Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В, судей Соболевой С.Л, Зацепина Е.М, при секретаре Нечай А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронковой О. В. на решение Алтайского районного суда Алтайского края от 02 октября 2020 года по административному делу
по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю к Воронковой О. В. о взыскании пени по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Алтайскому краю, налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Воронковой О.В. пени за неуплату транспортного налога за 2016, 2017 годы в размере 178, 63 руб.; земельного налога за 2015-2017 годы в размере 79 527, 65 руб.; налога на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 годы в размере 21 746, 21 руб, всего в размере 101 452, 49 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Воронкова О.В. является плательщиком земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем в ее адрес налоговым органом направлялись налоговые уведомления и требования, которые административным ответчиком не были исполнены, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был отменен определением мирового судьи. В этой связи Инспекция обратилась в Алтайский районный суд Алтайского края с административным иском о взыскании с Воронковой О.В. задолженности транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц по налоговому уведомлению N 41009701 от 06 сентября 2017 года, которая была взыскана решением Алтайского районного суда от 20 июня 2019 года по делу N 2а-83/2019 в размере 730 руб. недоимки по транспортному налогу за 2016 год, пени - 2, 01 руб.; по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 345 991 руб, пени 951, 47 руб.; по налогу на имущество за 2014, 2016 год в размере 96 738 руб, пени в размере 266, 03 руб. Данная сумма оплачена Воронковой О.В. 25 ноября 2019 года. Решением Алтайского районного суда от 07 октября 2019 года по делу N 2а-421/2019 с Воронковой О.В. взыскана задолженность по налогам согласно налоговому уведомлению N75620650 от 21 августа 2018 года в размере 730 руб. недоимки по транспортному налогу за 2017 год, пени 2, 94 руб.; по земельному налогу за 2017 год в размере 217 305 руб, пени 874, 43 руб.; по налогу на имущество за 2017 год в размере 59 146 руб, пени - 238 руб. Данная задолженность оплачена Воронковой О.В. 27 декабря 2019 года.
Налоговым органом Воронковой О.В. было направлено требование N 114156 по состоянию на 04 декабря 2019 года на уплату пени сроком исполнения до 09 января 2020 года, которое административным ответчиком не исполнено. 19 марта 2020 года инспекция обратилась к мировому судье судебного участка N 2 Алтайского района Алтайского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по пени с Воронковой О.В. в размере 20 548, 66 руб. по налогу на имущество физических лиц; 77 597, 64 по земельному налогу; 192, 25 руб. по транспортному налогу; 1 197, 55 руб. по налогу на имущество физических лиц; 1 906, 81 руб. и 23, 20 руб. по земельному налогу, всего 101 466, 11 руб, который вынесен мировым судьей 01 апреля 2020 года и отменен определением мирового судьи от 14 мая 2020 года, после чего Инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика задолженности по пени.
Решением Алтайского районного суда Алтайского края от 02 октября 2020 года административные требования удовлетворены. Взыскана с Воронковой О.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю сумма пени по транспортному налогу в размере 178, 63 руб. (на недоимку за 2016, 2017 год); сумма пени по земельному налогу в размере 79 527, 65 руб. (на недоимку за 2015, 2016, 2017 год); сумма пени по налогу на имущество в размере 21 746, 21 руб. (на недоимку за 2014, 2016, 2017 год). Взыскана с Воронковой О.В. в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 229, 04 руб.
В апелляционной жалобе Воронкова О.В. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что представленный налоговым органом расчет пени противоречит иным представленным налоговой инспекцией доказательствам, раздельно по налоговым периодам начисление пени не производилось, соответствующий расчет не осуществлен надлежащим образом, более того, налоговым органом пропущен срок для предъявления требования о взыскании задолженности по пени. Кроме этого указала на то, что 11 ноября 2020 года ею подано заявление в налоговую инспекцию о перерасчете налога на имущество от кадастровой стоимости за 2017, 2018, 2019 годы, в связи с чем, налоговым органом 25 ноября 2020 года произведено уменьшение налоговых платежей, в связи с чем, пени подлежит перерасчету. 18 декабря 2020 года ею было вновь подано заявление о перерасчете налога на имущество от кадастровой стоимости с 2014 года, однако, ответ до настоящего времени не поступил.
В возражениях на апелляционную жалобу (с учетом дополнения к ним) Межрайонная ИФНС России N 1 по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения, указывая при этом, что 25 ноября 2020 года налоговым органом произведено уменьшение налога на имущество и пени за 2017-2019 годы, однако сумма пени, указанная в административном иске, сформирована задолго до произведенного перерасчета, кроме того, данные обстоятельства наступили после принятия судом решения по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Макрушина Т.В. полагала принятое судом решение законным и обоснованным; Воронкова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Макрушину Т.В, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что по делу установлено наличие у Воронковой О.В. задолженности по оплате пени по земельному, транспортному налогам, налогу на имущество физических лиц, порядок и сроки взыскания которой соблюдены.
Данный вывод суда соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1 статьи 357 Кодекса).
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 399 Налогового кодека Российской Федерации).
Как указано в статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (статья 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц подлежали уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как усматривается из материалов дела, Воронкова О.В. в 2016, 2017 годах являлась собственником транспортного средства "ГАЗ21043", государственный регистрационный знак ***"; в 2014-2017 годах земельных участков, расположенных по адресам: 1) "адрес" а, кадастровый номер ***; 2) "адрес" а, кадастровый номер *** 3) "адрес", кадастровый номер *** 4) "адрес" кадастровый номер *** 5) "адрес" кадастровый номер ***; 6) "адрес" кадастровый N ***; 7) "адрес", кадастровый номер ***; 8) "адрес", кадастровый номер ***; 9) "адрес" кадастровый номер ***; 10) "адрес", участок расположен в 2, 9 км на юго-восток от с. Белое, кадастровый номер ***; 11) "адрес", кадастровый номер ***; 12) "адрес" кадастровый номер ***
В этой связи в адрес налогоплательщика налоговым органом посредством почтовой связи направлялось налоговое уведомление N41009701 от 06 сентября 2017 года, следовательно, у Воронковой О.В. возникла обязанность по уплате налогов за 2016 год.
В связи с неуплатой в установленный законом срок налогов, указанных в налоговом уведомлении, Воронковой О.В. посредством почтовой связи направлено требование N 76179 об уплате налогов и пени по состоянию на 12 декабря 2017 в срок до 06 февраля 2018 года.
Решением Алтайского районного суда Алтайского края от 20 июня 2019 года, вступившим в законную силу 26 июля 2019 года, с Воронковой О.В. в пользу налогового органа взыскана сумма задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 730 руб, пени - 2, 01 руб.; земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 345991 руб, пени 951, 47 руб.; налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 96738 руб, пени - 266, 03 руб.
08 ноября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Алтайского района Алтайского края возбуждено исполнительное производство N *** в отношении Воронковой О.В. о взыскании налоговой заложенности в размере 444 678, 51 руб, которое окончено 08 июня 2020 года в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
В адрес налогоплательщика налоговым органом посредством почтовой связи также направлялось налоговое уведомление N 75620650 от 21 августа 2018 года по уплате транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц за 2017 год.
В связи с неуплатой в установленный законом срок указанных налогов в адрес Воронковой О.В. налоговым органом посредством почтовой связи направлено требование об их уплате, после чего последовало обращение в суд.
Решением Алтайского районного суда Алтайского края, вступившим в законную силу 19 мая 2020 года, с Воронковой О.В. в пользу налогового органа взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 730 руб, пени - 2, 94 руб.; земельному налогу за 2017 год в размере 217305 руб, пени 874, 43 руб.; налогу на имущество за 2017 год в размере 59146 руб, пени 238 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Алтайского района Алтайского края от 26 декабря 2019 года возбуждено исполнительное производство N 27996/19/22086-ИП о взыскании с Воронковой О.В. в пользу налоговой инспекции задолженности по налогам в размере 278296, 37 руб.
Исполнительное производство окончено 10 декабря 2019 года в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17 февраля 2015 года N 422-О, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
После уплаты 25 ноября 2019 года налогоплательщиком задолженности по налогам, взысканным решением Алтайского районного суда Алтайского края по делу N 2а-83/2019, в адрес Воронковой О.В. налоговым органом направлено требование N 114156 по состоянию на 04 декабря 2019 года, которым указано на необходимость уплаты в срок до 09 января 2020 года пени по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц в размере 101511, 85 руб.
27 декабря 2019 года Воронковой О.В. была оплачена задолженность по налогам, взысканным решением Алтайского районного суда Алтайского края по делу N 2а-421/2019, что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 57 Постановления от 30 июля 2013 года N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Исходя из вышеуказанных норм права следует, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.
В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса Российской Федерации.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Вышеуказанные положения закона дают основания для вывода о том, что налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
Положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в совокупности с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57, направлены на регламентацию срока направления требования об уплате пени в том случае, если недоимка по налогу должником погашена (срок ограничен тремя месяцами согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации), однако не препятствуют налоговому органу направить должнику требование об уплате пени в любое время до тех пор, пока основное обязательство об уплате налога не прекращено.
Судом установлено, что суммы недоимки по вышеуказанным налогам оплачены Воронковой О.В. 25 ноября 2019 года и 27 декабря 2019 года. Требование об уплате пени было сформировано налоговым органом по состоянию на 04 декабря 2019 года со сроком уплаты до 09 января 2020 года, то есть в установленный законом трехмесячный срок со дня оплаты задолженности 25 ноября 2019 года и до оплаты в полном объеме задолженности 27 декабря 2019 года.
В связи с неуплатой налогоплательщиком сумм пени, указанных в требовании, 19 марта 2020 года Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка N 2 Алтайского района Алтайского края с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Воронковой О.В.
Судебный приказ, вынесенный мировым судьей 01 апреля 2020 года, был отменен определением того же судьи 14 мая 2020 года.
С настоящим иском Межрайонная ИФНС России N 1 по Алтайскому краю обратилась в суд 08 сентября 2020 года, в предусмотренный законом шестимесячный срок.
Таким образом, срок обращения в суд за взысканием недоимки по пени административным истцом не пропущен, требование на уплату пени содержало сведения о пенях, начисленных на момент их составления.
Принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков обращения в суд, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания пени по вышеуказанным налогам.
Так, за период с 12 декабря 2017 года по 24 ноября 2019 года сумма пени по транспортному налогу, начисленная на недоимку за 2015, 2016 годы составила 122, 67 руб. (730, 00 * 6 * 1/300 * 8.25% * 1/100) + (730, 00 * 56 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (730, 00 * 42 * 1/300 * 7.5% *1/100) + (730, 00 * 175 * 1/300 * 7.25% * 1/100) + (730, 00 * 91 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (730, 00 * 182 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (730, 00 * 42 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (730, 00 * 42 * 1/300 * 7.25% * 1/100) + (730, 00 * 49 * 1/300 * 7% * 1/100) + (730, 00 * 28 * 1/300 * 6.5% *1/100).
За период с 20 декабря 2018 года по 03 декабря 2019 года сумма пени по транспортному налогу, начисленная на недоимку в размере 730 руб. за 2017 год составила 55, 96 руб. (730, 00 * 179 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (730, 00 * 42 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (730, 00 * 42 * 1/300 * 7.25% * 1/100) + (730, 00 * 49 * 1/300 * 7% * 1/100) + (730, 00 * 37 * 1/300 * 6.5% * 1/100).
Таким образом, сумма пени, начисленная на задолженность по транспортному налогу за 2015-2017 годы верно исчислена налоговым органом и составила 178, 63 руб.
Сумма пени по земельному налогу, начисленная на недоимку за 2015, 2016 годы за период с 12 декабря 2017 года по 24 ноября 2019 года верно исчислена налоговым органом в размере 61027, 60 руб. (345991, 00 * 6 * 1/300 * 8.25% *1/100) + (345991, 00 * 56 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (345991, 00 * 42 * 1/300 * 7.5% х 1/100) + (345991, 00 * 175 * 1/300 * 7.25% * 1/100) + (345991, 00 * 91 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (345991, 00 * 182 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (345991, 00 * 42 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (345991, 00 * 42 * 1/300 * 7.25% х 1/100) + (345 991, 00 * 49 * 1/300 * 7% * 1/100) + (345991, 00 * 28 * 1/300 * 6.5% * 1/100).
За период с 20 декабря 2018 года по 03 декабря 2019 года на недоимку за 2017 год в размере 18725, 38 руб. (217305, 00 * 179 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (217305, 00 * 42 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (217305, 00 * 42 * 1/300 * 7.25% * 1/100) + (217 305, 00 * 49 * 1/300 * 7% * 1/100) + (217305, 00 * 37 * 1/300 * 6.5% * 1/100).
Вместе с тем налоговым органом предъявлена ко взысканию сумма задолженности по пени в меньшем размере на сумму 79 527, 65 руб, согласно направленному налогоплательщику требованию N114156, сформированному по состоянию на 04 декабря 2019 года.
Что касается определения суммы задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, то установлено, что 11 декабря 2020 года Воронкова О.В. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 1 по Алтайскому краю с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2017-2019 годы.
Согласно пункту 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 указанной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года N97-ЗС установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2020 года.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15 февраля 2019 года N 10-П, для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), а также соответствующих им размеров налоговых ставок, то есть для недопущения ситуаций, свидетельствующих о несправедливом налогообложении имущества граждан, следует исходить из того, что, если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте Российской Федерации для целей налогообложения, в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки. Если же кадастровая стоимость конкретного объекта недвижимости не определена, это не исключает применения взамен нее для целей налогообложения (по решению налогового органа, а при наличии спора - суда) рыночной стоимости соответствующего объекта, определенной в соответствии с требованиями нормативного регулирования оценочной деятельности. Отсутствие возможности исходить в указанных случаях из кадастровой (рыночной) стоимости и соответствующих ставок налога на имущество означало бы, в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3), недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.
Поэтому не должны являться препятствием к использованию для целей налогообложения кадастровой или рыночной стоимости объекта недвижимости неудобства, связанные с налоговым администрированием, поскольку цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П, от 17 января 2018 года N 3-П и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренные положения пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно (во всяком случае - в два раза и более) превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации в той мере, в какой они служат нормативным основанием для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и обусловленного применяемым способом определения налоговой базы размера налоговой ставки в тех субъектах Российской Федерации, в которых продолжает применяться инвентаризационная стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения.
Воронковой О.В. представлен ответ налоговой инспекции от 25 ноября 2020 года о рассмотрении обращения последней от 11 декабря 2020 года, которым указано, что основания для перерасчета за 2017-2019 годы налоговых обязательств за объекты с кадастровыми номерами *** у налогового органа отсутствуют, поскольку сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости имущества существенно (в два и более раза) не превышает сумму налога, исчисляемую по кадастровой стоимости.
Однако налоговым органом произведен перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2017-2019 годы, в том числе, сумма налога за 2017 год уменьшена на 56 535 руб. и составила 11 416 руб.
Согласно направленному в адрес налогоплательщика налоговому уведомлению N 84558501 от 25 ноября 2020 года Воронковой О.В. произведен перерасчет налога на имущество физических лиц, в том числе за 2017 год, на объекты недвижимости с кадастровыми номерами *** (кадастровая стоимость - 774776); *** (кадастровая стоимость - 369908); *** (кадастровая стоимость - 3363313); *** (кадастровая стоимость - 885580), всего на сумму 11416 руб, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости осуществления перерасчета пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости перечисленных объектов налогообложения составила: за объекты недвижимости с кадастровыми номерами *** - 1937 руб.; *** - 185 руб.; *** - 8408 руб.; 22:02:23001:161 - 886 руб.
Следовательно, сумма пени по налогу на имущество физических лиц, начисленная на недоимку за 2017 год за период с 20 декабря 2018 года по 03 декабря 2019 года составила 1211, 11 руб. (14027 * 179 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (14027* 42 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (14027* 42 * 1/300 * 7.25% * 1/100) + (14027* 49 * 1/300 * 7% * 1/100) + (14027* 37 * 1/300 * 6.5% * 1/100).
Сумма пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы за период с 12 декабря 2017 года по 24 ноября 2019 года верно исчислена налоговым органом в размере 17063, 17 руб. (96738 * 6 * 1/300 * 8.25% *1/100) + (96738* 56 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (96738 * 42 * 1/300 * 7.5% х 1/100) + (96738 * 175 * 1/300 * 7.25% * 1/100) + (96738 * 91 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (96738 * 182 * 1/300 * 7.75% * 1/100) + (96738 * 42 * 1/300 * 7.5% * 1/100) + (96738 * 42 * 1/300 * 7.25% х 1/100) + (96738 * 49 * 1/300 * 7% * 1/100) + (96738 * 28 * 1/300 * 6.5% * 1/100).
Таким образом, сумма пени, подлежащая ко взысканию с административного ответчика, начисленная на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 годы, составляет 18 274, 28 руб.
Кроме того, разрешая вопрос о судебных расходах, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, взыскал с административного ответчика сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным решение суда в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, а также судебных расходов подлежит изменению.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, исходя из положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 3 139, 42 руб.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского районного суда Алтайского края от 02 октября 2020 года в части взыскания с Воронковой Ольги Васильевны задолженности по пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, в также судебных расходов изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю к Воронковой Ольге Васильевне удовлетворить в части.
Взыскать с Воронковой О. В, ДД.ММ.ГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю недоимку по пени по транспортному налогу за 2016, 2017 годы в размере 178, 63 рублей, недоимку по пени по земельному налогу за 2015-2017 годы в размере 79 527, 65 рублей, недоимку по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 годы в размере 18 274, 28 руб, всего взыскать 97 980, 56 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать с Воронковой О. В. в доход бюджета муниципального образования Алтайский район Алтайского края государственную пошлину в размере 3 139 рублей".
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Семенникова О.И. Дело N 33а-9198/2020
УИД 22RS0002-01-2020-000752-64
N2а-493/2020 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
29 декабря 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В, судей Соболевой С.Л, Зацепина Е.М, при секретаре Нечай А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронковой О. В. на решение Алтайского районного суда Алтайского края от 02 октября 2020 года по административному делу
по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю к Воронковой О. В. о взыскании пени по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского районного суда Алтайского края от 02 октября 2020 года в части взыскания с Воронковой О. В. задолженности по пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, в также судебных расходов изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю к Воронковой Ольге Васильевне удовлетворить в части.
Взыскать с Воронковой О. В, ДД.ММ.ГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: "адрес" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю недоимку по пени по транспортному налогу за 2016, 2017 годы в размере 178, 63 рублей, недоимку по пени по земельному налогу за 2015-2017 годы в размере 79 527, 65 рублей, недоимку по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 годы в размере 18 274, 28 руб, всего взыскать 97 980, 56 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать с Воронковой О. В. в доход бюджета муниципального образования Алтайский район Алтайского края государственную пошлину в размере 3 139 рублей".
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.