Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Утенко Р.В.
Судей
Ничковой С.С.
Вересовой Н.А.
при помощнике
Шаговик И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2021 года апелляционную жалобу Абакаровой И. Н. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску ТСЖ "Невский ключ" к Абакаровой И. Н. об обеспечении доступа в жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В, пояснения представителя истца Рыкова А.В, ответчика Абакаровой А.Н. и ее представителя Четвериковой Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ "Невский ключ" обратилось в суд с иском к Абакаровой И.Н. в котором указало, что является управляющей организацией "адрес" принадлежит "адрес" указанном доме.
В связи с обнаружением свища на стояке холодного водоснабжения на кухне в "адрес" ответчику многократно предлагалось предоставить доступ в квартиру для производства ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме, однако доступ не был обеспечен.
Действия ответчика приводят к разрушению общего имущества многоквартирного дома и нарушают правила пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем истец просил суд обязать ответчика обеспечить обеспечить представителям истца, а также представителям обслуживающей организации беспрепятственный доступ к расположенному в кухне "адрес" по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", стояку холодного водоснабжения на всем его протяжении для проведения ремонтных работ.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковое заявление удовлетворено.
Суд обязал Абакарову И. Н. обеспечить доступ уполномоченного представителя ТСЖ "Невский ключ", а также представителей обслуживающей организации к расположенному в кухне "адрес", стояку холодного водоснабжения на всем его протяжении для проведения ремонтных работ.
С Абакаровой И. Н. в пользу ТСЖ "Невский ключ" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
В апелляционной жалобе Абакарова И.Н. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу положений ч. 2, ч. 3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
На основании п. п. 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п. 11 указанных Правил, содержание общедомового имущества включает в себя осмотр, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 ответственными лицами, в том числе, управляющей организацией, обеспечивающей своевременное выявление соответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подпункты "д" и "и" пункта 10).
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на собственника жилого помещения.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт "е" пункта 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
При разрешении спора судом установлено, что ТСЖ "Невский ключ" является управляющей организацией и исполнителем услуг в отношении "адрес" Абакарова И.Н. проживает в "адрес" указанном доме.
В ходе обследования систем горячего и холодного водоснабжения "дата" с участием сотрудника СПб ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" обнаружен свищ на стояке холодного водоснабжения на кухне в квартире ответчика.
"дата" год ответчик предоставил истцу и представителю администрации Невского района Санкт-Петербурга доступ в квартиру, с согласия ответчика произведено вскрытие короба, в который зашиты стояки водоснабжения в квартире ответчика, для установки временного хомута на стояк холодного водоснабжения на кухне.
На следующий день доступ в квартиру для проведения ремонтных работ предоставлен не был.
"дата" Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга выдала истцу предписание N... -Р о необходимости устранения в срок до "дата" неудовлетворительного состояния трубопровода системы холодного водоснабжения в квартире, принадлежащей ответчику.
Письмами и обращениями от "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", "дата" истец с указанием на необходимость ремонта и согласования удобной даты предлагал ответчику согласовать даты и время предоставления доступа, однако доступ предоставлен не был, как и не были согласованы даты производства ремонта.
"дата" Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга по ходатайству истца приняла решение о продлении срока исполнения предписания до "дата".
Присутствовавшая в судебном заседании от "дата" ответчик пояснила суду, что действительно, на участке стояка холодного водоснабжения, проходящем через кухню квартиры ответчика, под потолком в 30 см обнаружен свищ, который был забандажирован, однако это временная мера, трубу нужно менять. Доступ в квартиру она предоставляет всем заинтересованным службам, она и сама ожидала работников для ремонта стояка, однако против удовлетворения исковых требований ответчик возражала.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены достоверные доказательства неоднократного обращения к ответчику с предложениями согласования времени и места производства необходимых работ, тогда как ответчиком доказательств согласования дат и предоставления ответчику возможности доступа к общему имуществу для производства его ремонта, напротив, не представлено. Указанное явилось основанием к удовлетворению иска и возложению на ответчика обязанности обеспечить доступ уполномоченного представителя ТСЖ "Невский ключ", а также представителей обслуживающей организации к расположенному в кухне "адрес", стояку холодного водоснабжения на всем его протяжении для проведения ремонтных работ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на надлежащей оценке представленных доказательств и постановленными при правильном применении норм законодательства.
Из правовой позиции ответчика следует, что она не согласна в добровольном порядке устранить нарушения, отраженные в предписании и исковом заявлении, между тем Абакарова И.В. как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе подтверждает факт необходимости замены стояка холодного водоснабжения.
Ссылки апеллянта на злоупотребление правом со стороны истца носят необоснованный характер, поскольку на основании обращения Абакаровой И.В. "дата" ТСЖ "Невский ключ" провел обследование стояка холодной воды в "адрес", о чем составлен соответствующий акт. Данным актом установлено, что на стояке ХВС имеется свищ. Стояк зашит коробом и модулями кухонной мебели. Ответчику было предложено в течение двух недель обеспечить проведение ремонтных работ путем предоставления доступа к аварийному участку стояка ХВС. Доказательств обеспечения такого доступа ответчиком в нарушении ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не получала предписаний, писем и обращений истца о предоставлении доступа в жилое помещение, судебной коллегией отклоняется.
В силу части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, истец предпринял все необходимые меры для получения добровольного доступа в "адрес", принадлежащую на праве собственности Абакаровой И.Н.
Доводы жалобы о неверном распределение судебных расходов по уплате государственной пошлины подлежат отклонению, поскольку в силу пункта 2 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - инвалиды первой и второй группы. Положения данной нормы закона не освобождают ответчика, независимо от наличия у него инвалидности первой группы от возмещения в силу ст. 98 ГПК РФ истцу фактически понесенных судебных расходов в связи с обращением за защитой права в суд.
Абакарова И.Н. является ответчиком по делу, следовательно, суд первой инстанции обоснованно взыскал с нее судебные расходы по уплате государственной пошлины, как с проигравшей стороны.
Доводы жалобы о допущенном судом процессуальном нарушении, выразившемся в необоснованном отклонении судом ходатайства об отложении судебного заседания в связи с болезнью ответчика и рассмотрении дела по существу в его отсутствие, что лишило апеллянта возможности лично присутствовать при вынесении решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку удовлетворение ходатайства является правом, а не обязанностью суда. Само по себе отклонение судом первой инстанции ходатайства об отложении судебного заседания и рассмотрение дела по существу в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в отсутствие доказательств со стороны ответчика об уважительности причин неявки в судебное заседание согласно ч.3 ст. 167 ГПК РФ, не свидетельствует о нарушении процессуальных прав ответчика и незаконности оспариваемого судебного постановления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.