Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Шеломановой Л.В.
судей
Поповой Е.И, Есениной Т.В.
при секретаре
Витвицкой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 декабря 2020 года апелляционную жалобу Щербаковой С.Е.С на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 05 августа 2020 года по административному исковому заявлению N2а-937/2020 по административному исковому заявлению Щербаковой С.Е.С к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя административного истца Щербаковой Г.А. - Рази А.Е, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям - Игнатьеву Н.С. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербакова Г.А. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 16 сентября 2019 года N ОЗН/01/19-244, выданное старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее - Управление Россельхознадзора).
В обоснование требований административного иска указала, что является собственником земельного участка кадастровый номер N.., расположенного в Кировском районе Ленинградской области, ЗАО "Ладога", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, что отражено в общедоступном Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. "дата", указанный земельный участок был передан административным истцом в аренду на пять лет юридическому лицу - Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Торговый дом фермеров и сельскохозяйственных товаропроизводителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга". Государственная регистрация договора аренды земельного участка состоялась "дата", номер регистрации N.., тем самым государство удостоверило обременение права собственности административного истца на земельный участок в виде права аренды. Управление Росреестра произвело государственную регистрацию перехода права владения и пользования земельным участком от Щербаковой Г.А. к арендатору на период с "дата" по "дата". В 2017 году к административному истцу стало известно, что на указанном земельном участке собственник соседнего земельного участка складировал отвалы глины, образовавшиеся при строительстве на соседнем земельном участке пляжа на берегу реки Кобона. В связи с этим Щербакова Г.А. обратилась к административному ответчику за защитой своего права. Однако, на основании приказа от 09 августа 2019 года N 1332-п Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям, в отношении административного истца проведена внеплановая проверка.
По результатам внеплановой проверки Щербаковой Г.А. выданы, акт проверки от "дата" N N.., а также предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от "дата" N N... В порядке обжалования Щербакова Г.А. "дата", обратилась в Россельхознадзор г..Москвы. Ответа на указанную жалобу административным истцом не получено. По мнению административного истца, оспариваемое предписание является незаконным, поскольку оснований для издания приказа надзорного органа о проведении в отношении неё внеплановой выездной проверки не имелось. Более того, в результате проведенной проверки, административным ответчиком неправильно установлено лицо, которое на момент проведения проверки и выдачи предписания использовало земельный участок. Сведения о том, что земельный участок находится в аренде, отражены в акте проверки.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, административный истец, ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что решение суда первой инстанции является неправильным по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Щербакова Г.А, административный ответчик старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям С.Е.С не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайств об отложении судебного разбирательства не представлено. Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установилсуд первой инстанции, и следует из материалов дела, Щербакова Г.А. является собственницей земельного участка с кадастровым номером N... расположенного в Кировском районе Ленинградской области (л.д. 129-130 т.1).
Данный участок имеет сельскохозяйственное назначение, общую площадь 66, 3351 га, разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства". Указанный земельный участок является сельскохозяйственным угодьем - пашней осушенной из сельскохозяйственных угодий ЗАО "Ладога".
09 августа 2019 года приказом Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям назначено проведение внеплановой проверки в отношении собственника указанного участка Щербаковой Г.А. Проверка назначена в целях предотвращения возможного причинения вреда окружающей среде на основании мотивированного представления от 26 июля 2019 года N 74, в рамках осуществления государственного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", назначена (л.д. 33-38 т.1).
Согласно мотивированному представлению старшего государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям С.Е.С на основании проведенного обследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером N... не соответствует требованиям земельного законодательства о землях сельскохозяйственного назначения ввиду зарастания травянистой сорной и древесно-кустарной растительностью, что может повлечь возникновение стихийных пожаров, а также деградационных процессов, приводящих к снижению почвенного плодородия и истощению почв, ухудшению ее водно-физических свойств (л.д. 39-42 т.1)
В период с "дата" по "дата" старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям С.Е.С с привлечением иных специалистов проведена внеплановая проверка в отношении Щербаковой Г.А, как собственника земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 66, 3351 га.
По результатам проверки "дата" составлен Акт проверки N N... установлено: перекрытие поверхности почвы буртами грунта неизвестного происхождения, высотой до 1, 5 м, площадь перекрытия поверхности почвы составляет 1, 72 га, бурты частично заросли многолетней сорной травянистой растительностью. признаков снятия плодородного слоя почвы не установлено; на площади 66, 3351 га. зафиксировано зарастание многолетней сорной травянистой, древесно-кустарниковой растительностью; откосы каналов открытого типа мелиоративной системы земельного участка площадью 66, 3351 га. заросли многолетней сорной травянистой, древесно-кустарниковой растительностью; признаков проведения обязательных мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также признаков сельскохозяйственного использования земельного участка не зафиксировано, документы о проведении указанных мероприятий не представлены; земельный участок находится в долгосрочной аренде у сельскохозяйственного потребительского кооператива "Торговый дом фермеров и сельскохозяйственных производителей ЛО и СПб" ; по факту перекрытия плодородного слоя почвы грунтами неизвестно происхождения согласно ответа ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области от 26 июня 2019 года установлено, что "с апреля 2018 года на территории ДНП "Ладога клуб" велись работы по сооружению пожарного водоема, грунт вывозился автотранспортом и выгружался на поле по указанию Б.В.В..; выявленное состояние земельного участка сельскохозяйственного назначения свидетельствует о неисполнении собственником Щербаковой Г.А. требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, ухудшающих качественное состояние земель, чем нарушены требования части 2 (пп.1, 2, 3) статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 10 января 1998 года " 101-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 29 Федерального закона от 10 января 1996 года " 4-ФЗ "О мелиорации земель",
пункта 2.2. Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхопромом России 26 мая 1998 года (л.д. 21-26 т.1, л.д. 29-34 т.2).
Тогда же "дата" Управление Россельхознадзора в адрес Щербаковой Г.А. выдано предписание N N.., согласно которому в срок до "дата" включительно административный истец обязана обеспечить на земельном участке с кадастровым номером N... устранение выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации - части 2 (пп.1, 2, 3) статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 10 января 1998 года " 101-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 29 Федерального закона от "дата" " 4-ФЗ "О мелиорации земель", пункта 2.2. Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхопромом России 26 мая 1998 года. Для устранения выявленных нарушений Щербаковой Г.А. также рекомендовано обеспечить на земельном участке с кадастровым номером N... выполнение обязанностей по рекультивации нарушенных земель, на основе разработанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N800 "О проведении рекультивации и консервации земель (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") проектной документации: 1.1 ликвидировать перекрытие поверхности почвы земельного участка на площади 1, 72 га грунтами неизвестного происхождения; 1.2. восстановить нарушенный плодородный слой почвы на площади 1, 72 га на глубину не нее 0, 25 м.; провести на всей площади земельного участка обязательные мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия почв земельного участка, в соответствии с требованиями Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"; ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и обеспечить использование земельного участка в соответствии с целевым назначением земель и разрешенным видом использования (л.д. 17-20 т.1, л.д. 35-38 т.2).
Постановлениями заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской области от "дата" и "дата" Щербакова Г.А. привлечена к административной ответственности на основании ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 58-68 т.1), а также на основании ч.1 ст.10.10 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей (л.д. 4-10 т.2).
Решением судьи Ленинградского областного суда от "дата" вышеназванные постановления заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от "дата" и "дата" в части квалификации совершенных правонарушений оставлены без изменения, жалобы Щербаковой Г.А. без удовлетворения (л.д.228-236 т. 1).
Разрешая заявленные Щербаковой Г.А. требования, суд первой инстанции установилотсутствие оснований для признания оспариваемого предписания незаконным, поскольку оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства по утвержденной форме, материалами дела доказан факт нарушения административным истцом требований земельного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами и организациями, а также гражданами, требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Из содержания пункта 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации следует, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (пункт 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (пункт 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации проводятся в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исходя из содержания ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В силу пунктов 5.1.6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 327, данная служба осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 10 Положения об Управлении Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области определено, что Управление в установленном порядке осуществляет иные разрешительные контрольно-надзорные полномочия, а также меры государственного принуждения, установленные законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 73 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов, утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08 июля 2019 г. N 662 результатом осуществления государственного земельного надзора в форме административного обследования объекта земельных отношений являются: составление акта административного обследования с приложением необходимых документов (в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства); составление заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации; выдача предостережения о недопустимости нарушения требований законодательства (в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий); составление мотивированного представления должностным лицом Россельхознадзора (территориального органа) по результатам административного обследования объекта земельных отношений о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 12 указанного регламента результатом осуществления государственного земельного надзора в форме административного обследования объекта земельных отношений являются: составление акта административного обследования с приложением необходимых документов (в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства); составление заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации; выдача предостережения о недопустимости нарушения требований законодательства (в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий); составление мотивированного представления должностным лицом Россельхознадзора (территориального органа) по результатам административного обследования объекта земельных отношений о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из вышеизложенного, следует, что вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Россельхознадзора.
Таким образом, по настоящему делу исходя из характера возникших между сторонами правоотношений и положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом первой инстанции установлено, что административным ответчиком приведенные выше правовые нормы, регулирующие порядок осуществления государственного земельного надзора соблюдены, проверка проведена в отношении надлежащего субъекта спорных правоотношений, полномочным должностным лицом, по форме, содержанию и срокам соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия о находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что нахождение земельного участка в аренде в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает собственника земельного участка от обязанности надлежащего содержания, принадлежащего ему имущества.
По смыслу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (часть 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, Щербакова Г.А, являясь собственником земельного участка сельхозназначения, кадастровый N.., расположенного в Кировском районе Ленинградской области, ЗАО "Ладога", обязана использовать его по назначению, не допускать зарастание деревьями и кустарниками, сорными растениями, принимать меры для воспроизводства почвы, сохранения достигнутого уровня мелиорации, принимать меры пожарной безопасности, не допускать загрязнения отходами от порубки деревьев.
Актом проверки от "дата" N N.., установлен факт зарастания земельного участка многолетней сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, что указывает на допущенные Щербаковой Г.А. нарушения земельного законодательства.
В связи с этим, выданное Управлением Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям предписание от "дата" N N.., согласно которому в срок до "дата" Щербакова Г.А. обязана устранить нарушения земельного законодательства является законным и обоснованным.
Поскольку земельный участок подлежит использованию по целевому назначению, в целях сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, то его зарастание травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, правильно признано административным ответчиком недопустимым.
Указанные в предписании от "дата" N N... работы, носят рекомендательный характер. Собственник земельного участка вправе самостоятельно определять те виды работ, которые необходимо осуществить для устранения выявленных нарушений земельного законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что к деградации земельного участка административного истца привела деятельность гр. С.Е.С, не влияют на обоснованность вынесения оспариваемого предписания. При этом, в случае доказанности вины указанного лица административный ответчик не лишена возможности взыскания с него ущерба, выразившегося в расходах понесенных на восстановление нарушенного права.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 05 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.