного строительства, не мог и не может являться жилым домом. Поставлен на кадастровый учет 14 июня 2012 года как завершенный строительством объект (жилой дом) ошибочно (л.д.118-129).
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения ЖК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Таким образом, основанием для отказа в принятии на жилищный учет являются действия, препятствующие принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь вышеуказанными нормами права пришел к выводу о том, что отказ в принятии на учет Рахматову Н.Я. в качестве нуждающейся в жилых помещениях является незаконным, в связи с чем возложил на Администрацию г. Тюмени обязанность принять Рахматову Н.Я. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие", поскольку в собственности истца отсутствовало жилое помещение пригодное для проживания
Судебная коллегия соглашается с выводом суда как соответствующим установленным в суде обстоятельствам, ответчиком не представлено доказательств совершения истцом умышленных действий по ухудшению жилищных условий в целях постановки на жилищный учет.
Жилым помещением по договору социального найма семья Рахматовой Н.Я. не обеспечивалась, жилых помещений в собственности не имела и не имеет.
Довод жалобы о том, что истец намеренно ухудшила жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, продав дом, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку что не отрицается стороной ответчика, отчуждённый объект недвижимости был не пригоден для проживания, не являлся жилым, что не свидетельствует о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к позиции ответчика в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права и переоценке фактических обстоятельств.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение по делу, применил нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 21 ноября 2019 года и дополнительное решение Центрального районного суда города Тюмени от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Администрации города Тюмени, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.