Руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1706 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации":
Утвердить План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Сахалинской области на период 2013 - 2018 годов" (прилагается).
Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области |
С.Г. Шередекин |
План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение
эффективности здравоохранения в Сахалинской области на период
2013 - 2018 годов"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 28 февраля 2013 г. N 124-р)
I. Общее описание "дорожной карты"
Целью мероприятий "дорожной карты" "Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Сахалинской области на период 2013 - 2018 годов" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Реализация "дорожной карты" позволит обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Представленная "дорожная карта" развития здравоохранения Сахалинской области направлена на обеспечение исполнения порядков оказания медицинской помощи, повышение ее доступности и качества, более эффективное использование ресурсов, обеспечение удовлетворенности населения качеством предоставляемых медицинских услуг.
Сахалинская область является активно развивающимся регионом, занимающим ведущие позиции по многим социально-экономическим показателям. Как субъект Российской Федерации Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа и является единственным субъектом Российской Федерации, расположенным на островах. В его состав входят острова Сахалин, Монерон и Тюлений, а также 56 островов Курильской гряды. Общая площадь территории Сахалинской области составляет 87,1 тыс. кв. км. Средняя плотность населения - 5,7 чел. на 1 кв. км.
Численность населения Сахалинской области за трехлетний период сократилась на 14,9 тыс. человек, на начало 2012 года составила 496,7 тыс. человек.
Распределение жителей по территории области неравномерно. Основная часть населения проживает в южной части Сахалина и Курильских островов, то есть в более благоприятных климатических условиях, чем ее северная часть. Общей закономерностью является нарастание процесса урбанизации, 79,8% населения проживает в городах и поселках городского типа.
В соответствии с действующим законодательством муниципалитеты освобождены от полномочий, непосредственно связанных с организацией медицинской помощи населению. С 01 января 2012 года в областную собственность были переданы муниципальные учреждения здравоохранения городского округа "Город Южно-Сахалинск", и с 01 января 2013 года переданы все остальные муниципальные учреждения здравоохранения Сахалинской области.
Сеть медицинских организаций Сахалинской области в 2012 году:
- 17 центральных районных больниц;
- 9 участковых больниц;
- 26 амбулаторий;
- 73 ФАПа и 1 участок врача общей практики;
- 3 городские больницы, в том числе 1 в структуре ЦРБ;
- 7 самостоятельных поликлиник, в том числе 1 детская;
- 2 самостоятельные амбулатории;
- городской родильный дом;
- станция скорой медицинской помощи с подстанцией;
- 2 областные многопрофильные больницы (детская и взрослая);
- 5 специализированных диспансеров;
- 2 психиатрические больницы;
- 3 санатория, в том числе 2 детских;
- станция переливания крови;
- центр по борьбе со СПИДом;
- центр профилактики;
- консультативно-диагностический центр.
Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения.
С 01 января 2013 года министерством здравоохранения Сахалинской области начала формироваться новая оптимизированная модель управления здравоохранением с единым областным подчинением.
Для эффективной реализации комплекса мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи населению и с учетом региональных особенностей выстроена трехуровневая система маршрутизации пациентов в рамках трехуровневой сети лечебно-профилактических учреждений на основании нормативов планирования и рациональности размещения сети учреждений и подразделений.
Первый уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью, представлен стационарными и поликлиническими отделениями центральных районных больниц, участковых больниц, амбулаториями, ФАПами, городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая участковую терапевтическую, педиатрическую, акушерско-гинекологическую службы, врачей общей практики, дневные стационары, кабинеты профилактики и кабинеты неотложной помощи, кабинеты медико-социальной помощи беременным.
Второй уровень - межмуниципальный - для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме, представлен специализированными стационарными отделениями центральных районных больниц с межмуниципальными центрами, оказывающими специализированную амбулаторную и стационарную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям, консультативно-диагностическим центром города Южно-Сахалинска, городской больницей и родильным домом города Южно-Сахалинска.
Третий уровень - региональный - для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, представлен областными больницами (взрослая и детская) с консультативно-диагностическими поликлиниками, специализированными диспансерами, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.
На основании порядков оказания специализированной медицинской помощи по профилям и федеральным медицинским стандартам разработана маршрутизация пациентов по приоритетным направлениям:
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- онкологические заболевания;
- заболевания хирургического профиля;
- службы детства и родовспоможения.
Ресурсное обеспечение системы здравоохранения Сахалинской области
Структурные преобразования системы здравоохранения области на данном этапе запланированы с учетом имеющегося ресурсного и кадрового состояния региональной системы здравоохранения области.
Расчетное ресурсное обеспечение государственной программы Сахалинской области на 2014 год определено в сумме 19577,0 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета предусмотрены в сумме - 7474,9 млн. руб., стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования - 10581,6 млн. руб., средства федерального бюджета - 654,7 млн. руб., средства от иной приносящей доход деятельности - 865,8 млн. рублей.
Поиск рационального использования кадровых и материальных ресурсов создает преимущественно одноканальный принцип финансирования отрасли. Проводя единую тарифную политику в системе обязательного медицинского страхования и внедряя новые способы оплаты медицинской помощи за конечные результаты организации здравоохранения Сахалинской области получили возможность внедрять более рациональные формы организации медицинской помощи и осуществлять поиск эффективных вариантов использования кадровых и материальных ресурсов.
Оптимизация распределения ресурсов по уровням и видам медицинской помощи - основная задача в деятельности министерства здравоохранения Сахалинской области.
Уровень качества системы здравоохранения определяется уровнем укомплектованности, профессиональной подготовки и квалификации специалистов. Растущий дефицит медицинских кадров и снижение укомплектованности медицинским персоналом, как врачебным, так и средним, оказывает негативное влияние на деятельность областного здравоохранения.
Проблема кадрового обеспечения медицинских организаций является одной из главных проблем здравоохранения области. Укомплектованность врачами всего составляет 54,74%, из них врачами, непосредственно оказывающими медицинскую помощь, - 56,5%. Дефицит врачебных кадров ведет к перегруженности в работе, коэффициент совместительства составляет 1,84 и 1,77 соответственно.
Для обеспечения врачебными кадрами медицинских учреждений районов области утверждена долгосрочная целевая программа "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Сахалинской области на 2013 - 2017 годы".
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
- сократить дефицит врачебных кадров в здравоохранении области на 158 человек за счет привлечения молодых специалистов, а также приглашения и приема на работу специалистов из регионов Российской Федерации и других стран;
- повысить уровень укомплектованности врачами, непосредственно оказывающими медицинскую помощь, на 26,5%;
- повысить показатель обеспеченности населения врачебными кадрами на 10000 населения с 38,9 в 2011 году до 42,3 в 2017 году;
- увеличить в 3 раза удельный вес молодых специалистов от общей численности врачей.
Укомплектованность средним медицинским персоналом составляет 73,1%, показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на 10000 населения - 111,65.
Предпринимаются меры для повышения статуса и востребованности среднего медицинского персонала, на который, как на основное звено в оказании медицинской помощи, будет возложен широкий диапазон деятельности.
В связи с этим планируется увеличение к 2017 году: количества специалистов среднего звена на 677 человек; уровня укомплектованности средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающим медицинскую помощь, - на 1,9%; показателя обеспеченности населения средним медицинским персоналом на 10000 населения - до 125,9; соотношения врачей к среднему медицинскому персоналу - 1:2,97.
Привлечение в государственные учреждения здравоохранения области квалифицированных специалистов, снижение оттока за пределы области и в частные медицинские организации предусматривается за счет предоставления дополнительных социальных гарантий, а также обеспечения конкурентного уровня заработной платы в области. Основная цель кадровой политики в Сахалинской области на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров и эффективных мотивационных механизмов.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" запланировано поэтапное повышение средней заработной платы отдельным категориям работников сферы здравоохранения, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг).
С этой целью распоряжением Правительства Сахалинской области от 24 января 2013 года N 27-р утвержден План мероприятий поэтапного совершенствования систем оплаты труда и повышения заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений Сахалинской области на 2013 - 2018 годы. Данным документом утверждена динамика целевых значений соотношения уровня средней заработной платы работников государственных учреждений здравоохранения Сахалинской области, определенных вышеуказанным Указом Президента, к средней заработной плате, сложившейся в Сахалинской области в 2012 - 2018 годах.
В 2013 году уровень заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, превысит уровень, сложившийся в регионе, и составит 146% при рекомендованном значении Минздравом России - 129,7%.
По среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу также предусмотрено превышение уровня, сложившегося в регионе, и целевое значение соотношения уровня средней заработной платы данной категории персонала к средней заработной плате, сложившейся в регионе, составит 81,8% в 2013 году при рекомендованном значении Минздравом России - 75,6%.
По младшему медицинскому персоналу в 2013 году будет достигнуто целевое значение вышеуказанного соотношения и составит по региону 50,1% при рекомендованном Минздравом России - 50,1%.
Положительная динамика роста соотношения уровня средней заработной платы работников государственных учреждений здравоохранения Сахалинской области, определенных вышеуказанным Указом Президента, к средней заработной плате, сложившейся в Сахалинской области, сохранится до 2018 года.
Планируется осуществление перевода медицинских работников области на "эффективный контракт", в котором будут конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов их труда и качества оказываемых государственных услуг.
Одним из направлений решения задачи по обеспечению населения Сахалинской области качественной медицинской помощью является приведение материально-технической базы организаций здравоохранения и технического состояния зданий в соответствие лицензионным требованиям, требованиям санитарного и пожарного законодательства путем проведения капитального ремонта зданий и оснащение организаций медицинским и технологическим оборудованием в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи
в Сахалинской области
В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи определено развитие амбулаторно-поликлинической службы приоритетным направлением здравоохранения Сахалинской области.
Анализ сети амбулаторно-поликлинических учреждений города Южно-Сахалинска их оснащенности диагностическим оборудованием, состояния лабораторных служб и подразделений показал, что часть поликлинического звена нуждается в реорганизации.
Начаты работы по созданию специализированного межмуниципального диагностического центра на базе ГБУЗ "Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска" с организацией централизованной лаборатории, центрами лучевой, ультразвуковой и функциональной диагностики, а также центров эндоскопии и амбулаторной хирургии.
В структуре центра в целях соблюдения последовательности этапов оказания медицинской помощи больным с инсультами и инфарктами планируется организация межмуниципального центра восстановительного лечения и вторичной профилактики для больных с сосудистыми заболеваниями.
Кроме того, с целью развития межмуниципальной диагностической службы планируется создание центра на базе ГБУЗ "Тымовская ЦРБ" и развитие сети межрайонных клинико-диагностических лабораторий по проведению скрининговых ИФА-исследований на ВИЧ, гепатиты В, С.
С целью централизации кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов с января 2013 года проведены мероприятия по оптимизации амбулаторно-поликлинической сети города Южно-Сахалинска. Проведено слияние в единое учреждение маломощных поликлиник ГБУЗ "Городская поликлиника N 6" и ГБУЗ "Городская поликлиника N 5", амбулаторий Хомутово и Дальнее с ГБУЗ "Городская поликлиника N 4" и ГБУЗ "Городская поликлиника N 2" соответственно.
Приоритетными направлениями развития сельского здравоохранения являются сохранение и развитие сети фельдшерских пунктов и амбулаторий, приближение специализированной медицинской помощи к сельским жителям.
В соответствии с целями и задачами реформирования системы здравоохранения планируется дополнительное открытие в районах Сахалинской области ФАПов и преобразование маломощных городских и участковых больниц, которые являются нерентабельными и в которых сложно организовать достаточный уровень диагностики и лечения, во врачебные амбулатории.
Планируемый перенос объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено сопровождается развитием стационарозамещающих технологий посредством увеличения количества пациенто-мест и стационаров на дому, открытия стационаров одного дня, развития системы амбулаторной хирургии.
Это позволит стабилизировать объем первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах на уровне 0,749 дня пребывания на 1 жителя в год к 2018 году.
Для совершенствования организации неотложной помощи населению при обострении хронических заболеваний и состояниях, не требующих оказания экстренной медицинской помощи, с учетом кадрового дефицита специалистов первичного звена здравоохранения в 2012 году созданы и работают 15 кабинетов в 10 районах области, в том числе в поликлиниках города Южно-Сахалинска. Организация кабинетов неотложной помощи будет продолжена во всех поликлинических отделениях центральных районных больниц, в том числе и в амбулаторно-поликлинических учреждениях сельской местности.
Организация данной работы позволяет в рамках Программы государственных гарантий выполнить федеральный норматив объемов неотложной медицинской помощи в количестве 0,360 посещений на 1 жителя.
Дальнейшее развитие получит выездная работа врачей специалистов областных специализированных больниц и диспансеров в районы. С данной целью за каждым районом закреплены кураторы по направлению служб.
Экстренная выездная работа обеспечивается отделением санитарной авиации областной больницы, врачами консультантами всех специальностей.
В целях обеспечения этапности медицинской реабилитации прорабатывает вопрос создания комплексной системы реабилитации с обеспечением больным преемственности и непрерывности восстановительных мероприятий.
Задача министерства здравоохранения области состоит в том, чтобы обеспечить федеральный норматив обеспеченности числа коек по профилю "медицинская реабилитация" - 4,3 на 10000 населения к 2018 году.
Планируется реорганизовать ГБУЗ Санаторий "Аралия" в современный многопрофильный региональный центр для обеспечения 2 и 3 этапа медицинской реабилитации больных, в составе которого планируется предусмотреть поликлиническое и стационарное отделения реабилитации, что позволит развить данное направление в лечении сахалинцев и курильчан.
С введением понятия нового вида медицинской помощи - паллиативная медицинская помощь запланировано перепрофилирование части коечного фонда для организации в регионе системы паллиативной помощи. Для чего планируется создание трех межмуниципальных центров паллиативной помощи с койками паллиативной помощи и сестринского ухода вместо существующих в настоящее время разрозненных и неудовлетворяющих требованиям санитарных норм отделений сестринского ухода при центральных районных больницах.
Это позволит выполнить федеральный норматив по числу коек по профилю "паллиативная помощь" на 10000 населения - 6,3 к 2018 году.
Важное значение в организации медицинского обслуживания уделяется работе с населением по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
На территории Сахалинской области куратором данного направления является ГБУЗ "Сахалинский областной центр медицинской профилактики", функционируют 2 центра здоровья для взрослого населения и 1 для детей. Работают отделения медицинской профилактики ГБУЗ "Областная детская больница" и 14 кабинетов профилактики в медицинских организациях районов области.
С целью совершенствования работы, направленной на мотивацию здорового образа жизни, профилактику заболеваний у взрослых и детей, включая проведение диспансеризации и профилактических осмотров населения, планируется открытие кабинетов профилактики во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях, кабинетов кризисных состояний и социально-психологической помощи.
С целью обследования населения отдаленных районов области приобретаются 3 мобильных комплекса для проведения диспансеризации населения, проведения профилактических осмотров и скрининговых исследований на ранее выявление заболеваний.
В организации оказания медицинской помощи планируется увеличение объемов амбулаторно-поликлинической помощи за счет:
- увеличения на 20,6% посещений профилактической направленности, в том числе за счет расширения сети центров Здоровья; выездных форм проведения профилактических осмотров, в том числе на железнодорожном транспорте (поезда здоровья);
- увеличения охвата патронажем пациентов на дому на 15%;
- организации ежегодного проведения диспансеризации населения;
- проведения скринингов по раннему выявлению заболеваний;
- урегулирования системы выездных бригад врачей-специалистов;
- внедрения информационных систем в работу амбулаторно-поликлинических учреждений.
Структурные преобразования системы оказания скорой помощи в Сахалинской области
Служба скорой медицинской помощи в области представлена 1 станцией скорой медицинской помощи в городе Южно-Сахалинске с подстанцией и 19 отделениями скорой медицинской помощи районных больниц. Служба оснащается навигационной системой ГЛОНАСС, позволяющей оперативно-диспетчерской службе контролировать маршрут следования бригады с целью рационального и своевременного их использования.
С целью повышения оперативности в принятии решений и контроля за их исполнением планируется реорганизация службы скорой помощи города Южно-Сахалинска путем реорганизации отделения скорой помощи ГБУЗ "Синегорская участковая больница" в подстанцию ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи в городе Южно-Сахалинске".
Планируется создание единой диспетчерской службы для обеспечения взаимодействия подразделений неотложной помощи лечебно-профилактических учреждений с отделениями и станциями скорой медицинской помощи.
Санитарно-авиационная эвакуация осуществляется отделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи ГБУЗ "Сахалинская областная больница", которое оказывает круглосуточную специализированную медицинскую помощь населению области в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Для эвакуации больных и пострадавших помимо наземного транспорта применяются воздушные суда, которые используются на договорной основе с авиакомпаниями Сахалинской области. Для более оперативного реагирования планируются работы по развитию санитарной авиации региона со строительством вертолетных площадок на территории областной больницы и в центральной части острова Сахалин.
Совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи с оптимизацией сроков ее оказания и использования эффективных методов лечения на догоспитальном этапе позволит снизить объем скорой медицинской помощи и достичь федерального норматива - 0,36 на 1 жителя в год.
Структурные преобразования системы оказания специализированной медицинской помощи в Сахалинской области
В целях более эффективного использования коечного фонда проводится работа по созданию межмуниципальных центров для обеспечения равной доступности специализированной медицинской помощи для каждого жителя.
Концентрация специализированных, в том числе высокотехнологичных видов медицинской помощи, планируется в наиболее оборудованных, оснащенных и обеспеченных медицинскими кадрами учреждениях здравоохранения Сахалинской области.
С целью обеспечения доступности для жителей центральных и северных районов области хирургических методов лечения, в том числе пациентам травматологического профиля, в 2012 году созданы и действуют два межмуниципальных хирургических центра в ГБУЗ "Тымовская центральная районная больница" и ГБУЗ "Охинская центральная районная больница". Планируется создание аналогичного центра в Поронайском районе.
В настоящее время в области работают региональный сосудистый центр на базе ГБУЗ "Сахалинская областная больница" и три первичных сосудистых отделения в ГБУЗ "Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С.Анкудинова", ГБУЗ "Холмская ЦРБ" и ГБУЗ "Охинская ЦРБ".
В настоящее время в зоне обслуживания первичных сосудистых отделений проживает 80% населения. В период до 2018 года планируется создание еще шести первичных сосудистых отделений в медицинских организациях районов области: Невельский, Ногликский, Поронайский, Томаринский, Тымовский, Углегорский, что позволит увеличить охват специализированной помощью населению до 100%.
При расширении сети межмуниципальных первичных сосудистых отделений их общий коечный фонд составит 405 коек, или 7% от общего коечного фонда.
Специализированная онкологическая помощь населению оказывается в ГБУЗ "Сахалинский областной онкологический диспансер".
В 2012 году во всех районах области созданы и работают первичные онкологические кабинеты. При ГБУЗ "Охинская ЦРБ", ГБУЗ "Холмская ЦРБ" и при ГБУЗ "Поронайская ЦРБ" открыты три межмуниципальных онкологических центра.
Сеть межмуниципальных онкологических центров планируется расширить путем создания аналогичных структур в Тымовском и Углегорском районах.
Помощь больным туберкулезом в области осуществляется на базе ГКУЗ "Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер", двух туберкулезных отделений на базе Чеховской участковой больницы и Охинской ЦРБ, в 17 тубкабинетах районов области.
Учитывая напряженную эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в области, имеющуюся потребность в противотуберкулезных койках предусмотрено строительство нового лечебного корпуса на территории ГБУЗ "Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер", что позволит централизовать обслуживание туберкулезных больных в г. Южно-Сахалинске, используя кадровые и материальные ресурсы областного противотуберкулезного диспансера.
Специализированная наркологическая помощь оказывается в ГБУЗ "Сахалинский областной наркологический диспансер", 17 наркологических кабинетах районов области. Медицинская помощь оказывается в соответствии с действующей нормативно-законодательной базой, порядками оказания медицинской помощи по профилям заболеваний и порядком оказания наркологической помощи.
Планируется строительство объекта "Реабилитационный центр для больных наркоманией", что позволит сформировать систему реабилитации пациентов наркологического профиля в рамках модернизации наркологической службы в регионе.
С целью снижения смертности от автодорожного травматизма планируется создание сети травмоцентров вдоль имеющихся федеральных трасс и областной трассы, проходящей вдоль всего острова Сахалин, с юга на север.
В зависимости от поставленных задач травмоцентры будут нескольких типов.
Травмоцентры первого уровня появятся в Корсаковском и Холмском районах. Их задача - круглосуточное дежурство врачебной бригады для оказания скорой помощи и максимально быстрая (в пределах "золотого часа") доставка пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в центр второго или первого уровней.
Травмоцентры второго уровня будут развернуты в учреждениях, где имеются межмуниципальные хирургические центры (ГБУЗ "Охинская ЦРБ, ГБУЗ "Тымовская ЦРБ и ГБУЗ "Поронайская ЦРБ), а также в ГБУЗ "Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С.Анкудинова").
Ведущим региональным центром по оказанию квалифицированной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи пострадавшим создается на базе Сахалинской областной больницы, где имеется возможность выполнения необходимых лечебно-диагностических мероприятий, для детского населения - на базе областной детской больницы.
Лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи имеют четыре государственных учреждения здравоохранения: ГБУЗ "Сахалинская областная больница", ГБУЗ "Сахалинский областной онкологический диспансер", ГБУЗ "Областная детская больница" и по неонатологии ГБУЗ "Городской родильный дом города Южно-Сахалинска".
С 2013 года Сахалинская область включена в перечень субъектов на предоставление субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств региона, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи населению.
За счет внедрения в работу учреждений здравоохранения новых современных технологий лечения и привлечения федеральных средств планируется дальнейшее развитие видов высокотехнологичной медицинской помощи и увеличение их объемов до 35%.
Обеспечение доступности и своевременности видов медицинской помощи организуется и за счет развития информационных технологий - дистанционное консультирование пациентов, интернет-мониторинг беременных, дистанционные консилиумы, телемедицинские консультации и дистанционная передача ЭКГ, КТ-изображения.
Все проводимые мероприятия позволят снизить объем специализированной медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях. С учетом особенностей региона планируется довести норматив объемов стационарной помощи с 4,06 в 2013 году с последующим динамическим снижением показателя до 3,4 к 2018 году.
В Сахалинской области, чтобы обеспечить доступность стационарной медицинской помощи с учетом особенностей региона, показатель обеспеченности койками в 2013 году составляет - 122,5, к 2018 году этот показатель составит 112,3 (планируется сокращение коечного фонда с 6068 в 2013 году до 5544 коек в 2018 году).
Приблизиться к федеральному нормативу средней длительности пребывания больного на койке - 12,4 дня (в 2012 году показатель по области составил 14,2 дня) позволит интенсификация использования коечного фонда, урегулирование потоков направления больных, обоснованность госпитализаций, развитие амбулаторно-поликлинической службы и более широкое использование стационарозамещающих технологий в амбулаторно-поликлинических учреждениях. При организации данных мероприятий федеральный норматив средней длительности пребывания больного на койке к 2018 году планируется приблизить к 12,7 дня.
Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи
матерям и детям в Сахалинской области
Оказание медицинской помощи матерям и детям является приоритетным направлением регионального здравоохранения.
В области организована и эффективно работает трехуровневая система оказания акушерско-гинекологической и неонатологической помощи, предусматривающая этапность оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным с учетом групп риска:
I уровень - 16 центральных районных больниц с числом акушерских коек до 50, числом родов - от 30 до 500 в год;
II уровень - ГБУЗ "Городской родильный дом города Южно-Сахалинска";
III уровень - перинатальный центр в структуре ГБУЗ "Сахалинская областная больница".
Определена схема маршрутизации беременных группы риска по материнской и перинатальной смертности и новорожденных, находящихся в критическом состоянии.
В перинатальном центре ГБУЗ "Сахалинская областная больница" организовано отделение анестезиологии и реанимации на 6 коек, предусмотрено два круглосуточных поста врачей анестезиологов-реаниматологов, что позволяет обеспечить оказание медицинской помощи в перинатальном центре и выездные формы работы.
Для взаимодействия со специалистами центральных районных больниц в перинатальном центре организован круглосуточный дистанционно-консультативный пост.
В структуре перинатального центра функционирует отделение планирования семьи и репродукции.
С 2012 года начата работа по совершенствованию системы пренатальной (дородовой) диагностики. Сахалинская область включена в число пилотных территорий Российской Федерации, участвующих в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" по пренатальной диагностике. Открыт кабинет пренатальной (дородовой) диагностики в перинатальном центе ГБУЗ "Сахалинская областная больница" и два межмуниципальных кабинета в ГБУЗ "Углегорская ЦРБ" и ГБУЗ "Охинская ЦРБ".
В целях предупреждения прерывания беременности в 14-ти медицинских организациях Сахалинской области организованы кабинеты медико-социальной помощи беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В связи с переходом Сахалинской области с 2012 года на регистрацию рождений, рекомендованную Всемирной организацией здравоохранения, в области проведена работа по организации выхаживания детей, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела.
В Сахалинской области разработана схема маршрутизации больных детей в привязке к действующей сети медицинских организаций.
Первый уровень - муниципальные учреждения здравоохранения.
Второй уровень - детская городская поликлиника города Южно-Сахалинска, городская больница города Южно-Сахалинска.
Третий уровень - представлен областными учреждениями (больницы взрослая и детская) с консультативно-диагностическими поликлиниками, специализированными диспансерами, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.
ГБУЗ "Областная детская больница" является единственным в регионе многопрофильным детским учреждением 3-его уровня, оказывающим специализированные, в том числе высокотехнологичные виды стационарной помощи детскому населению. Для улучшения условий пребывания детей, дальнейшего развития специализированных, в том числе высокотехнологичных видов помощи, планируется строительство хирургического корпуса для детской областной больницы.
Все проводимые в области структурные преобразования системы оказания медицинской помощи не приведут к снижению доступности и качества оказания медицинской помощи.
Основные параметры территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов
Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и на 2013 год составляют:
- на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 2 508,05 руб.;
- на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 229,8 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 446,54 руб.;
- на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 672,7 руб.;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств обязательного медицинского страхования - 1145,68 руб.;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 2029,58 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 2557,1 руб.;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 2029,58 рублей.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной программой на 2014 и 2015 годы составляют:
- на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования: 2974,4 руб. - на 2014 год, 3123,2 руб. - на 2015 год;
- на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета: 710,3 руб. - на 2014 год, 885,8 руб. - на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования: 628,3 руб. - на 2014 год, 687,5 руб. - на 2015 год;
- на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования: 804,3 руб. - на 2014 год, 879,8 руб. - на 2015 год;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета: 1103,8 руб. - на 2014 год, 1204,6 руб. - на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования: 1164,2 руб. - на 2014 год, 1223,4 руб. - на 2015 год;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета: 3383,6 руб. - на 2014 год, 4402,4 руб. - на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования: 4013,9 руб. - на 2014 год, 4792,5 руб. - на 2015 год;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки сестринского ухода), за счет средств областного бюджета: 3264,3 руб. - на 2014 год, 4216,7 руб. - на 2015 год.
|
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Средний подушевой норматив финансирования Программы, в том числе: |
руб. на 1-го жителя |
23186,83 |
24830,96 |
26500,46 |
на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда |
руб. на 1 застрахованное лицо |
18723,89 |
18846,83 |
20241,07 |
за счет средств соответствующих бюджетов |
руб. на 1-го жителя |
4462,94 |
5984,13 |
6259,39 |
Оплата медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях осуществляется по подушевому способу. Расчет тарифа на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации осуществляется исходя из данных об объеме средств для подушевого финансирования медицинской помощи и численности обслуживаемого медицинскими организациями застрахованного населения. Возмещение расходов медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях и не имеющим прикрепленного населения, осуществляется за единицу объема медицинской помощи - за профилактическое посещение, за обращение, за медицинскую услугу.
Возмещение расходов медицинским организациям на оказание медицинской помощи в условиях стационаров круглосуточного пребывания осуществляется по тарифам средней стоимости законченного случая лечения заболеваний по клинико-профильным группам.
Возмещение расходов медицинским организациям на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов (стационар дневного пребывания, дневной стационар, стационар на дому, центр амбулаторной хирургии) осуществляется по тарифу законченного случая лечения, включающего среднюю стоимость комплекса медицинских, в том числе диагностических услуг.
Показатели структурных преобразований системы оказания
медицинской помощи
N |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1. |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
процент |
4,76 |
4,74 |
4,56 |
4,49 |
4,12 |
4,07 |
2. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
28,42 |
29,09 |
29,99 |
30,78 |
31,67 |
32,47 |
3. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
1,16 |
1,31 |
1,65 |
2,03 |
2,48 |
3,12 |
4. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
5,08 |
5,11 |
5,5 |
5,87 |
6,54 |
7,13 |
5. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
60,58 |
59,75 |
58,3 |
56,83 |
55,19 |
53,21 |
6. |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд здравоохранения Сахалинской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения области |
процент |
69,56 |
70,83 |
83,3 |
82,5 |
79,06 |
79,48 |
7. |
Доля аккредитованных специалистов |
процент |
- |
- |
- |
- |
25,9 |
48,49 |
8. |
Обеспеченность населения (на 10 тысяч человек) врачами |
процент |
38,4 |
39,9 |
40,0 |
41,3 |
42,3 |
43,0 |
9. |
Соотношение врачи/средние медицинские работники |
|
1:2,94 |
1:2,94 |
1:2,9 |
1:2,95 |
1:2,97 |
1:3 |
10. |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процентов |
146,3 |
150,0 |
152,0 |
159,6 |
200,0 |
200,0 |
11. |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
81,8 |
83,0 |
84,0 |
86,4 |
100,0 |
100,0 |
12. |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
50,1 |
51,0 |
52,4 |
70,5 |
100,0 |
100,0 |
13. |
Число дней занятости койки в году |
дней |
333,1 |
332,8 |
332,3 |
331,8 |
331,3 |
331,5 |
14. |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дней |
13,9 |
13,5 |
13,2 |
13,0 |
12,9 |
12,7 |
15. |
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
процент |
55,76 |
58,04 |
58,92 |
59,69 |
59,68 |
60,04 |
16. |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
процент |
34 |
34 |
33 |
32 |
31 |
30 |
Основные показатели здоровья населения | ||||||||
17. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
65,7 |
66,5 |
67,1 |
67,6 |
68,3 |
69,0 |
18. |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
14,1 |
14,0 |
13,8 |
13,0 |
12,2 |
11,8 |
19. |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
16,1 |
16,1 |
16,1 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
20. |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
6,8 |
6,7 |
6,6 |
6,5 |
6,4 |
6,3 |
21. |
Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет |
случаев на 10000 населения соответствующего возраста |
8,1 |
8,1 |
8,1 |
8,0 |
7,9 |
7,8 |
22. |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
674,5 |
669,0 |
664,5 |
659,5 |
654,0 |
649,4 |
23. |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
16,3 |
15,6 |
14,5 |
13,3 |
12,0 |
10,6 |
24. |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
213,9 |
209,7 |
205,5 |
201,3 |
197,0 |
192,8 |
25. |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
18,7 |
17,5 |
16,3 |
14,5 |
12,9 |
11,8 |
26. |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
79,3 |
72,1 |
64,9 |
57,7 |
50,5 |
43,5 |
27. |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
процентов |
75,0 |
75,5 |
76,0 |
79,0 |
82,0 |
85,0 |
II. План мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
Формирование эффективной структуры здравоохранения Сахалинской области | ||||
1. |
Анализ итогов реализации программы модернизации здравоохранения Сахалинской области |
11 марта 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Будет проведен анализ итогов модернизации здравоохранения Сахалинской области, с точки зрения соотношения инвестиций и улучшения состояния здоровья населения в регионе. Представление результатов анализа итогов реализации программ модернизации здравоохранения Сахалинской области в Минздрав России |
2. |
Анализ соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Сахалинской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р |
11 марта 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Будут определены направления необходимых изменений, направленных на формирование сбалансированной по видам и условиям оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Сахалинской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р |
3. |
Анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Сахалинской области порядкам оказания медицинской помощи |
11 марта 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Будет определен дефицит (избыток) работников в штате медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Сахалинской области порядкам оказания медицинской помощи |
4. |
Анализ соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Сахалинской области порядкам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Будет определен дефицит (избыток) материально-технического оснащения медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Сахалинской области порядкам оказания медицинской помощи. |
5. |
Анализ соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, стандартам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Будет выявлена неудовлетворенная потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, стандартам оказания медицинской помощи |
6. |
Разработка региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения |
01 апреля 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Утверждение региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, результатом реализации которой должно стать привлечение негосударственных организаций к оказанию медицинской помощи в соответствии с моделью ресурсного обеспечения системы здравоохранения Сахалинской области |
7. |
Формирование модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения Сахалинской области |
01 апреля 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Модель ресурсного обеспечения системы здравоохранения Сахалинской области с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных; структура финансирования оказания медицинской помощи, а также обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных по видам и объемам медицинской помощи. Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования |
8. |
Разработка программы развития здравоохранения Сахалинской области с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
01 мая 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Утверждение программы развития здравоохранения Сахалинской области до 2020 года, направленной на повышение структурной эффективности, учитывающей региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать |
|
|
|
|
привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников. Программа развития здравоохранения Сахалинской области составлена с учетом плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Сахалинской области" |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Сахалинской области | ||||
9. |
Разработка и утверждение на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций Сахалинской области, их руководителей и работников |
2013 год |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах |
10. |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников |
2013 - 2018 годы |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Создание условий для соответствия квалификации медицинских работников профессиональным стандартам |
11. |
Заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями государственных медицинских организаций на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 275 Трудового Кодекса Российской Федерации |
2013 - 2018 годы |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
12. |
Обучение руководителей (ответственных работников) по переводу на эффективный контракт) работников медицинских организаций |
02 декабря 2013 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
13. |
Обеспечение перевода работников государственных медицинских организаций на эффективный контракт |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
14. |
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
|
персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов |
|
|
|
Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Сахалинской области | ||||
15. |
Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций Сахалинской области в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Сахалинской области до 2020 года |
2013 - 2015 годы |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Реализации структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Сахалинской области, направленное на повышение эффективности системы здравоохранения в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Сахалинской области до 2020 года |
16. |
Координация работы органов местного самоуправления и руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Сахалинской области |
17. |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Выполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Сахалинской области" |
18. |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулирует повышения качества работы медицинских организаций. |
19. |
Аккредитация медицинских работников |
с 2016 года |
Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 28 февраля 2013 г. N 124-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Сахалинской области на период 2013 - 2018 годов" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Правительства Сахалинской области от 3 июля 2014 г. N 361-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 г. N 355-р