Пензенский областной суд в составе
председательствующего судьи Шелахаевой Е.М, при секретаре Юнусовой Ю.А, с участием прокурора Ивлиевой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шелепина Владимира Александровича об оспаривании постановления Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года N 316-пП "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области", установил:
постановлением Правительства Пензенской области 28 мая 2019 года N 316-пП утверждён Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области (далее также Порядок, оспариваемое постановление, постановление Правительства Пензенской области 28 мая 2019 года N 316-пП).
В названный нормативный правовой акт постановлениями Правительства Пензенской области от 17 января 2020 года N 8-пП, от 24 марта 2020 года N 162-пП, от 15 мая 2020 года N 305-пП, от 13 ноября 2020 года N 793-пП вносились изменения.
Шелепин В.А. обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Пензенской области, указывая на то, что являясь инвалидом, ранее получал и должен получать государственную поддержку в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, гарантированную статьёй 7 Конституции Российской Федерации, частями 1 и 6 статьи 159, частью 2 статьи 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации, исходя из региональных стандартов жилой площади и стоимости услуг.
Однако с принятием оспариваемого постановления действие указанных выше нормативных правовых актов фактически было прекращено, поскольку компенсация предоставляется исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм, с трёхмесячной задержкой, зависит от срока оплаты и поступления платы получателю и "от исполнения безвозмездных обязанностей субъектом Российской Федерации".
Административный истец не согласен с указанным правовым регулированием, поскольку это противоречит приведённым им нормам; при этом предусмотренная федеральным законодательством компенсация нацелена на устранение социального неравенства, повышение материального благополучия; являясь федеральным обязательством государства и будучи финансируемой из расходной части федерального бюджета, должна быть безусловной, ежемесячной и стабильной, неизменной в период действия регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Анализируя указанные выше положения законодательства, Шелепин В.А. полагает, что оспариваемое постановление Правительства Пензенской области не является мерой государственной поддержки лиц, имеющих право на получение федеральных льгот, регулирование которой находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а является дополнительной мерой поддержки, установленной региональным законодателем.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Шелепин В.А. просил признать недействующим постановление Правительства Пензенской области 28 мая 2019 года N 316-пП со дня вступления в законную силу - 1 июня 2019 года.
В ходе подготовки дела к рассмотрению административный истец увеличил требования административного искового заявления, дополнив ранее заявленное требование новым - о возложении на Правительство Пензенской области обязанности по изменению оспариваемого нормативного правового акта (л.д. 180-181), представил ходатайства, содержащие дополнительные объяснения на административное исковое заявление, и не требующие отдельного разрешения (л.д. 23, 203-204).
В судебное заседание административный истец не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 179-181, 203-204).
Представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области Щербакова С.В, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д. 182-185), ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы Шелепина В.А. в вопросе предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ивлиевой Е.В, полагавшей административные исковые требования Шелепина В.А. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), преамбулой которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 названного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов.
Законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Реализуя указанные положения федерального законодательства на территории Пензенской области, Законодательное Собрание Пензенской области приняло Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года N 3270-ЗПО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года N 3270-ЗПО), статьёй 1 которого установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, имеющим на это право, в том числе в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пунктами 1 и 2 статьи 2 указанного выше Закона Пензенской области установлено, что компенсация предоставляется отдельным категориям граждан исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона. Порядок предоставления компенсации определяется Правительством Пензенской области.
В развитие положений указанного выше закона Правительством Пензенской области 28 мая 2019 года принято постановление N 316-пП "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области", которое оспаривает Шелепин В.А.
Проверяя порядок принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, судом установлено следующее.
Акты Правительства Пензенской области, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (часть 2 статьи 26 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области") (далее - Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 906-ЗПО) (л.д. 103-109).
Порядок принятия данных актов определён регламентом Правительства Пензенской области, утверждённым постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2010 года N 912-пП (далее - Регламент) (л.д. 93-102).
Постановления Правительства Пензенской области подписываются Губернатором Пензенской области или лицом, исполняющим его обязанности. Постановления Правительства Пензенской области, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию. Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства области устанавливается Правительством Пензенской области (части 5, 7, 3 статьи 26 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 906-ЗПО).
В соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утверждённого постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года N 1013-пП, официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Порядок опубликования) (л.д.111-113).
Акты Правительства и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования. Данный порядок является общим и применяется во всех случаях, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (пункт 4 Порядка опубликования).
Постановление Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года N 316-пП является нормативным правовым актом, изданным во исполнение части 2 статьи 2 Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года N 3270-ЗПО, подписано Губернатором Пензенской области Белозерцевым И.А. (л.д. 28-41), вступившим в должность на основании постановления Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва от 21 сентября 2015 года N 704-29/5 ЗС (л.д. 209), после проведения процедуры согласования (л.д. 26-27, 42-47) опубликовано в газете "Пензенские губернские ведомости" от 5 июня 2019 года N 41 (1324) (л.д. 80-85), размещено 31 мая 2019 года на официальном сайте Правительства Пензенской области (л.д. 72), 3 июня 2019 года - на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (л.д. 73) и в соответствии с пунктом 5 оспариваемого постановления вступило в законную силу с 1 июня 2019 года.
Постановления Правительства Пензенской области от 17 января 2020 года N 8-пП, от 24 марта 2020 года N 162-пП, от 15 мая 2020 года N 305-пП, которыми вносились изменения в оспариваемое постановление, подписаны Губернатором Пензенской области Белозерцевым И.А. (л.д. 50-55, 60-61, 212-213), вступившим в должность на основании постановления Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва от 21 сентября 2015 года N 704-29/5ЗС, а постановление Правительства Пензенской области от 13 ноября 2020 года - Симоновым Н.П, временно исполняющим обязанности Губернатора Пензенской области на основании распоряжения Губернатора Пензенской области от 5 ноября 2020 года N 33-к "О возложении обязанностей" (л.д. 208) после проведения процедуры согласования (л.д. 48-49, 57-59, 62-65, 67-69, 210-211), опубликованы в газете "Пензенские губернские ведомости" от 18 января 2020 года N 7 (1382), 30 марта 2020 года N 19 (1394), 22 мая 2020 года N 33 (1408), 18 ноября 2020 года N 72 (1447) - соответственно (л.д. 86-87, 88-89, 90-91, 219-220), размещены 17 января 2020 года, 25 марта 2020 года, 18 мая 2020 года, 16 ноября 2020 года - соответственно на официальном сайте Правительства Пензенской области (л.д. 74, 76, 78, 217), 17 января 2020 года, 26 марта 2020 года, 18 мая 2020 года, 16 ноября 2020 года - соответственно - на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (л.д. 75, 77, 79, 218) и вступили в законную силу в следующем порядке: постановление от 17 января 2020 года - в соответствии с пунктами 5 и 6 постановления - по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпунктов 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1, подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2, подпункта 2.4.2 подпункта 2.4 пункта 2, подпунктов 2.5, 2.6 пункта 2, подпункта 3.1 пункта 3 настоящего постановления, которые вступили в силу с 1 июля 2020 года; постановления от 24 марта 2020 года N 162-пП и 15 мая 2020 года - в соответствии с пунктами 3 и 2 - соответственно - со дня их официального
опубликования; постановление от 13 ноября 2020 года - в соответствии с пунктом 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области - по истечении десяти дней после дня первого его опубликования, то есть 27 ноября 2020 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт с учётом внесённых в него изменений издан уполномоченным органом - Правительством Пензенской области в пределах компетенции, установленной приведёнными выше нормами федерального и регионального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Доводы административного истца Шелепина В.А, касающиеся превышения полномочий органом власти при приятии оспариваемого нормативного правового акта, связаны с ошибочным толкованием приведённых выше норм.
Оспариваемое постановление принято компетентным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения, установленному Конституцией Российской Федерации, в связи с чем нарушений статей 12 и 132 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при его принятии судом не установлено.
Согласно справке МСЭ-2017 N 0817056 с 1 января 2018 года Шелепину В.А. повторно установлена первая группа инвалидности бессрочно (л.д. 12).
Как следует из его личного дела, предоставленного Социальным управлением г. Пензы, Шелепин В.А, является собственником квартиры, расположенной по адресу: Пензенская область, г. Пенза, Железнодорожный район, ул. Московская/ул. Долгова, д. 121А/2А, кв. 14 (л.д. 136); 30 января 2018 года, действуя через представителя, обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (компенсации) (л.д. 158). Материалы личного дела содержат счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставленные в целях выплаты компенсации чеки о произведённых оплатах (л.д. 130-135, 137, 171-178), решения соответствующего органа и уведомления о назначении Шелепину В.А. ежемесячных денежных выплат в связи с предоставлением мер социальной поддержки (л.д. 145, 148, 156).
Следовательно, на Шелепина В.А. распространяет действие оспариваемое постановление.
Не соглашаясь с установленным оспариваемым нормативным правовым актом порядком предоставления мер социальной поддержки, Шелепин В.А. обратился с настоящим административным исковым заявлением, в которым просит признать его недействующим ввиду противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При проверке соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом установлено следующее.
Согласно частям 1 и 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в числе прочих относятся инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наём и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учёта плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведённых ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счёт средств соответствующих бюджетов.
При этом федеральные нормы не содержат формы и конкретного механизма предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан; полномочия по их определению федеральным законодателем переданы субъектам Российской Федерации.
На территории Пензенской области меры социальной поддержки инвалидов и семей, имеющим детей-инвалидов, определены Законом Пензенской области от 30 ноября 2018 года N 3270-ЗПО, которым предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 2 Закона Пензенской области N 3270-ЗПО предусмотрено, что компенсация предоставляется отдельным категориям граждан исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Постановление Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года N 316-пП принято в целях реализации Закона Пензенской области N 3270-ЗПО, определяет механизм предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, к которым отнесён административный истец, в связи с чем принятие оспариваемого постановления федеральному законодательству не противоречит.
Административный истец, не соглашаясь с установленным порядком компенсации, по сути возражает против положений Закона Пензенской области N 3270-ЗПО о форме предоставления мер социальной поддержки, а также положений, содержащихся в пункте 11 оспариваемого постановления и заключающимся в следующем: начиная с 1 сентября 2019 года размер компенсации определяется ежемесячно по сведениям организаций, осуществляющих начисление платежей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - организации), а ранее выплаченные суммы (с июня 2019 года по август 2019 года) перерасчёту не подлежат. По сведениям об оплате начисленных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, компенсация выплачивается: в сентябре по квитанциям июня, в октябре по квитанциям июля, в ноябре по квитанциям августа, в декабре по квитанциям сентября, в январе по квитанциям октября - и далее ежемесячно за каждый последующий месяц соответственно путём перечисления средств на счёт получателя, открытый в кредитной организации, либо через организации федеральной почтовой связи (по выбору гражданина) до последнего дня текущего месяца.
Вместе с тем, доводы Шелепина В.А. о том, что оспариваемое постановление противоречит Конституции Российской Федерации, статьям 159, 160 ЖК РФ, статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, поскольку компенсация в соответствии их положениями должна предоставляться в ином порядке - исходя из региональных стандартов жилой площади и стоимости услуг, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку вопреки утверждениям административного истца указанные им нормы положений, устанавливающих такой порядок, не содержат.
При этом сам оспариваемый порядок предоставления мер социальной поддержки исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги определён Законом Пензенской области N 3270-ЗПО, положения которого являлись предметом проверки при рассмотрении административного искового заявления Шелепина В.А.
Решением Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (л.д. 186-192). Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда от 4 августа 2020 года названное решение оставлено без изменения (л.д. 221-228).
Отказывая Шелепину В.А. в удовлетворении требований о признании оспариваемого закона недействующим, судебные инстанции посчитали установленным и исходили из того, что компенсация инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение реально понесённых гражданином затрат, определённых в части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения, что согласуется с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое разъяснение правовой природы названной меры социальной поддержки содержится в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Судебными постановлениями установлено, что определённый федеральным законодателем объём мер социальной поддержки статья 2 оспариваемого закона не изменяет, право истца на получение компенсации не прекращает и фактически направлена на реализацию определённых федеральным законодателем условий.
Определение в оспариваемом постановлении формы и механизма предоставления меры социальной поддержки не уменьшает объём гарантий, предусмотренных федеральным законодательством для отдельных категорий граждан, обеспечивая получение им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов (подпункт 10.2 пункта 10 постановления Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года N 316-пП).
Установление в пункте 11 оспариваемого постановления конкретных сроков и порядка выплаты компенсации (в сентябре по квитанциям июня, в октябре по квитанциям июля, в ноябре по квитанциям августа, в декабре по квитанциям сентября, в январе по квитанциям октября - и далее ежемесячно за каждый последующий месяц соответственно путём перечисления средств на счёт получателя, открытый в кредитной организации, либо через организации федеральной почтовой связи (по выбору гражданина) до последнего дня текущего месяца) вопреки доводам Шелепина В.А. нормам федерального законодательства не противоречит, предусматривает ежемесячное предоставление, является прерогативой регионального законодателя, установленной частью 6 статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ.
Кроме того, пункт 24 оспариваемого постановления предусматривает, что уполномоченный орган на основании сведений организаций о гражданах, получающих компенсации, имеющих задолженность, приостанавливает выплату компенсации при условии: неуплаты гражданином платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в течение двух и более месяцев; невыполнения гражданином условий соглашения по погашению задолженности.
Пунктом 25 оспариваемого Порядка установлено, что плата компенсации возобновляется с месяца предоставления гражданином в уполномоченный орган (МФЦ) документа об отсутствии у него задолженности (справка организации об отсутствии задолженности, документ о начисленных (оплаченных) платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) либо копии соглашения по её погашению.
Для возобновления компенсации, приостановленной в соответствии с подпунктом 24.2. пункта 24 настоящего Порядка, гражданином представляется документ о выполнении условий соглашения по погашению задолженности.
Установление в пункте 24 Порядка возможности приостановления выплаты компенсации при наличии определённых условий и в пункте 27 - возобновления указанных выплат также не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
По общему правилу, установленному статьёй 160 ЖК РФ меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
Вместе с тем, названные выше положения постановления Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года N 316-пП не исключают возможности проверки причин образования задолженности, периода образования; не содержат положений, указывающих на то, что предусмотренные в пункте 24 оспариваемого постановления условия являются безусловными основаниями для приостановления предоставления мер социальной поддержки и нормам федерального законодательства не противоречат.
Также оспариваемое постановление, вопреки утверждениям административного истца, не содержит положений, из которых следует наличие зависимости между предоставлением мер социальной поддержки и исполнением соответствующих обязанностей субъектом Российской Федерации.
Данное постановление, направленное на обеспечение и получение мер социальной поддержки, прав Шелепина В.А, как инвалида, не нарушает.
Оспариваемые административным истцом положения не вызывают неоднозначного толкования, не содержат неясностей, затрудняющих понимание его содержания либо противоречивых формулировок, вызывающих неоднозначное толкование.
Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Положения оспариваемого закона являются ясными и определёнными. Какого-либо противоречия положения нормативного правового акта не содержат.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая соблюдение Правительством Пензенской области порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного акта, соответствие его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие в региональном акте признаков неопределённости и нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа Шелепину В.А. в удовлетворении заявленных требований административного искового заявления.
Требование о возложении обязанности по изменению оспариваемого нормативного правового акта также не подлежит удовлетворению, поскольку суд не нашёл оснований для признания его недействующим. Кроме того, возложение на орган власти обязанности по изменению нормативного правового акта противоречит требованиям статьи 10 Конституции Российской Федерации, в силу которой органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, поэтому суд не вправе в порядке административного судопроизводства вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти и возлагать на них обязанность по осуществлению нормативного правового регулирования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шелепина Владимира Александровича об оспаривании Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года N 316-пП "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2020 года.
Судья: Е.М. Шелахаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.