Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Фомина В.И., судей Абашевой Д.В., Варзиной Т.В., при секретаре Нечаевой Е.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 декабря 2020 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Волковой Валентины Михайловны на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 09 сентября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Волковой Валентины Михайловны к ПАО "Промсвязьбанк" о взыскании компенсации морального вреда в размере 3000 руб. отказать.
Заслушав доклад судьи Варзиной Т.В, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Волкова В.М. обратилась в суд с иском к ПАО "Промсвязьбанк" о возложении обязанности расторгнуть договор банковского счета N **, закрыть указанный банковский счет, взыскании 0, 15 руб, компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 26.06.2013 Волковой В.М. с ПАО "Промсвязьбанк" было подписано заявление по форме банка на предоставление комплексного банковского обслуживания, выпуск банковской карты, 04.06.2020 истец обратилась в банк с заявлением о закрытии банковского счета и выдаче остатка наличных через кассу банка. Полагает, что банк обязан расторгнуть договор банковского счета по заявлению клиента 04.06.2020 и тем самым закрыть счет и выплатить остаток денежных средств в размере 0, 15 руб. Поскольку банк таких действий не выполнил, нарушены права потребителя.
Определением Дзержинского районного суда г. Перми от 09.09.2020 производство по делу в части требований о возложении обязанности расторгнуть договор банковского счета N **, закрыть банковский счет N **, взыскании денежных средств в размере 0, 15 руб. прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
Судом постановлено, приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Волкова В.М. просит отменить решение суда, указывая, что клиент не имел каких-либо неурегулированных спорных операций и заявлений на их опротестование в банк не подавал. Карта являлась дебетовой, кредитный лимит, технический овердрафт по карте клиенту не предоставлялся. Материалы дела не содержат доказательств, что после получения заявления истца о расторжении договора между сторонами по делу имелись неурегулированные финансовые обязательства, требующие для их разрешения срока 45 дней.
В письменных возражениях ПАО "Промсвязьбанк" с доводами апелляционной жалобы не согласно, просят оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно пункту 1 статьи 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время.
В соответствии с пунктом 3 статьи 859 ГК РФ остаток денежных средств на счете при расторжении договора банковского счета выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента. При этом банк не вправе требовать от клиента представления платежного поручения о перечислении остатка денежных средств.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 22.06.201 Волкова В.М. обратилась в ПАО "Промсвязьбанк" с заявлением на предоставление комплексного банковского обслуживания, выпуск банковской карты, предоставление дистанционного банковского обслуживания N **, согласно которому просила открыть банковский счет, предназначенный для осуществления операций с использованием банковской карты и выпустить банковскую карту для осуществления расчетов по такому счету на условиях тарифа "Целевая карта", осуществить открытие счета, выпуск и обслуживание целевой карты в соответствии с заявлением, правилами комплексного обслуживания, правилами по банковским картам и тарифам.
Указанным заявлением истец присоединилась к действующей редакции правил комплексного банковского обслуживания физических лиц в ОАО "Промсвязьбанк", к действующей редакции правил выпуска и обслуживания международных банковских карт ОАО "Промсвязьбанк" для физических лиц в рамках комплексного банковского обслуживания, являющихся приложением и неотъемлемой частью правил комплексного обслуживания, к действующей редакции правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц посредством системы PSB-Retail в ОАО "Промсвязьбанк", в порядке предусмотренном ст. 428 ГК РФ.
Подписав заявлением на предоставление комплексного банковского обслуживания, выпуск банковской карты, предоставление дистанционного банковского обслуживания N **, истец подтвердила, что положения правил комплексного обслуживания, правил по банковским картам, правил ДБО разъяснены в полном объеме, выразила согласие (акцепт) за заключение договора комплексного обслуживания на условиях настоящего заявления и правил комплексного обслуживания, договора о выпуске и обслуживании банковской карты на условиях заявления, правил комплексного обслуживания, правил по банковским картам и тарифам, договора дистанционного банковского обслуживания на условиях заявления, правил комплексного обслуживания, правил ДБО.
В соответствии с п. 2 правил выпуска и обслуживания банковских карт ПАО "Промсвязьбанк" для физических лиц для осуществления расчетов по операциям с использованием банковской карты банк открывает клиенту счет.
Разделом 9 правил выпуска и обслуживания банковских карт ПАО "Промсвязьбанк" для физических лиц предусмотрено, что клиент имеет право в любой момент расторгнуть договор о выпуске карты на основании поданного в банк письменного заявления на закрытие счета по форме, установленной банком. Указанным заявлением клиент поручает банку расторгнуть договор о выпуске карты, закрыть счет и вернуть остаток средств со счета по истечение срока, установленного договором о выпуске карты для урегулирования финансовых услуг. В день приема заявления на закрытие счета банк блокирует все банковские карты, выпущенные клиенту для осуществления операция по этому счету. Договор о выпуске карты считается расторгнутым после урегулирования не позднее срока, указанного в п. 9.3 правил по банковским картам, финансовых обязательств между банком и клиентом, возникших в связи с использованием договора о выпуске карты.
Согласно п. 9.3 правил срок урегулирования финансовых обязательств по договору о выпуске карты между банком и клиентом составляет 45 календарных дней с даты истечение срока действия всех банковских карт, выпущенных к счету; 45 календарных дней с даты блокировки всех банковских карт, выпущенных к счету, в соответствии с положениями правил по банковским картам.
В соответствии с подтверждением о выпуске и/или условиях обслуживания международной банковской карты ОАО "Промсвязьбанк" от 22.06.2013 между ПАО "Промсвязьбанк" и Волковой В.М. заключен договор о выпуске карты, в соответствии с которым банк открыл клиенту счет, клиентом получена банковская карта - **, номер счета... **. В последствии в связи с истечением срока действия карты, истцу выданы карты N... **, N... **, N... **.
04.06.2020 Волкова В.М. обратилась в ПАО "Промсвязьбанк" с заявлением N ** на закрытие банковского счета для расчетов с использованием международной банковской карты в ПАО "Промсвязьбанк", в соответствии с котором просила расторгнуть договор, заключенный путем акцепта ПАО "Промсвязьбанк" заявления о присоединения к правилам, прекратить действие всех банковских карт, выпущенных к счету N... ** для расчетов с использованием указанных банковских карт, и после урегулирования финансовых обязательств с банком в соответствии с условиями договора закрыть указанный счет, остаток денежных средств, сформированный на указанном счете после урегулирования финансовых обязательств в соответствии с условиями договора на дату его закрытия выдать наличными через кассу банка.
В соответствии со справкой N ** от 06.07.2020 ПАО "Промсвязьбанк", по состоянию на 06.07.2020 счет N... **, открытый 26.03.2013, не закрыт.
07.07.2020 Максимов С.В, действующий по доверенности от 29.10.2014, обратился в ПАО "Промсвязьбанк" с требованием о закрытии счета N... ** не позднее конца следующего рабочего дня с момента подачи настоящего требований, уведомления о закрытии счета в письменной форме путем направления по почтовый адрес, указав, что ссылка на срок закрытия счета до 45 дней является несостоятельной. Указанное требование принято сотрудником банка, о чем имеется соответствующая отметка.
В соответствии со справкой N ** от 09.07.2020 ПАО "Промсвязьбанк", по состоянию на 09.07.2020 счет N **, открытый 22.06.2013, не закрыт.
Материалами дела установлено, что счет N... ** закрыт 20.07.2020, что подтверждается справкой N ** от 25.08.2020, в связи с чем, истцом представлен отказ от иска в части требований в части требований о возложении обязанности расторгнуть договор банковского счета N... **, закрыть банковский счет, взыскании денежных средств в размере 0, 15 руб, производство по делу в указанной части прекращено.
Разрешая данный спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку обращаясь в суд требованиями, истцом не учтено, что спорное отношение состоит, из двух составляющих, договора банковской карты и счета, при этом счет, открытый клиенту банка в рамках действующих условий, является счетом к карте и отдельно от карты существовать не может. В ходе судебного заседания не установлено нарушений со стороны ПАО "Промсвязьбанк" прав истца, как потребителя финансовой услуги.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, так как судом были всесторонне изучены представленные доказательства, выводы суда основаны на действующем законодательстве.
Доводы апелляционной жалобы о том, что клиент не имел каких-либо неурегулированных спорных операций и заявлений на их опротестование в банк не подавал являются несостоятельными, поскольку банк закрыл счет в соответствии с Правилами выпуска и обслуживания банковских карт, утвержденными Банком.
Доводы апелляционной жалобы о том, что карта являлась дебетовой, кредитный лимит, технический овердрафт по карте клиенту не предоставлялся не имеют правового значения для разрешения данного спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательств, что после получения заявления истца о расторжении договора между сторонами по делу имелись неурегулированные финансовые обязательства, требующие для их разрешения срока 45 дней являются несостоятельными. В соответствии с п. 8 ст. 9 ФЗ N 161 от 27.06.2011 "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств. Правоотношения сторон договора, связанные с расторжением договора урегулированы условиями ст. 9 Правил выпуска и обслуживания банковских карт ПАО "Промсвязьбанк" для физических лиц в рамках комплексного банковского обслуживания. Как было указано выше, согласно п.9.2 указанных Правил, договор о выпуске карты считается расторгнутым после урегулирования, срок урегулирования финансовых обязательств установлен п.9.3 Правил и составляет 45 календарных дней.
Ссылка апеллятора о нарушении положений ст.859 ГК РФ в данном случае является несостоятельной, поскольку Банком не оспаривается право клиента на расторжение договора банковского счета, положения ч.5 указанной статьи касаются только требований о выдаче либо перечислении остатка денежных средств со счета клиента, в данном же случае, Волковой В.М. были выдвинуты требования в том числе и о расторжении договора банковского счета, что требовало проведения необходимых процедур, установленных Правилами выпуска и обслуживания банковских карт ПАО "Промсвязьбанк", иные положения данной статьи устанавливают право Банка в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора банковского счета.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что, разрешая исковые требования, суд правильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волковой Валентины Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.