Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Степина А.Б, судей областного суда: Берстневой Н.Н, Сорокиной О.А, при секретаре: Чабыкиной З.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Яковенко Евгения Юрьевича на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 2 ноября 2020 года по административному иску Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области к Яковенко Евгению Юрьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 5 по Астраханской области обратилась в суд с административным иском к Яковенко Е.Ю, в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2017 год и часть 2018 года сумме 4725 рублей, пени в размере 50, 69 рублей.
В суд первой инстанции представитель налогового органа не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного иска в его отсутствие.
Административный ответчик Яковенко Е.Ю. возражал против удовлетворения требований административного иска.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 2 ноября 2020 года административный иск МИФНС России N 5 по Астраханской области к Яковенко Е.Ю. удовлетворен. С Яковенко Е.Ю. в пользу МИФНС России N 5 по Астраханской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 2835 рублей, пени в сумме 41, 43 рубля, задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1890 рублей, пени в сумме 9, 26 рублей, всего на общую сумму 4775, 69 рублей.
В апелляционной жалобе Яковенко Е.Ю. ставит вопрос об отмене судебного решения. Указывает на то, что распорядился автомобилем по доверенности, что в силу положений части 2 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для освобождения от уплаты транспортного налога.
Заслушав докладчика, доложившего дело и апелляционную жалобу, выслушав Яковенко Е.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46. 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Материалами дела установлено, что автомобиль марки "ФИАТ РИТМО" с государственным регистрационным номером "данные изъяты" с 18 декабря 1998 года по 7 сентября 2018 года зарегистрирован за Яковенко Е.Ю.
В добровольном порядке он не исполнил требования налогового органа об уплате транспортного налога от 30 января 2019 года N 9780 на сумму задолженности в размере 2876, 43 рублей и от 26 декабря 2019 года N 74947 на сумму задолженности в размере 1899, 26 рублей, а всего на общую сумму недоимки в размере 4775, 69 рублей, что послужило основанием для взыскания указанной недоимки на основании судебного приказа от 13 мая 2020 года, а после его отмены 22 2020 года - для обращения 25 сентября 2020 года с иском в суд.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах, которое на федеральном уровне состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (статьи 1 и 2). В частности, Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате транспортного налога.
Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества этого физического лица, Заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено право уполномоченных органов обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, при условии, что требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке. Данные нормы, регулирующие процедуру принудительного взыскания сумм налоговой задолженности с физических лиц, не предполагают произвольного и бессрочного взыскания сумм налоговой задолженности.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, правомерно учел, что шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. В данном случае, требованием об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемым налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, является требование N 74947 от 26 декабря 2019 года, по которому сумма недоимки превысила 3000 рублей, составив общую сумму недоимки в размере 4775, 69 рублей, срок исполнения которого определен до 28 января 2020 года.
На основании этого в установленный абзацем 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок составлено и направлено заявление о вынесении судебного приказа, который вынесен мировым судьей судебного участка N 1 Камызякского района Астраханской области 13 мая 2020 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменен 22 мая 2020 в связи с возражениями налогоплательщика, после чего 25 сентября 2020 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании неоплаченной налогоплательщиком недоимки по налогам и пени с соблюдением установленного шестимесячного срока.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что инспекцией соблюдены порядок и сроки обращения в суд за принудительным взысканием с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу.
Что касается доводов административного ответчика относительно распоряжения автомобилем другим лицом и освобождения от уплаты транспортного налога, то коллегия отмечает следующее.
Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (пункт 1, подпункт 7 пункта 2 статьи 358 Налоговый кодекс Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", то есть до 29 июля 2002 года, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Указанная обязанность административным ответчиком Яковенко Е.Ю. не исполнена. Доверенность прекратила свое действие еще до вступления в силу главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения абзаца второго статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации являются переходными и распространяются на случаи, когда до момента опубликования Закона N 110-ФЗ (29 июля 2002 года) собственником другому лицу выдана доверенность на право владения и распоряжения транспортным средством, подменяющая сделку по отчуждению автомобиля, и срок этой доверенности не истек на момент вступления в силу главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иное толкование названной нормы означает необоснованное освобождение собственников транспортных средств, обязанных нести бремя содержания своего имущества (в том числе и бремя уплаты налогов), от уплаты транспортного налога.
Материалами дела подтверждено, что за период действия выданной им 5 мая 1999 года доверенности собственник автомобиля (лицо, на чье имя она зарегистрирована), не изменился, срок действия доверенности истек 5 мая 2002 года, автомобиль снят с регистрационного учета Яковенко Е.Ю. как собственником с регистрационного учета 7 сентября 2018 года. Доверенность предоставляла только право распоряжения автомобилем. Препятствий к совершению регистрационных действий с автомобилем не установлено.
При изложенных обстоятельствах, оснований полагать, что налогоплательщику исчислен транспортный налог за 2017 - 2018 годы необоснованно, не имеется; в спорные налоговые периоды автомобиль зарегистрирован за ответчиком, именно на нем в такой ситуации по смыслу налогового законодательства лежит обязанность уплаты транспортного налога, независимо от передачи по доверенности другим лицам. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено налоговым законодательством только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных предусмотренных законом оснований для прекращения взимания транспортного налога не установлено.
При таких данных, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания налога, административным истцом исполнена, правильность расчета сумм налоговой недоимки и пени подтверждена, срок обращения налогового органа в суд соблюден.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 2 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковенко Евгения Юрьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: А.Б. Степин
судьи областного суда: Н.Н. Берстнева
О.А. Сорокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.